Во исполнение Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", приказываю:
1. Утвердить Положение об антимонопольном комплаенсе в министерстве строительства Кировской области (далее - министерство) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Определить ответственным за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в министерстве отдел организационной, кадровой работы и бухгалтерского учета министерства.
3. Отделу организационной, кадровой работы и бухгалтерского учета министерства обеспечить:
3.1. Ознакомление сотрудников министерства с настоящим приказом.
3.2. Размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр строительства Кировской области |
Р.А. Бондарчук |
Утверждено
Приказом
министерства строительства
Кировской области
от 18.02.2019 N 13
Положение
об антимонопольном комплаенсе в министерстве строительства Кировской области
1. Общие положения
1.1. Положение об антимонопольном комплаенсе в министерстве строительства Кировской области (далее - Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р и определяет систему мероприятий и процедур, разработанных и применяемых министерством строительства Кировской области (далее - министерство) для целей обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и предупреждению его нарушений.
1.2. Термины и определения, применяемые в данном Положении:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушений.
"антимонопольный орган" - Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления.
"антимонопольный аудит" - комплексная проверка деятельности министерства с целью оценки его соответствия антимонопольному законодательству и выявления антимонопольных рисков.
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в министерстве.
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса.
"уполномоченное лицо" - уполномоченное министерством структурное подразделение или должностное лицо, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в министерстве антимонопольного законодательства.
1.3. Цель антимонопольного комплаенса:
1.3.1. Обеспечение соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства.
1.3.2. Профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
1.4. Задачи антимонопольного коплаенса:
1.4.1. Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства.
1.4.2. Управление рисками нарушения антимонопольного законодательства.
1.4.3. Контроль соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства.
1.4.4. Оценка эффективности функционирования в министерстве антимонопольного законодательства.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
1.5.1. Законность.
1.5.2. Заинтересованность руководства министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
1.5.3. Регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного комплаенса.
1.5.4. Информационная открытость функционирования в министерстве антимонопольного коплаенса.
1.5.5. Непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве.
1.5.6. Совершенствование антимонопольного комплаенса.
1.6. Требования настоящего Положения применяются в отношении всех сотрудников.
1.7. Требования настоящего Положения в обязательном порядке применяются в отношении следующих сфер деятельности министерства:
1.7.1. Архитектура и градостроительство.
1.7.2. Строительство объектов жилищного, социально-культурного, коммунального, производственного назначения.
1.8. Все сотрудники министерства подлежат ознакомлению с Положением. Ознакомление сотрудников осуществляется под подпись.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется министром строительства Кировской области (далее - министр).
2.2. Организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в министерстве осуществляет уполномоченное структурное подразделение, которое назначается приказом министра.
2.3. Уполномоченное структурное подразделение министерства при осуществлении деятельности, указанной в пункте 2.2 настоящего
Положения, подчиняется непосредственно министру и наделено необходимыми полномочиями и ресурсами для выполнения своих задач.
2.4. К компетенции уполномоченного структурного подразделения относятся следующие функции:
2.4.1. Организация разработки правового акта министерства об антимонопольном комплаенсе, о внесении изменений в него, а также локальных документов министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2.4.2. Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения.
2.4.3. Консультирование служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства.
2.4.4. Взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками и привлечения к ответственности.
2.4.5. Информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства и противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
2.4.6. Подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком.
2.4.7. Иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса в министерстве.
2.5. Организация и обеспечение проведения проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
2.6. Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом - комиссией по антимонопольному комплаенсу при министерстве (далее - комиссия).
Состав комиссии утверждается приказом министра.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются представители министерства, общественных объединений. В состав комиссии могут быть включены представители исполнительных, законодательных органов власти.
2.7. К функциям комиссии относится:
2.7.1. Рассмотрение и оценка мероприятий министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса.
2.7.2. Рассмотрение и утверждение ежегодного доклада об антимонопольном комплаенсе.
2.7.3. Проведение (не реже одного раза в год) заседаний комиссии с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в министерстве.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением министерства в части своей компетенции на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
3.1.1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности министерства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
3.1.2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов министерства.
3.1.3. Мониторинг и анализ практики применения министерством антимонопольного законодательства.
3.1.4. Проведение ежегодной оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным структурным подразделением министерства ежегодного анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
3.2.1. Осуществление сбора в подразделениях министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства.
3.2.2. Составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности министерства сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению), информацию о нарушении (указание на конкретную норму антимонопольного законодательства, которая нарушена, а также краткое изложение сути нарушения с указанием последствий таких нарушений антимонопольного законодательства и результаты рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторного нарушения.
3.3. Проведение анализа нормативных правовых актов министерства осуществляется уполномоченным структурным подразделением посредством реализации следующих мероприятий:
3.3.1. Разработка и обеспечение размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов министерства в сфере применения настоящего Положения с приложением текстов таких нормативных правовых актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.
3.3.2. Обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
Сбор замечаний и предложений проводится в срок не менее 30 календарных дней со дня размещения уведомления.
3.3.3. Осуществление сбора и проведение анализа предоставленных замечаний и предложений организаций и граждан.
В течение 10 рабочих дней уполномоченное структурное подразделение рассматривает поступившие предложения и замечания от организаций и граждан, составляет сводный отчет с информацией о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты министерства и предоставляет его министру.
3.3.4. При принятии министром решения о необходимости внесения в нормативные правовые акты предлагаемых изменений, структурное подразделение, являющееся разработчиком, вносит соответствующие изменения в нормативные правовые акты.
3.4. Проведение анализа проектов нормативных правовых актов министерства осуществляется уполномоченным структурным подразделением посредством реализации следующих мероприятий:
3.4.1. Размещение на официальном сайте проекта нормативного правового акта с обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию.
3.4.2. Обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
Сбор замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта проводится в течение 5 рабочих дней со дня размещения уведомления.
3.4.3. Осуществление сбора и проведение анализа предоставленных замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
Не позднее 2 рабочих дней с момента окончания сбора предложений и замечаний по проекту нормативного правового акта уполномоченное структурное подразделение направляет структурному подразделению, являющемуся разработчиком, поступившие замечания и предложения организаций и граждан.
По результатам рассмотрения замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта разработчик при необходимости дорабатывает проект нормативного правового акта или отказывается от введения предлагаемого правового регулирования.
3.5. Проведение мониторинга и анализа практики применения министерством антимонопольного законодательства осуществляется уполномоченным структурным подразделением посредством реализации следующих мероприятий:
3.5.1. Осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в министерстве.
3.5.2. Подготовка аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в министерстве.
3.5.3. Ежегодное обсуждение правоприменительной практики (не реже одного раза в год) на заседании комиссии.
3.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
3.6.1. Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции.
3.6.2. Выдача предупреждения.
3.6.3. Выдача предупреждения и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
3.6.4. Привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.7. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
3.8. В случае если в ходе выявления и оценки рисков уполномоченным структурным подразделением обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении гражданским служащим министерства должностных обязанностей, то в отношении данного гражданского служащего проводится проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
3.9. Выявленные риски отражаются в карте комплаенс-рисков министерства, структурированные по уровню и направлениям деятельности. В комплаенс-риски включаются:
3.9.1. Выявленные риски (их описание).
3.9.2. Описание причин возникновения рисков.
3.9.3. Описание условий возникновения рисков.
3.9.4. Мероприятия по минимизации и (или) устранению рисков с описанием конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию рисков и устранение рисков, с указанием ответственного лица (структурного подразделения министерства) и сроками исполнения мероприятий.
3.10. Карта комплаенс-рисков министерства составляется не реже одного раза в год, утверждается министром (лицом, исполняющим обязанности министра) и размещается на официальном сайте.
3.11. Информация о проведении выявления и оценки рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями министерства в части своей компетенции разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (план мероприятий).
4.2. Уполномоченное структурное подразделение совместно со структурными подразделениями министерства осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Организация обучения государственных гражданских служащих и работников министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
5.1. Министерство организует систематическое обучение своих государственных гражданских служащих и работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
5.2. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих (работников) министерства на государственную службу (работу), в том числе при переводе государственного гражданского служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
5.3. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным структурным подразделением признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
5.4. Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Организация проведения аттестации государственных гражданских служащих (работников), в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса
6.1. В целях оценки эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели.
6.2. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
6.3. Уполномоченное структурное подразделение ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса.
6.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Доклад об антимонопольном комплаенсе
7.1. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным структурным подразделением на подпись министру, а подписанный министром проект доклада представляется на утверждение комиссии ежегодно в следующем порядке и сроки.
Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным структурным подразделением на подпись министру не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
7.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
7.2.1. Информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
7.2.2. Информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
7.2.3. Информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса;
7.2.4. Информацию о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.
7.3. Заседание комиссии по вопросу утверждения доклада об антимонопольном комплаенсе должно быть проведено не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
7.4. Утвержденный комиссией доклад об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте в течение месяца с момента его утверждения.
8. Ответственность
8.1. Государственные гражданские служащие и работники министерства несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение настоящего Положения, а также правовых актов министерства, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства строительства Кировской области от 18 февраля 2019 г. N 13 "Об антимонопольном комплаенсе в министерстве строительства Кировской области"
Текст приказа опубликован не был