Решение Самарского областного суда от 25 сентября 2018 г. N 3а-1418/2018
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Н.Г.Г., при секретаре судебного заседания А.Н.В., с участием прокурора В.С.Ш., представителей ПАО "М.Р.С.К.В." Б.Э.В. и Т.М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1418/2018 по административному иску ПАО "М.Р.С.К.В." о признании недействующими в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, и "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, установил:
ПАО "М.Р.С.К.В." (далее по тексту ПАО "М.Р.С.К.В.") обратилось в Самарский областной суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат:
- нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Большечерниговского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 334,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание - здание электрических сетей Хворостянского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 544,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Чапаевского участка ВВЛ, с кадастровым номером N , площадью 731 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". В указанный выше "Перечень..." включены под пунктами N и N принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами N и N соответственно.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год". В данный "Перечень..." включены под пунктами N , N и N принадлежащие ПАО "М.Р.С.К.В." на праве собственности указанные выше нежилые здания с кадастровыми номерами N , N и N соответственно.
Также, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год". В указанный выше "Перечень..." включены под пунктами N , N и N принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами N , N и N соответственно.
Административный истец полагает, что включение нежилых зданий с кадастровыми номерами N , N и N в "Перечни...", утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, от 14 ноября 2016 года N 1907 и от 18 октября 2017 года N 1647, является необоснованным, в связи с чем он обратился к административному ответчику с заявлением об определении вида фактического использования принадлежащих ему нежилых зданий, в целях исключения данного объекта недвижимости из указанных выше "Перечней...".
ГКУ Самарской области "Р.Ц.Н." был произведен осмотр указанных выше нежилых зданий, по результатам которого министерством имущественных отношений Самарской области в адрес ПАО "М.Р.С.К.В." было направлено извещение о принятии решения об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N , N и N как объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку осмотром было установлено, что более 20% от общей площади спорных нежилых зданий используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Однако, нежилые здания с кадастровыми номерами N , N и N используются под размещение работников и служб ПАО "М.Р.С.К.В." в целях осуществления деятельности, предусмотренной Уставом предприятия. Таким образом, спорные объекты недвижимости не отвечают признакам административного, офисного, торгового объекта, либо объекта общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем включение их в указанные выше "Перечни..." необоснованно.
На основании изложенного, ПАО "М.Р.С.К.В." с учетом уточненных требований просит суд:
- признать недействующими со дня их принятия: пункты N и N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033; пункты N , N и N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907; а также пункты N , N и N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей.
В судебном заседании представители ПАО "М.Р.С.К.В." Б.Э.В. и Т.М.Н., действующие на основании доверенности от 4 сентября 2018 года N N , административный иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем, в соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без его участия.
Прокурор В.С.Ш. полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку приказы министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, от 14 ноября 2016 года N 1907 и от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в "Перечни..." нежилых зданий с кадастровыми номерами N , N и N не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца в части налогообложения исходя из его кадастровой стоимости.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителей административного истца, заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление ПАО "М.Р.С.К.В." подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 372 этого же Кодекса).
Статей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно статье 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". Приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru" 30 ноября 2015 года.
В указанный выше "Перечень..." включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания:
- под пунктом N - нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Большечерниговского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 334,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- под пунктом N - нежилое здание - здание электрических сетей Хворостянского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 544,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год". Приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru" 24 ноября 2015 года, а также в газете "Волжская коммуна" от 24 ноября 2016 года N 313 (29859), от 29 ноября 2016 года N 316 (29862) и от 30 ноября 2016 года N 318 (29864).
В указанный выше "Перечень..." включены принадлежащие ПАО "М.Р.С.К.В." на праве собственности нежилые здания:
- под пунктом N - нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Большечерниговского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 334,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- под пунктом N - нежилое здание - здание электрических сетей Хворостянского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 544,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- под пунктом N - нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Чапаевского участка ВВЛ, с кадастровым номером N , площадью 731 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год". Приказ опубликован в газете "Волжская коммуна" от 31 октября 2017 года, N 218 (30176), от 1 ноября 2017 года N 283 (30178), от 2 ноября 2017 года N 285 (30180) и от 16 ноября 2017 года N 297 (30192), а также на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru".
В указанный выше "Перечень..." также включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания:
- под пунктом N - нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Большечерниговского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 334,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- под пунктом N - нежилое здание - здание электрических сетей Хворостянского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 544,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- под пунктом N - нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Чапаевского участка ВВЛ, с кадастровым номером N , площадью 731 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 30 июля 2008 года, от 25 июня 2008 года и от 14 мая 2008 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 апреля 2017 года, от 3 мая 2017 года, от 18 сентября 2018 года N N N , N и N .
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, ПАО "М.Р.С.К.В." не оспаривает соблюдение министерством имущественных отношений Самарской области порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов министерства имущественных отношений Самарской области, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru" и в газете "Волжская коммуна" до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;...
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Налогового кодекса РФ, отнесение недвижимого имущества к объектам делового, административного или коммерческого назначения, а также к объектам бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и фактического использования помещений.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащие ПАО "М.Р.С.К.В." нежилые здания с кадастровыми номерами N , N и N включены в "Перечни...", утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, от 14 ноября 2016 года N 1907 и от 18 октября 2017 года N 1647, на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Были запрошены сведения о зарегистрированных правах и кадастровые сведения об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях статьи 378.2 НК РФ. Актов фактического использования объекта недвижимости не составлялось.
При этом, нежилые здания с кадастровыми номерами N , N и N расположены на земельных участках с кадастровыми номерами N , N , N , N и N с категориями земель: земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видами их разрешенного использования: под объекты энергетики, для размещения РЭС, для размещения подстанции и подъездного пути.
ПАО "М.Р.С.К.В." обратилось к административному ответчику с заявлением об определении вида фактического использования принадлежащих ему нежилых зданий, в целях исключения данных объектов недвижимости из указанных выше "Перечней...", утвержденных приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, от 14 ноября 2016 года N 1907 и от 18 октября 2017 года N 1647.
ГКУ Самарской области "Р.Ц.Н." был произведен осмотр нежилых зданий с кадастровыми номерами N , N и N , по результатам которого министерством имущественных отношений Самарской области в адрес административного истца было направлено извещение о принятии решения о фактическом использовании спорных объектов недвижимости как объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, поскольку осмотром было установлено, что более 20% от общей площади указанных выше нежилых зданий используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Вместе с тем, из материалов настоящего административного дела усматривается, что согласно Уставу ПАО "М.Р.С.К.В." и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17 июля 2018 года основным видом деятельности Общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, а к дополнительным видам деятельности ПАО "М.Р.С.К.В." относятся: распределение электроэнергии, строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями, перевозка грузов специализированными и неспециализированными автотранспортными средствами, и т.п.
Согласно актам осмотра объектов недвижимого имущества от 30 января 2018 года и от 31 января 2018 года:
- нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Большечерниговского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 334,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, состоит из двух этажей. В здании находятся: офисы общей площадью 117,6 кв. м.; коридоры, лестницы общей площадью 46,5 кв. м.; комната отдыха и комната приема пищи площадями 5,5 кв. м. и 21,0 кв. м.; раздевалки общей площадью 35,3 кв. м.; санузел площадью 3,7 кв. м.
- нежилое здание - здание электрических сетей Хворостянского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 544,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, состоит из двух этажей. В здании находятся: офисы общей площадью 142,4 кв. м.; тамбур, лестница, коридор общей площадью 99,2 кв. м.; комнаты отдыха и комнаты приема пищи общей площадью 91,2 кв. м.; помещение для размещения бытовых предметов (мебель, документация) площадью 74,4 кв. м.; игровая комната площадью 74,4 кв. м.; санузлы общей площадью 19,8 кв. м.; раздевалка площадью 43,2 кв. м.;
- нежилое здание - здание N 1 электрических сетей Чапаевского участка ВВЛ, с кадастровым номером N , площадью 731 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, состоит из двух этажей. В здании находятся: офисы общей площадью 99,8 кв. м.; учебный класс площадью 32,6 кв. м.; мастерская площадью 48,0 кв. м.; раздевалки общей площадью 57,6 кв. м.; санузлы общей площадью 13,1 кв. м.; комната отдыха и комната приема пищи общей площадью 45,9 кв. м.; коридоры и лестницы общей площадью 60,7 кв. м.; сушилка площадью 9,7 кв. м.; гараж площадью 196 кв. м.; сауна площадью 8,5 кв. м.; помещение для размещения бытовых предметов площадью 20,1 кв. м.; помещения общей площадью 139,0 кв. м. доступ не предоставлен.
На прилегающие к названным выше объектам территории беспрепятственный доступ отсутствует.
Как пояснили в судебном заседании представители административного истца помещения офисов в спорных зданиях площадями 117,6 кв. м., 142,4 кв. м. и 99,8 кв. м. фактически являются кабинетами работников ПАО "М.Р.С.К.В." и используются административным истцом в целях осуществления уставной деятельности. Сауна площадью 8,5 кв. м., расположенная в нежилом здании - здание N 1 электрических сетей Чапаевского участка ВВЛ, с кадастровым номером N используется исключительно работниками ПАО "М.Р.С.К.В." в целях соблюдения правил гигиены, платные услуги сауны не оказываются.
Таким образом, указанные выше помещения административного назначения площадями 117,6 кв. м., 142,4 кв. м. и 99,8 кв. м., а также помещение сауна площадью 8,5 кв. м., составляют инфраструктуру предприятия, носят вспомогательный характер, предназначены для обеспечения уставной деятельности ПАО "М.Р.С.К.В." как единого производственного комплекса.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения административного назначения и сауны в нежилых зданиях с кадастровыми номерами N , N и N используются для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо и косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности ПАО "М.Р.С.К.В.", либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что согласовывалось бы со статьей 378.2 НК РФ, суду не представлено.
При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что нежилые здания с кадастровыми номерами N , N и N не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, требования административного истца в части необоснованности включения в "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, и в "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, суд также полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующими в части "Перечней...", утвержденных приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, от 14 ноября 2016 года N 1907 и от 18 октября 2017 года N 1647, со дня их принятия, поскольку действие названных выше нормативных правовых актов имеет ограниченные сроки применения, а потому признание их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу или иного указанного судом времени не будет способствовать восстановлению законных прав и защите нарушенных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, суд, в силу приведенных выше положений закона, полагает необходимым взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ПАО "М.Р.С.К.В." расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ПАО "М.Р.С.К.В." о признании недействующими в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, и "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него:
- под пунктом N нежилого здания - здание N 1 электрических сетей Большечерниговского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 334,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом N нежилого здания - здание электрических сетей Хворостянского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 544,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него:
- под пунктом N нежилого здания - здание N 1 электрических сетей Большечерниговского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 334,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом N нежилого здания - здание электрических сетей Хворостянского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 544,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом N нежилого здания - здание N 1 электрических сетей Чапаевского участка ВВЛ, с кадастровым номером N , площадью 731 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него:
- под пунктом N нежилого здания - здание N 1 электрических сетей Большечерниговского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 334,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом N нежилого здания - здание электрических сетей Хворостянского РЭС, с кадастровым номером N , площадью 544,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом N нежилого здания - здание N 1 электрических сетей Чапаевского участка ВВЛ, с кадастровым номером N , площадью 731 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>,
со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ПАО "М.Р.С.К.В." расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.