Решение Алтайского краевого суда от 10 октября 2017 г. N 3а-710/2017
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании в части решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории <адрес> земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", установил:
<данные изъяты> обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, требуя признать недействующим решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории <адрес> земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части пункта 2.13 Приложения таблицы 1, коэффициент в размере <данные изъяты>, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка <данные изъяты>), в отношении земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений энергетики. В обоснование административных исковых требования указано, что между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключены договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГ N*** и от ДД.ММ.ГГ ***. Согласно уведомлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** об изменении арендной платы по указанным договорам, расчет арендной платы произведен исходя из коэффициента <данные изъяты> за использование земельных участков, находящихся на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, равного 0,021, утвержденной решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГ ***. На основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** размер арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение общей площади земельного участка <данные изъяты> удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> коэффициента, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка <данные изъяты> и коэффициента, устанавливаемого в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (<данные изъяты>). При этом в соответствии с п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов федеральных энергетических систем или объектов энергетических систем регионального значения, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. На арендуемых <данные изъяты> земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, находятся объекты, указанные в подп. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем размер арендной платы в отношении них не должен превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Согласно п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ *** в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) либо заняты такими объектами, установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Таким образом, при расчете арендной платы произведение множителей коэффициентов <данные изъяты> и (<данные изъяты>) не должно превышать 1,5% (<данные изъяты>). Однако предусмотренный в оспариваемом решении коэффициент (<данные изъяты>) в размере <данные изъяты> является необоснованным, поскольку его умножение на кадастровую стоимость земельного участка дает в результате завышенную сумму арендной платы и влечет для <данные изъяты> дополнительные расходы на аренду земельных участков.
Представитель административного истца <данные изъяты> в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика <данные изъяты> и <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. При этом председателем <данные изъяты> представлен письменный отзыв, в котором он просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, ссылаясь на соответствие оспариваемого решения действующему законодательству и экономическую обоснованность установленного коэффициента.
Руководствуясь требованиями ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.
<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории <адрес> земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в Приложении определены коэффициенты (<данные изъяты> устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, и <данные изъяты>), устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы, для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Решение) (т.1 л.д. 121-126).
Вышеуказанное Решение является нормативным актом, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи определением размера арендной платы за использование находящихся на территории <адрес> Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; и может быть оспорено <данные изъяты> в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.
В соответствии с п. "в" и п. "г" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.
Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Из п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата является одной из форм оплаты за использование земли в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 1 и п. 4 ст. 3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" Правительство Алтайского края (ранее - Администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно п. 2.2 которого размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: , где: <данные изъяты> - сумма арендной платы за полный год, руб.; <данные изъяты> - общая площадь земельного участка, кв. м; <данные изъяты> - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м; <данные изъяты> - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; <данные изъяты> - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы. Коэффициенты <данные изъяты> и <данные изъяты> утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований <адрес> Алтайского края" (ст. 1) муниципальное образование <адрес> Алтайского края наделено статусом муниципального района. Представительным органом муниципального района признано районный Совет депутатов (ст. 21 Устава муниципального образования <адрес> Алтайского края).
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к полномочиям <данные изъяты>
Из представленных в суд материалов следует, что нормативный правовой акт соответствует форме, в которой представительный орган вправе его принимать. При этом порядок принятия Решения соблюден, так как требования Уставов муниципального образования <адрес> Алтайского края, принятых решениями <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** (т.1 л.д. л.д.127-178, том 2 л.д.66-93), Регламента <данные изъяты>, утвержденного решением представительного органа ДД.ММ.ГГ *** (т.1 л.д.179-210), к составу, численности, кворуму и процедуре принятия решений были соблюдены. Оспариваемый нормативный акт опубликован (обнародован) ДД.ММ.ГГ на официальном сайте муниципального образования <данные изъяты> и внесен в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (т.1 л.д.112-120, 179, т.2 л.д.46).
В силу требований п. 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Анализ оспариваемых положений Решения представительного органа позволяет суду прийти к выводу о том, что оспариваемые положения муниципального правового акта не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставом <данные изъяты> основным видом деятельности данной организации является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (т.1 л.д.19-46, т.2 л.д.1-22).
Как следует из материалов дела, на основании постановлений администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N***, а также договоров аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ N*** с дополнительными соглашениями к ним, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ ***, заключенных с администрацией <данные изъяты>, <данные изъяты> является арендатором земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, находящихся по адресам: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>; разрешенное использование: под объекты энергетики - трансформаторную станцию, трансформаторную подстанцию, <данные изъяты>, производственную базу (т.1 л.д. 47-77, т.2 л.д.23,24).
По условиям названных договоров аренды, Арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, в том числе, в случае изменения корректирующих коэффициентов и условий их применения.
ДД.ММ.ГГ в адрес административного истца администрацией <адрес> Алтайского края направлено уведомление об изменении с ДД.ММ.ГГ размера арендной платы по договорам аренды со ссылкой на оспариваемое Решение административного ответчика, в котором в строке 5 пункта 2.13 Приложения определен коэффициент <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в отношении земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений энергетики (т.1 л.д.78, 121-126).
В соответствии с п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В подп.2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации указаны, в частности, следующие объекты: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, переданных в аренду <данные изъяты> без проведения торгов, находятся объекты, указанные в подп.2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем размер арендной платы в отношении данных земельных участков не должен превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно п. 5 указанных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В силу п. 1 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" ставка арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами, установлена в размере <данные изъяты> от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. При этом указанная ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков (п. 2).
Из постановлений Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края" и от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Алтайского края" следует, что удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, составляют <данные изъяты>., а расположенного по адресу: <данные изъяты> - <данные изъяты>.
Таким образом, на основании оспариваемого Решения арендная плата рассчитывается следующим образом:
<данные изъяты>. х <данные изъяты>. х 0,021 х 1 = <данные изъяты>
<данные изъяты>. х <данные изъяты>. х 0,021 х 1 = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х <данные изъяты>. х 0,021 х 1 = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х <данные изъяты>. х 0,021 х 1 = <данные изъяты>
При расчете арендной платы в соответствии с п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** и приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ ***, размер арендной платы соответственно составит:
<данные изъяты> х <данные изъяты>. х 0,015 х 1 = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х <данные изъяты>. х 0,015 х 1 = <данные изъяты>
<данные изъяты>. х <данные изъяты>. х 0,015 х 1 = <данные изъяты>.;
<данные изъяты>. х <данные изъяты>. х 0,015 х 1 = <данные изъяты>.
При этом коэффициент <данные изъяты>), устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы, при расчете размера годовой арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, также установлен в Приложении к Решению и не оспаривается административным истцом.
Согласно ответу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ коэффициент <данные изъяты> определен в размере от 0,1 до 50, а для категории арендаторов, не нашедших своего отражения в данном пункте (в том числе <данные изъяты> равен 1.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение <данные изъяты> в части установления коэффициента (<данные изъяты>) за использование земельных участков, находящихся на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, в отношении земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений энергетики, в размере <данные изъяты> противоречит п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в результате применения данного коэффициента размер арендной платы превышает размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что данная норма распространяется лишь на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, судом отвергается, так как требования, содержащиеся в названных положениях Земельного кодекса Российской Федерации, распространяются на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку, как следует из пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Возражения представителя административного ответчика относительно пропуска процессуальный срок для оспаривания Решения, основаны на неверном токовании норм процессуального права, поскольку в ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен трехмесячный срок для обращения с административным иском в суд об оспаривании действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц, в то время как <данные изъяты> заявлены административные исковые требования об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта, применительно к которым срок для обращения в суд Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрен.
С учетом установленных по делу обстоятельств, Решение представительного органа муниципального образования в части установления в строке 5 пункта 2.13 Приложения коэффициента в размере <данные изъяты> устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (<данные изъяты>), в отношении земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений энергетики, следует признать недействующим.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием граждане и организации реализовали свои права, суд признает его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Доводы представителя административного ответчика относительно экономической обоснованности коэффициента, установленного в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, во внимание не принимаются, поскольку они не опровергают выводов о несоответствии оспариваемых положений муниципального правового акта действующему законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
На основании ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, то с <данные изъяты> в пользу <данные изъяты> подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Исходя из требований п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в газете "К новым рубежам" и (или) "Сборнике муниципальных правовых актов <адрес> Алтайского края", а в случае прекращении указанными печатными изданиями своей деятельности - в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете годовой арендной платы за использование находящихся на территории <адрес> земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления в строке 5 пункта 2.13 Приложения коэффициента в размере <данные изъяты> устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка <данные изъяты>), в отношении земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений энергетики.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете " <данные изъяты>" и (или) " <данные изъяты>", а в случае прекращении указанными печатными изданиями своей деятельности - в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты <данные изъяты>
Взыскать с <данные изъяты> в пользу <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.