Решение Алтайского краевого суда от 25 апреля 2018 г. N 3а-44/2018
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление <данные изъяты> об оспаривании в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края", установил:
административный истец обратился в Алтайский краевой суд с административным иском к Барнаульской городской Думе, с учетом уточнения требований просил признать не действующим Приложение 2 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края с учетом уточнения требований в части отнесения земельного участка, расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: <адрес>, к зонам с особыми условиями использования: санитарно - защитной зоне Северного промышленного района, зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона (л.д.59-60, т.2).
В обоснование административных исковых требований <данные изъяты>.указал, что владеет и пользуется домом, являющимся самовольной постройкой, расположенным на земельном участке по <адрес> <адрес>, в котором он зарегистрирован по месту жительства. В целях оформления права на земельный участок он обращался в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, в решении которого об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности и об отказе в предварительном утверждении схемы расположения земельного участка, оформленном письмом *** от ДД.ММ.ГГ указано, что участок расположен в санитарно - защитной зоне Северного промышленного района, зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона. Вместе с тем, санитарно - защитная зона Северного промышленного района, зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона не зарегистрированы в фонде государственных данных Росреестра, а также в кадастре недвижимости. Проект санитарно-защитных зон не разрабатывался, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула - <данные изъяты>. возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Запрет размещения жилых домов в санитарно - защитной зоне предусмотрен пунктом *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Зона отступа от бровки неустойчивого склона отражена в схеме планировочных ограничений Генерального плана городского округа, данная территория является неблагоприятной для строительства. Пунктом 2.6 СНиП <данные изъяты> "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов", введенным с ДД.ММ.ГГ, размещение зданий не допускалось в зоне оползней, которые могут угрожать застройке и эксплуатации зданий и сооружений. СНиП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" также запрещает размещение здания в зонах возможного проявления оползней.
<данные изъяты> представители заинтересованных лиц администрации г. Барнаула, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, <данные изъяты> Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Руководствуясь требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования территории (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение 2).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений не установлено. Требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решение принято по результатам публичных слушаний, официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке и внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (л.д.118, т.2).
Данные обстоятельства также подтверждаются решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному иску <данные изъяты>. о признании не действующими Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части; решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному иску <данные изъяты> решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному иску <данные изъяты>. о признании недействующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменения и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующими отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" и решением по административному иску <данные изъяты> об оспаривании в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)".
Согласно Карте градостроительного зонирования (Приложение 1) Правил землепользования и застройки находящийся в пользовании <данные изъяты> земельный участок по <адрес>, в кадастровом квартале *** расположен в территориальной зоне коммунальных объектов (П.6), к условно - разрешенным видам использования земельных участков в которой в силу пункта 1.2 статьи 75 Правил землепользования и застройки относятся индивидуальные жилые дома и блокированные жилые дома (л.д.88, 169, т.1). Территориальная зона соответствует функциональному назначению территории, установленному Генеральным планом городского округа - города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, - земли коммунально - складских организаций (л.д.46, т.1).
Согласно Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (Приложение 2) земельный участок находится в санитарно - защитной зоне Северного промышленного района, зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона (л.д.45, т.1, л.д. 123 т.2).
Нахождение земельного участка в санитарно - защитной зоне и зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона послужило основанием для отказа <данные изъяты> в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности и основанием для отказа в предварительном утверждении схемы расположения земельного участка, оформленного письмом *** от ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д.10).
В порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <данные изъяты>. решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности и об отказе в предварительном утверждении схемы расположения земельного участка не оспаривал.
Согласно пунктам 1,3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с этим <данные изъяты> на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных 4 регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 30 того же Кодекса на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с частями 1,2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2 - п. 4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (пункт 4.1)
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН ***).
В части 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 5.1 части 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно - защитных зонах.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами установлен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решение об установлении санитарно - защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно - защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю сведениям по вопросу установления санитарно-защитной зоны в районе земельного участка <адрес>, санитарно-эпидемиологических заключения об установлении санитарно-защитных зон для Северного промышленного узла либо отдельных предприятий Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю не выдавались (л.д. 94,138-140, т.1).
В расчетную санитарно - защитную зону <данные изъяты> спорный участок не входит (л.д.143, т.1), кроме того, решение и санитарно - эпидемиологическое заключение Главного санитарного врача Алтайского края об установлении окончательного размера санитарно - защитной зоны предприятия отсутствуют, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела привлеченным в качестве заинтересованного лица Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю.
Поскольку земельный участок и расположенный на нем объект не находится ни в одной из санитарно - защитных зон, установленных в соответствии с действующим законодательством, административные исковые требования о признании Приложения 2 Правил землепользования и застройки в части установления санитарно - защитной зоны в границах земельного участка по <адрес>, недействующими подлежат удовлетворению.
Разрешая административные исковые требования <данные изъяты> о признании нормативного правового акта не действующим в части отнесения земельного участка к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных по запросу суда фрагментов Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в ред. решения от ДД.ММ.ГГ ***), на Схеме зон с особыми условиями использования территории городского округа отображены только оползневые участки, к которым земельный участок по <адрес>, не относится (л.д.98, т.1).
Согласно Генеральному плану земельный участок <данные изъяты> включен в не благоприятные для строительства территории как относящийся к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона согласно Схеме планировочных ограничений.
Границы зоны с особыми условиями, опасной в связи с геологическими процессами, отображались на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, являющейся Приложением 2 к Правилам землепользования и застройки, по-разному.
Приложением 2 в первоначальной редакции Правил, утв. решением от ДД.ММ.ГГ ***, были закреплены границы зоны возможных оползневых процессов, в которую вошел земельный участок по <адрес>. Зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона не предусматривалась Правилами (л.д. 44 т.1).
На дату рассмотрения настоящего дела статьи 52, 55 Правил землепользования и застройки в части наименования зоны (оползневая зона) и Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" в части границ оползневых участков и границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона действуют в тех же редакциях (л.д.123, т.2). Регламент (ограничения землепользования и осуществления градостроительной деятельности) установлены в статье 90 Правил землепользования и застройки применительно к зоне возможного проявления оползней.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (статья 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утв. приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - Правила), в населенных пунктах, территории которых подвержены воздействию опасных геологических процессов, должны быть определены, нанесены на генеральный план и утверждены администрацией границы полосы отводы инженерной защиты и зоны, подверженные опасным геологическим процессам. Границы опасной зоны, по заданию органов администрации населенных пунктов, определяют институты, проектирующие инженерную защиту, тресты инженерных изысканий в строительстве.
Опасная зона - часть территории, на которой действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, которые оказывают отрицательное воздействие на территории, народнохозяйственные объекты и жизнедеятельность людей. В границах опасной зоны устанавливается особый режим строительства и эксплуатации зданий, сооружений и городских земель с целью профилактики и предотвращения активизации природных процессов от техногенного воздействия (пункт 1.4 Правил).
Зона, опасная в оползневом отношении, должна включать оползневые, потенциально оползневые и обвалоопасные склоны с оползневыми и прибрежными террасами, прибровочную часть плато, способную участвовать в оползневом процессе или на него влияющую (пункт 9.3 Правил).
На дату внесения в ДД.ММ.ГГ изменений в Правила землепользования и застройки, в результате которых на Карте зон с особыми условиями отображена зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона, введен и действует в настоящее время свод правил СП *** "Инженерная защита территорий, здания и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНИП ***", положения которых распространяются на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, в том числе оползней, обвалов.
К оползнеопасным и обвалоопасным относятся территории, на которых возможно возникновение или активизация оползневых смещений и обвалов в течение периода строительства, эксплуатации и ликвидации объекта. В пределах оползнеопасных территорий отдельно выделяют оползневые зоны, где имеются или ранее возникали активные оползни. Граница оползнеопасных территорий устанавливаются по данным комплексных инженерных изысканий с использованием расчетов устойчивости склонов и материалов сравнительного инженерно - геологического анализа применительно к особенностям рельефа, геологического строения, гидрогеологических и сейсмических условий, характера растительного покрова и климата (пункты 5.1.1, 5.1.2 СП).
Аналогичные положения содержались в пунктах 5.1, 5.2 СНиП *** "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", утв. постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ ***, действовавших на дату принятия Генерального плана городского округа - города Барнаула.
Таким образом, в качестве зоны с особыми условиями использования законодательство Российской Федерации предусматривает оползнеопасные (оползневые) зоны.
Выделение отдельных территорий в качестве зон с особыми условиями использования территорий связано со спецификой самой территории, необходимостью учета данной специфики при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности, в связи с чем, данной территории и придается соответствующий статус и устанавливаются определенные требования при осуществлении градостроительной деятельности.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды зон с особыми условиями использования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Органам местного самоуправления не предоставлено право определять виды зон с особыми условиями использования.
Предусматривая в статьях 52, 55 Правил землепользования и застройки в качестве одной из таких зон оползневую зону, на Карте зон с особыми условиями использования в соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации при внесении изменений решением от ДД.ММ.ГГпредставительный орган местного самоуправления отобразил границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не предусмотренной законодательством Российской Федерации в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, решением исполнительного комитета Барнаульского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** установлены (пункт 2) границы оползневой зоны города Барнаула - прибровочная часть плато шириной <данные изъяты> от бровки плато и склонов оврагов вдоль левого берега реки Оби в пределах городской черты и правового берега реки Барнаулки на расстоянии <данные изъяты> от места впадения ее в реку Обь, а также непосредственно склоны с оползневыми террасами и участки поймы, примыкающие к нижним частям склонов (л.д.22-56, т.2). Приложением к решению являются карты оползневой зоны, из которых следует, что земельный участок по <адрес>, входит в границы данной зоны (данное обстоятельство не оспаривалось стороной истца в ходе рассмотрения дела, л.д.135-137, т.2).
Постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** определены активные участки оползневой зоны с приведением перечня земельных участков (л.д.131-133, т.2). Как следует из пояснительной записки к Генеральному плану города Барнаула, именно данные участки отображены как оползневые участки на генеральном плане (л.д.119-122, т.2), а впоследствии при внесении изменений решением от ДД.ММ.ГГ отображены на Карте зон с особыми условиями Правил землепользования и застройки.
Установление границ оползневой зоны решением исполнительного комитета Совета народных депутатов и активных оползневых участков решением администрации города соответствует пункту 4 Правил технической эксплуатации противооползневых сооружений, утв. приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГ ***, пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты городов, утв. приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГ ***, пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утв. Приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.139-144, т.2).
Вместе с тем, Карта зон с особыми условиями Правил землепользования и застройки закрепляет границы только оползневых участков, в которые земельный участок по <адрес>, не входит. Иные границы оползневой (оползнеопасной) зоны ни на Карте зон с особыми условиями, ни на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки не отражены.
Оползневые участки и зона отступа застройки перенесены в Правила землепользования и застройки из Генерального плана городского округа. При этом в совокупности размер оползневых участков и зоны отступа застройки не совпадает с размером оползневой зоны по решению от ДД.ММ.ГГ *** при их сопоставлении.
В пояснительной записке к Генеральному плану отсутствует обоснование границы оползневых участков и зоны отступа застройки со ссылкой на утвержденные решением от ДД.ММ.ГГ *** границы оползневой зоны.
В Генеральном плане зона отступа отображена не на Карте зон с особыми условиями, а на Схеме планировочных ограничений как территория, прилегающая к оползневым участкам.
Таким образом, отображение на Карте зон с особыми условиями использования зоны отступа застройки не может свидетельствовать о закреплении границ оползневой зоны, установленных решением от ДД.ММ.ГГ ***.
Пункт 5 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает определение градостроительного регламента применительно к зонам с особыми условиями использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 раздела 3 "Содержание опасных зон территорий населенных пунктов" Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов при разработке регламента для зоны, опасной в оползневом отношении, следует руководствоваться следующими положениями: величина отступа красных линий от бровки оползневого склона назначается на основе инженерно - геологических изысканий и расчетов устойчивости оползневого склона (пункт 3.3.1); строительство зданий и сооружений в опасной зоне допускается только после полного завершения всех предусмотренных проектом противооползневых, противообвальных и других защитных мероприятий (пункт 3.3.2); очередность и сроки строительства зданий и сооружений всех видов в оползневой зоне должны выдерживаться в строгом соответствии с климатическими условиями района (пункт 3.3.3).
Вместе с тем, решением от ДД.ММ.ГГ *** величина отступа не устанавливалась. Доказательств того, что для отображения такого отступа на Карте в ДД.ММ.ГГ (равно как в Генеральном плане на Схеме планировочных ограничений) проводились изыскания и расчет устойчивости склона, не представлено. В пояснительной записке к Генеральному плану разработчиком указан ориентировочный размер отступа, который требует дополнительного обоснования.
Кроме того, Правилами технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов предусмотрена при установлении регламента зоны величина отступа красных линий, под которыми в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату отображения зоны в Генеральном плане городского округа и Правилах землепользования и застройки) понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты), тогда как оспариваемым нормативным правовым актом определена зона отступа застройки.
Статьей 90 Правил землепользования и застройки, пунктом 14.6 СП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" предусмотрены ограничения градостроительной деятельности в зонах возможного проявления оползней. Ограничения применительно к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона не установлены в нормативных правовых актах Российской Федерации и в Правилах землепользования и застройки, что создает неопределенность в использовании земельного участка в данной зоне.
Таким образом, Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - города Барнаула" противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, в части зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона по отношению к земельному участку по <адрес>.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его прав, суд признает нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит публикации в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Признать Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес>" Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления санитарно-защитной зоны Северного промышленного района, зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в границах фактически занимаемого административными истцом земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале ***, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте г. Барнаула в сети Интернет (<данные изъяты>) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.