Решение Алтайского краевого суда от 22 августа 2018 г. N 3а-604/2018
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующими в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края", установил:
<данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, в котором просила признать недействующим приложение 2 к решению от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" в редакции решения от ДД.ММ.ГГ *** в части установления санитарно-защитной зоны Северного промышленного района, зоны затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников водоснабжения в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование административных исковых требований указано, что в фактическом пользовании административного истца находится самовольно возведенный жилой дом, расположенный на земельном участке по вышеуказанному адресу. В целях оформления прав на земельный участок <данные изъяты>. обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, который ДД.ММ.ГГ предварительно согласовал предоставление земельного участка и утвердил схему его расположения, но ДД.ММ.ГГ отказал в передаче спорного земельного участка в собственность со ссылкой на то, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> испрашиваемый объект расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, в зоне затопления паводком 1% обеспеченности и зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения. Соответственно, нахождение земельного участка в указанных зонах с особыми условиями использования территорий является препятствием для оформления земельного участка и последующей легализации самовольной постройки. Между тем, приведенные зоны с особыми условиями использования территорий отображены в Правилах землепользования и застройки городского округа - <адрес> в отсутствие установленных в предусмотренном порядке зон, что влечет ограничение права на приобретение земельного участка в собственность.
В судебном заседании административный истец и ее представитель <данные изъяты> поддержали административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, и просили признать недействующим приложение 2 к решению Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" в части установления санитарно-защитной зоны Северного промышленного района, зоны затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения в границах фактически используемого <данные изъяты> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель административного ответчика <данные изъяты> ранее в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, и объяснила, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. При этом согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края и Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, которая в приложении 2 к оспариваемому акту отображена совокупно от различных производственных и коммунально-складских предприятий в соответствии с установленными СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" расстояниями, в зоне затопления паводком 1% обеспеченности и в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения. Запрет строительства в зонах затопления без соответствующих сооружений инженерной защиты предусмотрен статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края. Зона санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения - реки Обь определена на основании Санитарных норм и правил *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***. В этой связи в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения административного истца и ее представителя, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (далее - Решение) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее - Правила) с картой градостроительного зонирования территории (приложение 1) и картой зон с особыми условиями использования территории (приложение 2), которое является нормативным правовым актом, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктами 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что установление санитарно-защитной зоны, зоны затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения в границах земельного участка, расположенного под самовольно возведенным жилым домом по адресу: <адрес>, в результате принятия Решения лишает административного истца возможности провести работы по оформлению права собственности на занимаемый земельный участок и <данные изъяты> полагает, что нарушается ее право на бесплатное предоставление его в собственность.
При таких обстоятельствах Решение может быть оспорено административным истцом в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В настоящее время Правила действуют с учетом внесения в них изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***, которыми санитарно-защитная зона, зона затопления паводком 1% обеспеченности и зона санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения в пределах спорного земельного участка не изменялись.
Правила и изменения в них приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 9 части 2 статьи 42 ранее действовавшего Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
При этом порядок принятия Правил и внесения в них изменений не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края. Данные обстоятельства подтверждаются решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты>. о признании не действующими в части Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, а также решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ (л.д. 44-61, том 2).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления санитарно-защитных зоны, зоны затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Материалами административного дела подтверждается, что в фактическом пользовании <данные изъяты> находится земельный участок по адресу: <адрес> с расположенным на нем жилым домом, ДД.ММ.ГГ постройки, который является самовольным строением (л.д. 11, 13-15, том 1).
Из технического заключения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГ следует, что указанный жилой дом соответствует действующим строительным нормам и правилам для жилых зданий, не ущемляет законных прав третьих лиц, не угрожает жизни и здоровью людей, поэтому пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации (л.д. 200-219, том 1).
ДД.ММ.ГГ комитетом по строительству, архитектуре и развитию <адрес> составлено техническое заключение ***, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес> в соответствии с Генеральным планом городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, находится в санитарно-защитной зоне Северно-Восточного промрайона, в водоохранной зоне реки Оби, в границах прибрежной защитной полосы и в зоне подтопления 1% паводковыми водами (л.д. 11-12, том 1).
Распоряжением комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов по адресу: <адрес> (л.д. 10, том 1).
С целью оформления права собственности на жилой дом и земельный участок <данные изъяты> обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Согласно приложению 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края" к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края находящийся в фактическом пользовании административного истца земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах санитарно-защитной зоны, зоны затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения (л.д. 161 и 163, том 1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа <данные изъяты> в предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, изложенным в ответе комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГ (л.д. 9, том 1).
Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление санитарно-защитных зон действующим законодательством не отнесено.
В силу частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" следует, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
На дату рассмотрения настоящего административного дела вступили в законную силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Пунктами 3 и 14 указанных Правил предусмотрено, что решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно-защитной зоны) прилагается проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно-защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление и изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены и изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п. 4.2 - п. 4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (п. 4.1)
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (п. 5.1 и п. 5.6 СанПиН ***).
В части 3 статьи 87 и пункте 5.1 части 5 статьи 90 Правил предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно-защитных зонах.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон. Существующие ограничения землепользования в санитарно-защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования какой-либо санитарно-защитной зоны при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству, а указание в градостроительных документах нормативных санитарно-защитных зон не предусмотрено.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю сведениям по вопросу установления санитарно-защитной зоны в районе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, данным государственным органом выданы санитарно-эпидемиологические заключения *** от ДД.ММ.ГГ на проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны <адрес> очистные сооружения канализации без иловых карт (КОС-1), расположенные по адресу: <адрес> а также *** от ДД.ММ.ГГ на проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны <данные изъяты> производственная площадка иловых площадок КОС-1 по адресу: <адрес> (л.д. 62-64, том 1).
Из отзыва <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ и схемы границы санитарно-защитной зоны КОС-1 следует, что спорный земельный участок частично попадает в санитарно-защитную зону очистных сооружений канализации без иловых карт (КОС-1) по адресу: <адрес> (л.д. 68-71, том 1).
Однако, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в отзыве от ДД.ММ.ГГ, а также ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю в ответе от ДД.ММ.ГГ указывают, что границы санитарно-защитных зон до настоящего времени не установлены, поскольку постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо решение Главного санитарного врача Алтайского края, его заместителя не выдавалось, зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитные зоны в районе земельного участка административного истца на кадастровый учет не поставлены (л.д. 62, 65-66, том 1).
Учитывая бремя доказывания, административный ответчик доказательств того, что спорный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне какого-либо конкретного предприятия, которому в установленном законом порядке выдавалось постановление или решение и заключение об установлении санитарно-защитной зоны как на момент отображения границ санитарно-защитных зон в Правилах землепользования и застройки (в приложении 2), так и на момент вынесения решения по административному делу не представил.
Тот факт, что в сводной пояснительной записке Генерального плана городского округа приведен список санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий Северного промышленного района <адрес>, не свидетельствует о законности их установления в Правилах землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут. По тем же основаниям подлежат отклонению доводы представителя административного ответчика о том, что санитарно-защитная зона установлена Правилами совокупно от всех предприятий, расположенных в районе спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в части установления санитарно-защитной зоны в границах фактически занимаемого административным истцом земельного участка противоречит статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также пунктам 4.2-4.4 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Также являются обоснованными административные исковые требования о признании нормативного правового акта недействующим в части отнесения земельного участка к зоне затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления, а также зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об определении границ зон затопления, подтопления", предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил определения границ зон затопления, подтопления).
В ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика не представлено доказательств установления зон затопления на территории <адрес> в соответствии с вышеуказанным порядком. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в отзыве на административные исковые требования указало на то, что поступившие из комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> материалы по определению границ зон затопления, подтопления городского округа возвращены для устранения замечаний (л.д. 194-195, том 1, л.д. 62, том 2).
Таким образом, при отсутствии установленных в соответствии с действующим порядком зон затопления, подтопления, в границы которых входит земельный участок административного истца, административные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Требования об оспаривании Правил в части распространения зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка по адресу: <адрес> также являются обоснованными по следующим основаниям.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1.2 Санитарных правил и норм *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - СанПиН ***), настоящие правила и нормативы определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 СанПиН ***).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН *** защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно пункту 2.2 СанПиН ***, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения - в соответствии с пунктом 2.3 СанПиН ***.
В силу пункта 1.3 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении или отказе в утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
К заявлению об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны водного объекта прилагаются, в том числе соответствующий санитарным правилам и нормам проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, текстовое и графическое описания местоположения границ зоны санитарной охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра, подготовленные в электронной форме в формате XML, в случае предоставления проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также может быть приложено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, выданное уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и его копию (пункт 2.2).
Проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта подлежит согласованию с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Алтайскому краю (пункт 3.1).
Решение об утверждении проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является основанием для установления границ и режима зон охраны этих источников.
В течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения уполномоченный орган направляет комплект документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (пункт 3.6).
Из приведенных норм права следует обязательность наличия единого документа, подтверждающего установление границ зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, при наличии которого земельные участки могут быть отнесены к ограниченным в обороте. Действующий порядок установления зон санитарной охраны не предусматривает их утверждение ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки муниципального образования.
В ходе рассмотрения административного дела с учетом поступивших отзывов на административный иск Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО "Барнаульский Водоканал", сведений Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и Алтайского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" не установлено нахождение спорного земельного участка во II поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (л.д. 68, 194-195, том 1, л.д. 63, 66 и 67, том 2).
Правовые акты уполномоченных органов, принятые до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации и устанавливающие зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в районе земельного участка административного истца, стороной административного ответчика не представлены.
Статья 52 Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес>, закрепляя перечень зон с особыми условиями, в качестве наименования нормативного правового акта, в соответствии с которым определена граница зоны, и (или) документа, которым определена граница зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предусматривает пункты 3.2 и 3.3 СанПиН ***. Между тем, данные пункты содержат только требования к мероприятиям на территории зоны санитарной охраны подземных и поверхностных источников водоснабжения (режим использования) и не устанавливают границы и размеры зон санитарной охраны.
То обстоятельство, что те же зоны с особыми условиями, в размеры которых входит земельный участок административного истца, отображены в Генеральном плане городского округа - <адрес>, при отсутствии документов об установлении зон не может служить основанием для признания Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> соответствующими действующему законодательству.
Соглашаясь в целом с обоснованностью предъявленных административным истцом требований, суд отмечает, что установленные действующим законодательством ограничения землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия таких зон и включения в их размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного, учитывая, что на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края отображены санитарно-защитная зона, зона затопления паводком 1% обеспеченности и зона санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения в границах земельного участка по адресу: <адрес> в отсутствие установленных в соответствии с действующим порядком зон, на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются правовые основания для признания Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> недействующими в соответствующей части.
В настоящее время Решение действует в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***, которым в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края внесены изменения на основании вступивших в законную силу решений Алтайского краевого суда. При этом данные изменения не устраняют нарушений прав административного истца, установленных при рассмотрении настоящего административного дела.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административный истец не могла реализовать свое право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно части 1 статьи 80 и части 6 статьи 82 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, решения городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается публикация его полного текста, включая приложения (при наличии), в печатном средстве массовой информации, которое определено источником официального опубликования муниципальных правовых актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об учреждении печатного средства массовой информации" газета "Вечерний Барнаул" в настоящее время является официальным источником публикации муниципальных правовых актов <адрес> Алтайского края.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края (приложение 2) отображены санитарно-защитная зона, зона затопления паводком 1% обеспеченности и зона санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения в границах земельного участка по адресу: <адрес> в отсутствие установленных в предусмотренном действующим законодательством порядке указанных зон с особыми условиями использования территорий.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.