Решение Алтайского краевого суда от 22 мая 2018 г. N 3а-420/2018
Алтайский краевой суд с участием прокурора <данные изъяты> рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> об оспаривании в части приложения *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), установил:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Приложением *** к Правилам землепользования и застройки является Карта зон с особыми условиями использования территории, из которой следует, что с момента принятия Правил землепользования и застройки и до настоящего времени земельный участок по <адрес> находится в санитарно-защитной зоне.
<данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приложения *** к Правилам землепользования и застройки в части отнесения фактически занимаемого ею земельного участка по <адрес> в <адрес> к санитарно-защитной зоне.
Требование мотивировано тем, что административный истец является владельцем самовольно возведенного в ДД.ММ.ГГ жилого дома, расположенного на названном земельном участке. С целью оформления прав на землю под самовольным строением <данные изъяты> обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, в решении которого об отказе в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГ указано, что земельный участок находится в санитарно - защитной зоне Северного промышленного района, в которой запрещено размещение жилых построек. Вместе с тем, санитарно-защитная зона установлена без соблюдения действующего законодательства, на кадастровый учет не поставлена. При нанесении ее границ в оспариваемые Правила не учтено фактическое землепользование.
В письменных возражениях Барнаульская городская Дума и Администрация <адрес> просят отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом, с соблюдением установленной для этого процедуры, в надлежащей форме, опубликован и зарегистрирован, не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ Администрация <адрес> исключена из числа лиц, участвующих в деле.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, представителя для участия в деле не направил, об отложении заседания не ходатайствует, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Выслушав <данные изъяты> и ее представителя <данные изъяты> настаивавших на удовлетворении заявленных требований, представителя административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> <данные изъяты>., возражавшую против удовлетворения административного иска, поддержавшую письменный отзыв, заключение прокурора <данные изъяты> о наличии оснований для признания недействующей оспариваемой части Правил землепользования и застройки, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 части 2 статьи 42 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений, опубликования и регистрации, введения в действие не допущено, что подтверждается вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску <данные изъяты>., об оспаривании в части Правил землепользования и застройки (л.д. 99-103).
Судом установлено, что на земельном участке по <адрес> имеется самовольно возведенный жилой дом, о чем свидетельствуют выписка из технического паспорта от ДД.ММ.ГГ. В органах государственной технической инвентаризации домовладение числится за <данные изъяты> (л.д. 25-27).
Используемый участок имеет площадь <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГ с присвоением кадастрового номера *** (л.д. 36).
В предоставлении земельного участка отказано решением комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, о чем <данные изъяты> направлено письмо от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 41). Причиной отказа явилось нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, в которой запрещено нахождение жилых домов в силу пункта 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки, пунктов 5.1-5.4 СанПиН ***, пункта 8.2 СП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Согласно пунктам 1, 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с этим <данные изъяты> на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованию об оспаривании приложения *** к Правилам землепользования и застройки в части отнесения фактически занимаемого и используемого ею земельного участка к санитарно-защитной зоне.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части отнесения названного участка к санитарно-защитной зоне положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление санитарно-защитных зон действующим законодательством не отнесено.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН 2***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2-4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (пункт 4.1).
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН ***).
В части 3 статьи 87 пункте 5.1 части 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно - защитных зонах.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решения об установлении санитарно - защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю сведениям по вопросу установления санитарно-защитной зоны по <адрес> в районе данного участка <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны очистных сооружений канализации без иловых карт (КОС-1) по <адрес> (л.д. 57). Однако решений об утверждении границ санитарно-защитной зоны не принималось, зона с особыми условиями не поставлена на государственный кадастровый учет (л.д. 59, 129).
С целью проверки того обстоятельства, входит ли в границы утвержденного проекта санитарно-защитной зоны спорный земельный участок, судом также были истребованы соответствующие сведения в <данные изъяты> а также в <данные изъяты> поскольку из общедоступных источников административным истцом были получены сведения о возможном нахождении участка в санитарно-защитной зоне последнего из названных предприятий. Оба общества представили информацию о том, что участок по <адрес> не входит в границы нормативных или спроектированных санитарно-защитных зон (л.д. 128, 129).
Учитывая бремя доказывания, административный ответчик доказательств того, что названный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне какого-либо конкретного предприятия, которому в установленном законом порядке выдавалось заключение и решение об установлении санитарно-защитной зоны, не представил.
Тот факт, что в сводной пояснительной записке к Генеральному плану городского округа, который был представлен на обозрение суду (л.д. 84-93), приведен список санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий, не свидетельствует о законности их установления в Правилах землепользования и застройки, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут. По тем же основаниям (несоблюдение установленного порядка установления санитарно-защитных зон) подлежат отклонению доводы представителя административного ответчика о том, что санитарно-защитная зона установлена Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки нормативно по отношению ко всем предприятиям, расположенным в <адрес>.
Таким образом, заявленные <данные изъяты> требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта административному истцу было отказано в реализации его прав, суд признает приложение *** к Правилам землепользования и застройки не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org), где были размещены оспариваемые в части Правила землепользования и застройки.
При обращении в суд <данные изъяты> уплатила государственную пошлину в сумме <данные изъяты>. (л.д. 5), данные расходы подлежат возмещению Барнаульской городской Думой в силу части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Поскольку Барнаульская городская Дума не является юридическим лицом и не имеет собственного счета, расходы взыскиваются за счет местной казны на основании статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Приложение *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения фактически занимаемого <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером *** площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, к санитарно-защитной зоне, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы за счет казны городского округа - <адрес> Алтайского края в пользу <данные изъяты> <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
/Резолютивная часть/
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> об оспаривании в части приложения *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Приложение *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения фактически занимаемого <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, к санитарно-защитной зоне, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы за счет казны городского округа - <адрес> Алтайского края в пользу <данные изъяты> <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.