Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июля 2019 г. N 03-11-11/54489
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел в рамках своей компетенции обращения и благодарит за инициативу и внимание к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан и организаций, внимательно рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков. При этом каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.
При этом обращаем внимание, что в настоящее время, при осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели самостоятельно выбирают оптимальный налоговый режим в соответствии с положениями глав 23, 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса, а именно, в добровольном порядке могут перейти на общий режим налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), или патентную систему налогообложения (далее - ПСН).
В то же время Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима.
Так, например, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 346.20 Кодекса).
На основании пункта 2 статьи 346.20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
Также информируем, что исходя из пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.50 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить "налоговые каникулы" в виде нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации и перешедших на УСН или ПСН, в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Указанными пунктами статьи 346.20 и статьи 346.50 Кодекса также установлены условия применения указанной налоговой ставки.
Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - Закон N 422-ФЗ) с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года на территории указанных субъектов Российской Федерации проводится эксперимент по применению нового специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД).
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 422-ФЗ налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Законом N 422-ФЗ.
Частью 1 статьи 2 Закона 422-ФЗ установлено, что применять НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
Кроме того, указанный специальный налоговый режим предусматривает следующие ставки налога: 4% - в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6% - в отношении доходов, полученных от индивидуальных предпринимателей.
При применении НПД физическое лицо - налогоплательщик, освобождается от обязанности представлять отчетность, применять контрольно-кассовую технику, регистрироваться к качестве индивидуального предпринимателя.
При этом отмечаем, что решение о расширении перечня субъектов Российской Федерации - участников эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД) начиная с 2020 года будет принято по итогам анализа промежуточных результатов проведения эксперимента.
Также сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предприниматели самостоятельно выбирают оптимальный налоговый режим: общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД или ПСН.
НК предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков в зависимости от применяемого спецрежима.
В Москве, Татарстане, в Московской и Калужской областях с 2019 г. по 2028 г. в качестве эксперимента введен новый спецрежим - налог на профессиональный доход. Перейти на него могут физлица, в том числе предприниматели.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июля 2019 г. N 03-11-11/54489
Текст письма опубликован не был