Решение Алтайского краевого суда от 30 марта 2018 г. N 3а-261/2018
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> об оспаривании в части Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Алтайском крае, утвержденного приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ***, установил:
приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Алтайском крае (далее - Административный регламент).
Нормативный правовой акт опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (<данные изъяты>) ДД.ММ.ГГ (л.д. 88), включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской федерации с присвоением учетного номера *** (л.д. 105).
Пункт 2.4.1 Административного регламента предусматривает, что срок предоставления подуслуг по выдаче разрешения и его переоформлению не превышает <данные изъяты> со дня получения отделом автотранспорта заявления и прилагаемых к нему документов.
Абзацем 2 пункта 2.8 Административного регламента установлено, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается в срок, не превышающий <данные изъяты> со дня получения отделом автотранспорта заявления на предоставление подуслуг по выдаче разрешения и его переоформлению и прилагаемых к нему документов.
В силу абзаца 3 пункта 3.2.6 Административного регламента Министерство предоставляет подуслугу по выдаче разрешения не позднее <данные изъяты> со дня получения соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов отделом автотранспорта.
Согласно абзацу 2 пункта 2.6 Административного регламента основанием для предоставления государственной услуги является заявление по формам, установленным в Приложении *** или Приложении *** к настоящему административному регламенту, юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданное в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) или документа на бумажном носителе через многофункциональный центр (далее - МФЦ). Бланк заявления предоставляется заявителю лично по его требованию в МФЦ, а также размещается в электронной форме на официальном сайте МФЦ, Министерства и на Едином портале.
Пунктом 3.2.1 Административного регламента урегулирован порядок приема или отказа в приеме заявления, при этом определено, что основанием для начала административной процедуры является получение отделом автотранспорта заявления с документами, необходимыми для получения подуслуги по выдаче разрешения, в электронной форме с использованием Единого портала либо на бумажном носителе через МФЦ.
<данные изъяты> обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, в ходе рассмотрения дела уточнял требования, в окончательном виде просил признать недействующими в части пункты 2.6, 3.2.1 Административного регламента в той мере, в которой они не предусматривают возможность обращения с заявлением на бумажном носителе о выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси в уполномоченный государственный орган, предоставляющий государственную услугу, пункт 2.4.1, абзац 2 пункта 2.8, абзац 3 пункта 3.2.6 Административного регламента, устанавливающие исчисление <данные изъяты> срока разрешения вопроса о выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа, о переоформлении такого разрешения с момент получения заявления с документами отделом автотранспорта (л.д. 99-103).
В обоснование требований административный истец ссылается на следующие доводы и обстоятельства. С целью занятия предпринимательской деятельностью по оказанию услуг такси ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, получил в аренду транспортное средство <данные изъяты>, после чего ДД.ММ.ГГ лично обратился в <данные изъяты> с заявлением о выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на бумажном носителе, а также предусмотренными законодательством документами. Однако в приеме документов было отказано со ссылкой на положения Административного регламента, предусматривающие подачу такого заявления через МФЦ или Единый портал. Поскольку <данные изъяты> не зарегистрирован на Едином портале и не желает производить такую регистрацию, он обратился в МФЦ ДД.ММ.ГГ, получив соответствующую расписку о приеме документов, в которой было указан расчетный срок оказания государственной услуги ДД.ММ.ГГ, то есть такой срок составит <данные изъяты>, что противоречит положениям части 2.1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей <данные изъяты> срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче упомянутого разрешения с момента подачи заявления. Такая ситуация стала возможна из-за наличия в Административном регламенте пункта 2.4.1, абзаца 2 пункта 2.8, абзаца 3 пункта 3.2.6, которые установили иной порядок исчисления <данные изъяты> срока, а также в связи с пунктами 2.6, 3.2.1 Административного регламента, исключающими возможность непосредственного обращения в орган, оказывающий государственную услугу, с заявлением о выдаче разрешения на перевозку. <данные изъяты> полагает, что оспариваемые нормативные положения ограничивают гарантированное статьей 33 Конституции Российской Федерации право личного обращения в государственные органы, нарушает принцип своевременного получения государственной услуги.
<данные изъяты> представил письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении заявленных требований, считая, что права административного истца не были нарушены, поскольку его заявление рассмотрено, причем до истечения <данные изъяты> срока с момент подачи заявления в МФЦ. Установление порядка подачи заявления относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и Администрацией Алтайского края, правопреемником которой в настоящее время является Правительство Алтайского края, установлена возможность подачи заявления через Единый портал либо МФЦ, поэтому Административный регламент соответствует акту, имеющему большую юридическую силу. Право на личное обращение в государственный орган оспариваемые положения Административного регламента не нарушают. Поскольку отдел автотранспорта получает и регистрирует документы, как правило, в день их поступления в МФЦ либо на следующий день, то установленный федеральным законом срок оказания государственной услуги соблюдается. Нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований, установленных к форме, процедуре его принятия, опубликования и регистрации.
Правительство Алтайского края, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, также представило письменные возражения, полагая, что право на личное обращение в орган государственный орган положения изданных в Алтайском крае нормативных правовых актов не ущемляют, сроки рассмотрения заявления <данные изъяты> не были нарушены, однако положения Административного регламента в части установления сроков рассмотрения заявлений не соответствуют постановлению Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О порядке выдачи разрешения на осуществление деятельности по перевозку пассажиров и багажа легковым такси в Алтайском крае".
Правительство Алтайского края для участия в рассмотрении дела представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о его отложении не ходатайствовало, напротив, просило провести заседание в отсутствие представителя Правительства Алтайского края, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, выслушав <данные изъяты> настаивавшего на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, представителя <данные изъяты> поддержавшую письменные возражения, заключение прокурора <данные изъяты> о необходимости удовлетворения заявленных требований в части, касающейся положений Административного регламента, устанавливающих срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа, и необоснованности остальной части требований, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования <данные изъяты> подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы, связанные с выдачей разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на уровне Алтайского края дополнительно регламентируются законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае".
Статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** предусматривает, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок <данные изъяты> на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе (часть 1 статьи 9).
Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 9).
Во исполнение данных законоположений Администраций Алтайского края принято постановление от ДД.ММ.ГГ ***, которым утвержден Порядок выдачи разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажирок и багажа легковым такси в Алтайском крае.
Пункт 18 статьи 6 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае", пункт 1.3 постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О порядке выдачи разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажирок и багажа легковым такси в Алтайском крае" относят выдачу разрешений к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере транспорта. Таким органом определен <данные изъяты> согласно положению о нем, утвержденному указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
В связи с этим на основании частей 1, 14 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пунктов 2, 5, 35 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, приказом уполномоченного на то органа - <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** утвержден оспариваемый в части Административный регламент.
При рассмотрении дела судом не установлено нарушений требований к форме, порядку принятия, опубликования и регистрации Административного регламента, установленных статьями 28, 30, 31, 33, 36 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности", пунктами 9.6, 10.1, 10.2 Порядка организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Администрации края и иных органов исполнительной власти Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, пунктом ДД.ММ.ГГ Положения о <данные изъяты>, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.Административный регламент определяет сроки, требования, условия предоставления и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Пунктами 2.6 и 3.2.1 Административного регламента предусмотрена возможность подачи заявления о выдаче разрешения в виде электронного документа с использованием Единого портала или документа на бумажном носителе, который должен быть подан через МФЦ.
Данные нормативные положения в полной мере соответствуют пункту 3.1 Порядка выдачи разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Алтайском крае, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, а также не противоречат приведенной выше части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доводы административного истца о том, что в Административном регламенте должна быть предусмотрена возможность подачи заявления на бумажном носителе непосредственно в орган, оказывающий государственную услугу, не могут быть признаны судом обоснованными. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ *** "О вынесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае", постановление Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** либо иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанность органа государственной власти, оказывающего государственную услугу, организовать прием заявлений о предоставлении услуг непосредственно сотрудниками самого органа власти по месту нахождения такого органа, не установлено и право граждан, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, на подачу заявления об оказании государственной услуги непосредственно по месту нахождения органа, оказывающего услуги.
<данные изъяты> ссылается на нарушение его права на обращение в органы государственной власти, тогда как в данном случае Административный регламент предусматривает, что заявление рассматривается и решение о выдаче разрешения принимается только органом государственной власти, который оказывает государственную услугу, то есть предпосылок для нарушения названного права не создано.
То обстоятельство, что функция по приему заявлений на бумажном носителе в соответствии с Административным регламентом осуществляется МФЦ (если заявитель не пожелает воспользоваться Единым порталом), соответствует целям и задачам создания таких центров, которые сами государственные услуг не оказывают, а осуществляют организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, представляют интересы органов, предоставляющих государственные услуги, при взаимодействии с заявителями, что следует из главы 4 названного выше Федерального закона от ДД.ММ.ГГ ***, Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, а также из исследованного судом соглашения о взаимодействий между МФЦ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 134-196).
Изложенные выводы подтверждает также и то обстоятельство, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** в статью 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" введена часть 8, которая только для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, предусматривает, что подача запросов, документов, информации для получения государственных услуг, а также получение результатов предоставления услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти или МФЦ. Причем данное правило действует лишь применительно к тем государственным услугам, которые предусмотрены перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (в настоящее время действует распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, которым утвержден такой перечень). Относительно услуг, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, аналогичные правила не установлены.
При таких обстоятельствах административные исковые требования в части признания недействующими пунктов 2.6 и 3.2.1 Административного регламента в той мере, в которой они не предусматривают возможность обращения с заявлением на бумажном носителе о выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси в уполномоченный государственный орган, предоставляющий государственную услугу, являются необоснованными, поэтому суд принимает решение об отказе в их удовлетворении.
Что касается пункта 2.4.1, абзаца 2 пункта 2.8, абзаца 3 пункта 3.2.6 Административного регламента, то они устанавливают <данные изъяты> срок для рассмотрения вопросов о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения исчисляемый с момента получения документов <данные изъяты>
Данные нормы противоречат части 2.1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая устанавливает, что разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения выдается в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления.
Доводы представителя <данные изъяты> о том, что отдел автотранспорта фактически оказывает государственные услуги в <данные изъяты> срок с момента обращения гражданина в МФЦ, поскольку заявления о выдаче разрешения передаются в данный отдел в кратчайший срок, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку сроки разрешения заявления должны устанавливаться в Административном регламенте в соответствии с требованиями федерального закона с тем, чтобы гражданину было гарантировано соблюдение закона, а его положение не могло бы всякий раз зависеть лишь от соблюдения закона правоприменительными органами на практике.
Следовательно, указанные положения Административного регламента подлежат признанию недействующими, в связи с чем суд принимает решение об удовлетворении административного иска в части. Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований пояснения представителя административного ответчика о том, что в настоящее время ведутся работы по приведению Административного регламента в части порядка исчисления срока разрешения вопроса о выдаче разрешения в соответствие с требованиями закона, как как до рассмотрения дела по существу изменения в Административный регламент не внесены.
То обстоятельство, что фактически заявление <данные изъяты> было рассмотрено до истечения <данные изъяты> срока с момента подачи им заявления несмотря на указание в расписке о приеме документов МФЦ расчетного срока оказания услуги - <данные изъяты> (заявление принято ДД.ММ.ГГ, расчетный срок указан - ДД.ММ.ГГ - л.д. 42), не свидетельствует о возможности отказа в удовлетворении требований, поскольку предметом судебной проверки является не соблюдение сроков рассмотрения конкретного обращения, а соответствие положений нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, следует учесть, что в будущем <данные изъяты> имеет право на обращение с новым заявлением на выдачу разрешения либо о переоформлении выданного разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, в связи с чем к нему могут быть применены оспариваемые правовые нормы.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает недействующими пункт 2.4.1, абзац 2 пункта 2.8, абзац 3 пункта 3.2.6 Административного регламента с момента вступления настоящего решения в законную силу, учитывая при этом, что названные нормы неоднократно применялась в отношении неопределенного круга лиц. Оснований для признания их недействующими с иного момента суд не усматривает.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на Официальном интернет-портале правовой информации <данные изъяты>), где был обнародован Административный регламент.
Материалами дела подтверждается, что при обращении в суд административным истцом была уплачена государственная пошлина в установленном подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размере - <данные изъяты> (чек-ордер от ДД.ММ.ГГ на л.д. 4). Следовательно, на основании части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные расходы подлежат возмещению <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск <данные изъяты> удовлетворить частично.
Признать недействующими пункт 2.4.1, абзац 2 пункта 2.8, абзац 3 пункта 3.2.6 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Алтайском крае, утвержденного приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ***, с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятом решении на Официальном интернет-портале правовой информации <данные изъяты>) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административные исковые требования <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу <данные изъяты> <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Судья
Дело ***а-261/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
/Резолютивная часть/
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
при секретаре Пьянковой Н.А.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> об оспаривании в части Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Алтайском крае, утвержденного приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ***,
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административный иск <данные изъяты> удовлетворить частично.
Признать недействующими пункт 2.4.1, абзац 2 пункта 2.8, абзац 3 пункта 3.2.6 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Алтайском крае, утвержденного приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ***, с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятом решении на Официальном интернет-портале правовой информации ( <данные изъяты>) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административные исковые требования <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу <данные изъяты> <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 30 марта 2018 г. N 3а-261/2018
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании