Решение Самарского областного суда от 30 июля 2018 г. N 3а-1265/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1265/2018 по административному исковому заявлению Бузина С.Л. о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области,
установил:
Б.С.Л. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим пункт N N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год", утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258.
В обоснование требований указано, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежавшее административному истцу в период с 19.08.2009 г. по 01.08.2016 г. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку наименование и фактическое использование помещения не предусматривает размещение офисов и торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно сведениям регистрирующего органа и технической документации, объект является нежилым помещением, расположенным на первом этаже жилого дома, помещение арендуется организацией, осуществляющей медицинскую деятельность.
В судебном заседании административный истец и его представитель Бузина С.В., действующая на основании доверенности, поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Полагают, что спорное нежилое помещение было включено в Перечень на 2015 года без оснований и без проверки его фактического использования. Административный истец обращался в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении нежилого помещения из Перечней на 2015, 2016 гг., однако приказом министерства имущественных отношений от 06.02.2018 г. нежилое помещение было исключено только из Перечня на 2016 г., тогда как используется в медицинских целях с 2015 года.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что спорный объект включен по данным, полученным из регистрирующего органа, как нежилое помещение, расположенное на 1 этаже жилого дома, которое может быть использовано и как торговый объект и как объект бытового обслуживания. Данный объект не мог быть исключен из Перечня на 2015 год, поскольку Порядок определения вида фактического использования зданий и помещений был утвержден постановлением Правительства Самарской области 25.07.2016 г. Однако, по итогам проверки фактического использования нежилого помещения, оно исключено из Перечней на 2016, 2017 и 2018 гг.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Б.Д.С. и представитель ООО "Т... лечебно-реабилитационный центр "Шаг" в судебное заседание не явились, в письменных ходатайствах просят суд рассмотреть дело без их участия, заявленные административные исковые требования полагают обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора К.А.И., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить, при этом суд исходит из следующего.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3258 от 28.11.2014 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год /далее Перечень/.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Под пунктом N в Перечень на 2015 год включено нежилое помещение, площадью 106,20 кв. м., 1 этаж комнаты N 117,118, 119,120,121,122,123, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Собственником спорного нежилого помещения в период с 19.08.2009 г. по 01.08.2016 г. являлся административный истец Б.С.Л., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.08.2009 г., договором купли-продажи от 19.08.2009 г.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из объяснений представителя министерства имущественных отношений Самарской области, спорное нежилое помещение включено в Перечень на 2015 г. исходя из сведений, содержащихся об объекте в Едином государственном реестре недвижимости, как помещение, которое может быть использовано под объект торговли или бытового обслуживания.
С доводами административного ответчика о наличии оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, суд не может согласиться.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование и назначение - "нежилое помещение".
При этом, информация о процентном соотношении площади помещений, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, к общей площади помещения, в ЕГРН отсутствует.
Установлено также, что указанное нежилое помещение находится на 1 этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации жилого комплекса поз. М-1 (в составе жилых домов М.4.1, М.2.1, М.2.2) зона N Ж-4, что подтверждается выписками из ЕГРН от 23.07.2018 г. Согласно документам технического учета - технического паспорта, нежилое помещение, площадью 106,2 кв. м., в соответствии с экспликацией расположено в литере А на 1 этаже и включает в себя: комната N 117 - кабинет, площадью 18,8 кв. м., комната N 118 - сан узел, площадью 3,7 кв. м., комната N 119 - холл, площадью 23,3 кв. м., комната N 120 - кабинет, площадью 19,5 кв. м., комната N 121 - туалет, площадью 2,0 кв. м., комната N 122 - коридор, площадью 16,9 кв. м., комната N 123 - кабинет, площадью 22,0 кв. м.
Таким образом, технический паспорт не содержит сведений о наличии помещений с наименованием "офисные", "торговые" и пр.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено помещение, не предусматривает размещение на нем административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или общественного питания, следовательно, объект недвижимости не подлежал включению в Перечень по названному признаку.
С учетом установленных обстоятельств, одно только наименование спорного нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Вместе с тем, как следует из материалов дела мероприятий по определению фактического использования объекта капитального строительства на момент формирования и утверждения Перечня в 2014 году административным ответчиком не проводилось.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Установлено, что указанное нежилое помещение Б.С.Л. с 08.11.2010 г. по 02.11.2015 г. было передано в аренду ООО "Т.. "Ш...", а с 02.11.2015 г. по 31.07.2016 г. находилось в безвозмездном пользовании той же организации, что подтверждается договором аренды нежилого помещения от 08.11.2010 г., актом приема-передачи от 08.11.2010 г., договором безвозмездного пользования нежилым помещением от 02.11.2015 г., актом приема-передачи нежилого помещения от 02.11.2015 г.
С 01.08.2016 г. собственником нежилого помещения с кадастровым номером N является Б.Д.С., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.09.2016 г.
Согласно выписке из государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Т... "Ш..." является общая врачебная практика.
ООО "Т... "Ш..." имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную Министерством здравоохранения Самарской области 07.10.2014 г., в том числе на оказание первичной доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи, включая помощи по неврологии, психиатрии-наркологии, эндокринологии, по сестринскому делу, по терапии.
Из приложения N 1 к вышеуказанной лицензии местом осуществления деятельности общества является: <адрес>, 1 этаж, комнаты N 117,118,119,120,121,122,123.
Материалами дела подтверждается, что 22.11.2017 г. Б.С.Л. обращался в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимости на 2015, 2016 гг.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 182 от 06.02.2018 года "О внесении изменений в приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", объект с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес> из Перечня на 2016 год исключен.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования ГКУ "Региональный центр недвижимости" от 18.12.2017 г. нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 106,2 кв. м. включает офис (комната N 117 (ч), 123 (ч)) площадью 14,2 кв. м., централизованную приемную (комната N 119) площадью 23,3 кв. м., медицинский кабинет (комната N 120, 123 (ч), 117 (ч)) площадью 46,1 кв. м., коридор (комната N 122) площадью 16,9 кв. м., санузел (комната N 118,128) площадью 5,7 кв. м.
Из письма министерства имущественных отношений Самарской области от 15 января 2018 года следует, что вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N определен как медицинский объект.
Доказательств, опровергающих доводы административного истца об использовании нежилого помещения в 2015 году организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимого имущества не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем отсутствовали основания для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год.
В данном случае, включение спорного нежилого помещения в Перечень произведено в целях налогообложения на 2015 год.
Несмотря на истечение срока действия, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по перерасчету излишне уплаченного налога на имущество физических лиц, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим пункта N N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2015 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Б.С.Л. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2015 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258, в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения, площадью 106,20 кв. м., 1 этаж, комнаты N 117,118, 119,120,121,122,123, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.