Решение Самарского областного суда от 18 октября 2018 г. N 3а-1318/2018
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи К.О.А., при секретаре Г.К.О., с участием прокурора В.С.Ш., представителя административного истца муниципального предприятия г.о. Самара "С." - С.М.М., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "С.К.С." - Г.С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1318/2018 по административному исковому заявлению муниципального предприятия г.о. Самара "С." о признании недействующими в части приказов министерства имущественных отношений Самарской области, установил:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими:
пункты N N , N , N , N , N , N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 и
пункты N N , N , N , N , N , N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, со дня их принятия и взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований указано, что под названными пунктами в Перечни на 2017 и 2018 годы включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания и нежилое помещение с кадастровыми номерами N , N , N , N , N , N , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не являются административно-деловыми или торговыми центрами, не предназначены для размещения объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, чем нарушаются права и законные интересы общества как плательщика налога на имущество организаций.
В судебном заседании представитель административного истца С.М.М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, пояснив, что все объекты капитального строительства переданы в аренду ООО "С.К.С.", осуществляющему водоснабжение и водоотведение на территории г. Самара.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что спорные объекты включены в Перечни на 2017 и 2018 г.г. на основании п. п. 1 п. 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ, исходя из их наименования, содержащегося в сведениях ЕГРН - административные здания и помещения, в связи с чем проверка их фактического использования не проводилась.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "С.К.С." - Г.С.А., полагал заявленные требования обоснованными, пояснив, что в спорных арендуемых обществом объектах капитального строительства располагаются сотрудники производственных служб, обеспечивающих водоотведение и водоснабжение в г. Самара. Никакой самостоятельной коммерческой деятельности в нежилых зданиях не ведется.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора В.С.Ш., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что Муниципальному предприятию городского округа Самара "С." на праве хозяйственного ведения принадлежат объекты капитального строительства с кадастровыми номерами:
N - здание административное и проходная НФС-2, площадью 416, 8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
N - здание административного корпуса, площадью 3276, 10 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
N - здание административное, площадью 3 480, 5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
N - здание административное НФС-1, площадью 428, 1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
N - здание административное, площадью 718, 1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>,
N - нежилое помещение административное, площадью 580, 3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>,
что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.07.2010 г., 24.02.2011 г., 10.03.2011 г., 14.06.2011 г., 16.06.2011 г., 20.06.2011 г., выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 20.08.2018 г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18.10.2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год; приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 и вступил в силу с 01.01.2018 года.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Под пунктами N N N , N , N , N , N , N в Перечень на 2017 год и под пунктами N N , N , N , N , N , N в Перечень на 2018 год включены закрепленные за административным истцом на праве хозяйственного ведения объекты капитального строительства с кадастровыми номерами N , N , N , N , N , N .
В обоснование возражений на заявленные требования представитель министерства имущественных отношений Самарской области ссылается на то, что наименование спорных объектов по сведениям ЕГРН, полученным в порядке информационного взаимодействия, соответствует критериям, установленным п. п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
С доводами административного ответчика о наличии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни, суд не может согласиться.
По данным Единого государственного реестра недвижимости все спорные объекты капитального строительства имеют назначение и наименование:
N - "нежилое здание", "здание административное и проходная НФС (насосно-фильтровальная станция)-2",
N - "нежилое здание", "здание административного корпуса",
N - "нежилое здание", "здание административное",
N - "нежилое здание", "здание административное НФС (насосно-фильтровальная станция)-1",
N - "нежилое здание", "здание административное",
N - "нежилое помещение".
Нежилое помещение с кадастровым номером N расположено в нежилом здании с кадастровым номером N , имеющем назначение "нежилое здание" и наименование "здание Административное".
Согласно документам технического учета - экспликации к техническим паспортам объекты включают в себя следующие помещения:
N - вентиляционные камеры, коридоры, санузлы, лестничные клетки, кабинеты, холл, склады, бытовые комната, комната отдыха, комнаты охраны;
N - коридоры, вентиляционные камеры, комната ГО, теплоузел, прачечная, склад, тамбуры, комната, электрощитовая, санузлы, умывальные, лестничные клетки, бытовые комнаты, кладовая, красный уголок, диспетчерские, подсобные помещения, душевые, вестибюли, хлеборезка, столовая, мойка, гардеробная, ГО, подсобные, библиотека, радиоузел, АТС, кабинеты, актовый зал, раздевалки, лаборатории, весовая, боксы, технические помещения;
N - теплоузел, коридоры, склады, подсобные, архив, кабинеты, туалеты, раздевалки, умывальники, лестничные клетки, душевая, моечная, столовая, зал заседаний, приемная, подсобные, радиоузел, технические помещения, актовый зал;
N - помещения, коридоры, санузлы, лестничные клетки, кабинеты;
N - мастерские, раздевалки, коридоры, санузлы, теплоузел, душевые, подсобные, сушилки, лестницы, кабинеты, касса, столовая, раздевалка;
N - кладовые, мастерская, подсобное, помещение, склады, коридоры, гардероб, душевая, сушилка, бытовая комната, санузлы, гардероб, теплоузел, диспетчерская, кабинеты, лестницы, касса, архив.
Таким образом, сведения об объектах капитального строительства, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в них административно-деловых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Данные, подтверждающие, что наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади зданий в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, отсутствуют.
Установлено также, что земельные участки, на которых расположены спорные объекты, были предоставлены на праве постоянного пользования Производственному управлению водопроводно-канализационного хозяйства г. Самары, МП "С." комитетом по земельной реформе г. Самары в 1992-1997 г.г. под размещение производственных объектов (базы водоканала, канализационные и насосные станции), о чем выданы соответствующие свидетельства.
До настоящего времени земельные участки под спорными объектами не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.
Согласно представленным административным истцом кадастровым паспортам на соответствующие кадастровые кварталы от 05.10.2018 г., виды разрешенного использования земельных участков под названными выше объектами капитального строительства не определены. Таким образом, не имеется доказательств, что разрешенное использование земельных участков предполагает размещение на них административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или общественного питания.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения - это размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, что не тождественно таким понятиям как здание административного назначения и административное здание, помещение.
Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, одно только формальное наименование, назначение нежилых зданий и нежилого помещения, при отсутствии сведений о видах разрешенного использования земельных участков, не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п. п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорных объектов на момент формирования и утверждения Перечней на 2017 и 2018 г.г., не проводилось.
Заявление МП г.о. Самара "С." от 24.11.2017 г. об исключении объектов из Перечня на 2017 год министерством имущественных отношений Самарской области 14.12.2017 г. оставлено без удовлетворения.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорные объекты используются в производственной деятельности ООО "С.К.С.".
Согласно Устава МП г.о. Самара "С." и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.07.2018 г., основным видом деятельности муниципального предприятия является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему, включенные в Перечни на 2017 и 2018 г.г. спорные объекты капитального строительства, МП г.о. "С." переданы во владение и пользование ООО "С.К.С." сроком на 35 лет.
По условиям договора аренды (п. 1.2.) имущество передано для эксплуатации по целевому назначению - оказание услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям г. Самары.
Основными видами деятельности ООО "С.К.С.", согласно Уставу и выписке и ЕГРЮЛ, являются распределение воды, сбор и очистка воды, удаление сточных вод, отходов, деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей, производство и передача пара и горячей воды (тепловой энергии) и др.
В соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 31.12.2014 г. N 2032 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Самара на период 2013-2017 г.г." система водоснабжения г.о. Самара представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных инженерных сооружений, включающий водозаборные сооружения, водоводы, водопроводные очистные сооружения, насосные станции, магистральные и распределительные водопроводные сети с установленным на них оборудованием и обеспечивающий бесперебойную работу потребителям необходимого количества воды с заданными параметрами. В систему водоснабжения г.о. Самара входят, в том числе, насосно-фильтровальные станции N 1 и N 2 (НФС-1, НФС-2), расположенные в Студеном враге и по ул. Советской армии, 298. Общая схема работы централизованной системы водоснабжения г.о. Самара заключается в следующем: забор воды из источников водоснабжения, подача ее к местам обработки и очистки, хранение воды в специальных резервуарах, подача воды через водопроводную сеть.
Как следует из объяснений представителей административного истца МП г.о. Самара "С." и заинтересованного лица ООО "С.К.С.", нежилые здания и помещение используются для размещения администрации и различных служб производственного предприятия, что не опровергнуто.
Согласно договора N от ДД.ММ.ГГГГ, спорные здания и помещение, а также прилегающая к ним территория, находятся под охраной частной охранной организации "О.", которой обеспечивается пропускной режим на охраняемых объектах, учет входящих и покидающих объекты лиц.
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждено, что спорные нежилые административные здания и нежилое помещение предназначены для обеспечения деятельности производственного предприятия, как единого комплекса, доступ в объекты неопределенного круга лиц ограничен.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания и нежилое помещение с кадастровыми номерами N , N , N , N , N , N не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не являются административно-деловыми центрами, помещениями в них, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения данных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017 и 2018 гг.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание данных норм недействующими со дня принятия.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
В связи с этим, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в размере <данные изъяты> рублей, подтвержденные платежным поручением N 71 от 22.01.2018 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск муниципального предприятия городского округа Самара "С." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него:
под пунктом N N нежилого здания административного и проходной НФС-2 с кадастровым номером N , площадью 416, 8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого здания административного корпуса с кадастровым номером N , площадью 3276, 10 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого здания административного с кадастровым номером N , площадью 3 480, 5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого здания административного НФС-1, с кадастровым номером N , площадью 428, 1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого здания административного с кадастровым номером N , площадью 718, 1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого помещения административного, с кадастровым номером N , площадью 580, 3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него:
под пунктом N N нежилого здания административного и проходной НФС-2 с кадастровым номером N , площадью 416, 8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого здания административного корпуса с кадастровым номером N , площадью 3276, 10 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого здания административного с кадастровым номером N , площадью 3 480, 5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого здания административного НФС-1, с кадастровым номером N , площадью 428, 1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого здания административного с кадастровым номером N , площадью 718, 1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N N нежилого помещения административного, с кадастровым номером N , площадью 580, 3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу муниципального предприятия городского округа Самара "С." судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.10.2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.