Решение Самарского областного суда от 12 июля 2018 г. N 3а-1146/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1146/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т..." о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, Установил:
Акционерное общество "Т..." (далее АО "Т..") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов N N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18.10.2017 года, со дня принятия.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечень необоснованно включены принадлежащие обществу нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, расположенные по адресу: <адрес>, которые не отвечают требованиям статьи 378.2 НК РФ, поскольку являются вспомогательными корпусами производственного предприятия. Нежилые здания расположены на земельных участках, имеющих разрешенное использование "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений" и "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений административно-хозяйственной зоны". В целях исключения нахождения на территории предприятия посторонних лиц установлен пропускной режим. Включение названных нежилых зданий в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
Просит заявленные требования удовлетворить, взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца М.Ю.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, пояснила, что нормативно-правовой акт принят без фактического осмотра объектов, что привело к необоснованному отнесению зданий к объектам, подпадающим под критерии, установленные положениями ст. 378.2 НК РФ.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области Т.С.А., действующий на основании доверенности, требования не признал, пояснил, что включение объектов в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с их наименованием. В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий и помещений, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 г. N 402, по результатам осмотра, вид фактического использования спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, исходя из соотношения площадей, министерством определен как объекты административного (офисного) назначения, объекта с кадастровым номером N как объекта офисного и торгового назначения.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ООО "С...", АО "Газпромбанк" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора С.А.С., полагавшей, что заявленные требования являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО "Т..." подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18.10.2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 и вступил в силу с 01.01.2018 года.
Административный истец обратился в суд 10.05.2018 года, то есть в период действия оспариваемого нормативно-правового акта.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Судом установлено, что в вышеуказанный Перечень на основании сведений ЕГРН, полученных в порядке информационного взаимодействия от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области министерством имущественных отношений включены:
под пунктом N нежилое здание административно-бытовой корпус цеха БК-5 с кадастровым номером N, площадью 2 522, 40 кв. м; под пунктом N нежилое здание И-20А административные помещения с лабораторией цеха БК-3 с кадастровым номером N, площадью 3 949, 9 кв. м; под пунктом N нежилое здание административный блок цеха N 102 с кадастровым номером N, площадью 395 кв. м; под пунктом N нежилое здание заводоуправления цеха АХО, с кадастровым номером N, площадью 1197, 5 кв. м; под пунктом N нежилое здание административно-бытовой блок цеха N 102 с кадастровым номером N, площадью 1370, 8 кв. м; под пунктом N нежилое здание заводоуправления цеха АХО с кадастровым номером N, площадью 2 430, 80 кв. м; под пунктом N нежилое здание столовой с кадастровым номером N, площадью 1706,90 кв. м; под пунктом N нежилое здание административный корпус завода N 2 с кадастровым номером N, площадью 505, 30 кв. м.; под пунктом N нежилое административное здание N 3 с кадастровым номером N, площадью 1854, 80 кв. м; под пунктом N нежилое административное здание с кадастровым номером N, площадью 1739, 20 кв. м; под пунктом N нежилое здание конторы склада оборудования цеха база оборудования с кадастровым номером N, площадью 139, 60 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>:
Собственником данных зданий является АО "Т...", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Основанием возникновения права собственности является разделительный баланс, утвержденный решением единственного акционера ОАО "Химпром" от 31.01.2008 г.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26.06.2018 г., местом нахождения юридического лица АО "Т..." является: <адрес>. Основной вид деятельности общества - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, дополнительные - производство основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, строительство жилых и нежилых зданий и пр.
Общество имеет лицензию на эксплуатацию по адресу: <адрес> взрыво-пожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, П, Ш классов опасности N ВХ-53-027219 от 16.02.2016 г., выданную Средне-Поволжским управлением Федеральной Службы по экологическому технологическому и атомному надзору.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, все спорные здания имеют назначение "нежилые здания" и назначение:
КН N "административный корпус завода N 2",
КН N "административно-бытовой корпус цеха БК-5",
КН N "административный блок цеха N 102",
КН N "административно-бытовой блок цеха N 102",
КН N "контора склада оборудования цеха база оборудования",
КН N "здание И-20А административные помещения с лабораторией цеха БК-3",
КН N "здание заводоуправления цеха АХО",
КН N "здание заводоуправления цеха АХО",
КН N "административное здание",
КН N "столовая А7 на 274 места",
КН N "административное здание N 3".
При этом, информация о процентном соотношении площади помещений, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, к общей площади зданий, в ЕГРН отсутствует.
Технические паспорта на указанные здания сведений о наличии помещений с наименованием "офисные" не содержат.
Из материалов дела также следует, что спорные объекты капитального строительства расположены на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений", находящемся в собственности АО "Т...", за исключением зданий с кадастровыми номерами N ("административное здание") и N ("административное здание N 3"), которые находятся на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений административно-хозяйственной зоны", предоставленном обществу в аренду Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на основании договора от 21.01.2016 г. на период до 31.12.2061 г. Земельные участки расположены в территориальной зоне ПК-1 - зона промышленных объектов 1-П классов опасности. Данные обстоятельства подтверждены выписками из ЕГРН, градостроительным планом земельного участка N, утвержденным распоряжением мэрии г. Тольятти от 28.04.2016 г. N, договором аренды земельного участка N.
Таким образом, по сведениям ЕГРН виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, не предусматривают размещение на них административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или общественного питания, следовательно, объекты недвижимости не подлежали включению в Перечень по названному признаку.
С учетом установленных обстоятельств, одно только наименование спорных нежилых зданий не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Вместе с тем, как следует из материалов дела мероприятий по определению фактического использования объектов капитального строительства на момент формирования и утверждения Перечня в 2017 году административным ответчиком не проводилось.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
В ходе судебного разбирательства по поручению министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченной организацией ГКУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" проведены осмотры 8 из 11 спорных нежилых зданий в целях установления их фактического использования.
Согласно актам осмотра от 07.07.2018 года:
в здании КН N административно-бытового блока цеха N 102, площадью 1370, 8 кв. м - помещения, площадью 536,9 кв. м (39%) используются как офисные и сопутствующая офисная инфраструктура;
в здании КН N И-20А административные помещения с лабораторией цеха БК-3, площадью 3 949, 9 кв. м - помещения, площадью 2 266, 9 кв. м (57%) используются как офисы и сопутствующая офисная инфраструктура;
в здании КН N заводоуправления цеха АХО, площадью 1197, 5 кв. м - помещения, площадью 820, 4 кв. м (69%) используются как офисы;
в здании КН N заводоуправления цеха АХО, площадью 2 430, 80 кв. м - помещения, площадью 1676, 3 кв. м (69%) используются как офисы и объект торгового назначения (13, 3 кв. м);
в здании КН N административно-бытового корпуса цеха БК-5, площадью 2 522, 40 кв. м - помещения площадью 777,8 кв. м (31%) используются как офисы и сопутствующая офисная инфраструктура;
в здании КН N административного блока цеха N 102, площадью 395 кв. м - расположены склады, комната отдыха и приема пищи, мастерская, коридоры, тамбур, в помещения площадью 89,5 кв. м (27%) доступ не предоставлен;
в здании КН N столовой, площадью 1706,90 кв. м - имеются кухня, моечная, помещение для хранения мебели, технические помещения (электрощитовая, бойлерная), тамбур, коридор, лестница, санузлы, пустые помещения, раздевалка; доступ не предоставлен в помещения площадью 109, 9 кв. м (6,4%);
в здании КН N конторы склада оборудования цеха база оборудования, площадью 139, 60 кв. м - помещения площадью 26,2 кв. м используются как офисные, в помещения площадью 20,3 кв. м доступ не предоставлен: 46, 5 кв. м (33%) определены как офисы и сопутствующая офисная инфраструктура.
Из актов осмотра также следует, что беспрепятственный доступ на прилегающую к объектам территорию отсутствует. Возможность получения услуг в объектах неограниченному кругу лиц установить не удалось.
При этом, к офисам и офисной инфраструктуре в соотношении нумерации помещений в актах к имеющейся в технических паспортах зданий, отнесены рабочие кабинеты, приемные, классы, подсобные помещения, актовые залы.
Данных, подтверждающих фактическое использование зданий или их части для размещения офисов, что по смыслу ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона о налоге на имущество организаций подразумевает осуществление в данных зданиях самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности, представленные административным ответчиком акты не содержат.
Поскольку здания с кадастровыми номерами N, N, N административный ответчик осмотреть отказался, осмотр данных зданий на предмет фактического использования проведен по инициативе административного истца.
Согласно актам осмотра от 28.06.2018 г., подготовленным кадастровым инженером ООО "Право. Изыскания. Кадастр" ФИО1:
административное здание КН N площадью 1739, 20 кв. м является одним из корпусов производственного комплекса, в нем располагается административно-управленческий персонал и руководство АО "Т...": кабинеты, архивные помещения, конференцзал, коридоры, тамбуры, подсобные помещения, умывальники, электрощитовая, комната вахтера, приемная, зал славы (музей) достижений предприятия; здание носит вспомогательный характер и используется в административно-хозяйственной деятельности предприятия.
административное здание N 3 КН N, площадью 1854, 80 кв. м согласно документам технического учета по своему назначению является административным зданием с видом использования "учебный корпус", помещения которого имеют наименования: кабинеты, класс, приемная, коридоры, тамбуры, подсобные, лестницы, туалет, умывальник, вестибюль, бойлерная, электрощитовая. В здании располагается учебный корпус, где проводятся учебные занятия с работниками предприятия по охране труда, технике безопасности, организуются спортивные мероприятия, а также первичная профсоюзная организация предприятия, административно-управленческий персонал служб по работе с кадрами и персоналом АО "Т...". Здание используется в производственно-административной деятельности предприятия.
здание административного корпуса завода N 2 КН N, площадью 505, 30 кв. м. согласно документам технического учета включает помещения с наименованием: кабинеты, приемная, коридоры, лестницы, подсобные, мастерская, сварочный пост, арматурная, туалет. В здании располагается административно-управленческий персонал АО "Т...", а также вспомогательные помещения мастерских. Помещения здания используются для размещения рабочих мест инженерно-технических работников и руководства инженерно-технического центра (отдела) завода.
По заключению кадастрового инженера помещения административного назначения носят вспомогательный характер по размещению собственного административно-управленческого персонала и персонала профсоюзной организации предприятия, являются корпусами производственного комплекса.
Из материалов дела следует также, что территория предприятия имеет капитальное ограждение. Проход, проезд на территорию осуществляется через КПП. Охрану объектов и имущества АО "Т...", обеспечение внутриобъектового и пропускного режима круглосуточно осуществляет ООО "Частное охранное предприятие "Х..." по договору от 11.01.2018 г., организованы 24 внутренних и наружных стационарных поста.
Судом также установлено, что по договору от 18.10.2016 г. здания с кадастровыми номерами N "административный блок цеха N 102" и N "административно-бытовой блок цеха N 102" на период до 31.12.2026 г. переданы в аренду ООО "С...".
Основным видом деятельности ООО "С..." согласно сведениям ЕГРЮЛ, является производство синтетического каучука. По условиям договора аренды административное и административно-бытовое здания переданы в пользование ООО "С..." в комплексе с промышленными объектами для эксплуатации в производственных целях (п. 1.3). При этом, АО "Т..." и ООО "С..." имеют одного учредителя - ПАО "Сибур Холдинг" и, таким образом, входят в указанный холдинг.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставленные ООО "С..." в аренду здания не отвечают критериям офисных объектов, поскольку используются для размещения служб промышленного предприятия в производственных целях. Самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, прямо или косвенно не связанная с обеспечением производственной деятельности предприятия, АО "Т..." в данных зданиях не осуществляется.
Установлено также, что по договору от 01.05.2017 г. АО "Т..." передало в аренду АО "Газпромбанк" на период до 30.04.2022 г. кабинеты N 12, 13, общей площадью 23, 4 кв. м на 1 этаже нежилого здания заводоуправления АХО с кадастровым номером N в целях размещения дополнительного офиса банка. Как пояснил представитель административного истца аренда помещений АО "Газпромбанк" обусловлена необходимостью оптимизации условий предоставления услуг работникам предприятия, являющихся держателями "зарплатных" карт данного банка.
Согласно акту осмотра ГКУ "Региональный центр недвижимости" в том же здании имеется помещение, площадью 13,3 кв. м, используемое как объект торгового назначения.
Таким образом, офисные и торговые помещения в здании с кадастровым номером N составляют 36,7 кв. м, то есть менее 20% от его общей площади 2430,80 кв. м, что не соответствует критериям, предусмотренным п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Как видно из материалов дела, принадлежащий административному истцу объект с кадастровым номером N, имеет назначение - нежилое здание, наименование - здание лит. А 90 Столовая А-7 на 274 места.
Вместе с тем суд полагает, что отнесение административным ответчиком задания столовой к объектам общественного питания не соответствуют фактическому его назначению и использованию.
Указанное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого, как отмечалось выше, "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений" не предусматривает размещение объектов общественного питания.
В силу пункта 16 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" под общественным питанием (индустрией питания) понимается самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Исполнитель обязан: оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами; довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.
Пунктом 5.1 СНИП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания" установлено, что бытовые здания предприятий предназначены для размещения в них помещений социального обслуживания работающих: санитарно-бытовых, здравоохранения, общественного питания, торговли, службы быта, культуры.
Материалами дела подтверждается, что спорное здание столовой входит в состав производственного комплекса предприятия АО "Т..." по адресу: <адрес>, где осуществляется химическое производство, и расположено на территории единой производственной площадки, вход на которую ограничен. Наличие здания столовой как такового является необходимым условием осуществления деятельности административного истца по организации питания работников предприятия, которые вследствие отдаленности предприятия от инфраструктуры города, а также режима работы, не имеют иной возможности организовать свое питание в обеденный период, при этом обслуживание неограниченного круга лиц исключено, в связи с установленным на заводе внутриобъектовым контрольно-пропускным режимом.
Акт осмотра от 07.07.2018 года, подготовленный ГКУ "Региональный центр недвижимости", не свидетельствует об использовании здания столовой в качестве объекта общественного питания.
В связи с этим суд приходит к выводу, что здание столовой не предназначено для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности и извлечения прибыли, поэтому не относится к объектам общественного питания, используемым для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сведений о фактическом использовании нежилых зданий в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, в смысле, придаваемом ст. 378.2 НК РФ, суду не представлено.
Суд полагает, что административным ответчиком не доказан факт соответствия спорных объектов недвижимости, находящихся в собственности АО "Т...", критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Спорные объекты недвижимого имущества составляют инфраструктуру промышленного предприятия, входят в единый производственный комплекс в качестве объектов вспомогательного назначения. Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию офис, поскольку используются для целей осуществления хозяйственной деятельности. В зданиях располагаются только службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание производства.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о необоснованности включения спорных объектов в Перечень на 2018 год, являются обоснованными, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб., понесенные в связи с подачей иска, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением N от 20.04.2018 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Т..." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18.10.2017 года в части включения в него:
- под пунктом N нежилого здания административно-бытовой корпус цеха БК-5 с кадастровым номером N, площадью 2 522, 40 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания И-20А административные помещения с лабораторией цеха БК-3 с кадастровым номером N, площадью 3 949, 9 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания административный блок цеха N 102 с кадастровым номером N, площадью 395 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания заводоуправления цеха АХО, с кадастровым номером N, площадью 1197, 5 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания административно-бытовой блок цеха N 102 с кадастровым номером N, площадью 1370, 8 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания заводоуправления цеха АХО с кадастровым номером N, площадью 2 430, 80 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания столовой с кадастровым номером N, площадью 1706,90 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания административный корпус завода N 2 с кадастровым номером N, площадью 505, 30 кв. м.;
- под пунктом N нежилого административного здания N 3 с кадастровым номером N, площадью 1854, 80 кв. м;
- под пунктом N нежилого административного здания с кадастровым номером N, площадью 1739, 20 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания конторы склада оборудования цеха база оборудования с кадастровым номером N, площадью 139, 60 кв. м,
расположенных по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу акционерного общества "Т..." судебные расходы по оплате государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.