Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Гвардейский городской округ"
от 6 апреля 2017 г. N 401
Муниципальная программа
"Развитие системы образования муниципального образования "Гвардейский городской округ"
Срок реализации - 2017-2019 годы
Паспорт муниципальной программы
Наименование Программы |
"Развитие системы образования муниципального образования "Гвардейский городской округ" (далее - Программа) |
||||
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования "Гвардейский городской округ" |
||||
Предполагаемые сроки реализации Программы |
2017-2019 годы |
||||
Перечень подпрограмм (ведомственных целевых программ) |
Подпрограмм нет |
||||
Исполнители основных мероприятий Программы |
Управление образования и дошкольного воспитания администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" |
||||
Предполагаемые объемы и источники финансирования мероприятий Программы |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного и бюджета муниципального образования "Гвардейский городской округ". Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2017-2019 годы составляет 792 130,69 рублей, в том числе: |
||||
год |
бюджет муниципального образования "Гвардейский городской округ" тыс. руб. |
областной бюджет, тыс. руб, |
федеральный бюджет, тыс. руб. |
прочие поступления, тыс, руб. |
|
2017 |
55 420,00 |
196 553,60 |
0,00 |
0,00 |
|
2018 |
55 420,00 |
209 305,44 |
0,00 |
0,00 |
|
2019 |
55 420,00 |
210 406,49 |
0,00 |
0,00 |
|
Итого: |
166 260,00 |
616 265,53 |
0,00 |
0,00 |
|
Объем средств, выделяемых на реализацию Программы, подлежит ежегодному уточнению | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация мероприятий Программы к окончанию 2019 года позволит достичь следующих показателей социально-экономической эффективности: 1. Увеличение доли детей, обучающихся по программам дошкольного образования до 49,8%. 2. Увеличение доли выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, до 100%. 3. Уменьшение удельного веса выпускников, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общем количестве выпускников 9-х классов до 0%. 4. Увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет до 71%. 5. Увеличение доли населения, удовлетворенного качеством образовательных услуг, до 90%. 6. Увеличение среднего балла ЕГЭ по математике до 53, по русскому языку - до 66,5. 7. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений МО "Гвардейский городской округ" к среднемесячной заработной плате в экономике Калининградской области - 97,4%. 8. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании МО "Гвардейский городской округ" - 110,7% 9. Соотношение средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей общеобразовательных учреждений МО "Гвардейский городской округ" - 100%. |
1. Общие положения
1.1. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям жителей МО "Гвардейский городской округ".
Для достижения цели предстоит обеспечить решение следующих задач Программы:
1. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования.
2. Совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей.
3. Повышение кадрового потенциала в соответствии с развитием содержания образования и технологий управления на основе модульного и персонифицированного подходов.
4. Развитие сети учреждений образования и обеспечение комплексной безопасности (противопожарной, санитарно-эпидемиологической, антитеррористической и т.д.) зданий образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством.
Решение поставленных задач будет осуществляться через финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, проведение комплекса мероприятий с воспитанниками, обучающимися, педагогическими работниками. Реализация цели и задач Программы обеспечит дальнейшее развитие системы образования округа и повышение доступности качественных образовательных услуг.
1.2. Правовое обоснование разработки Программы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в действующей редакции).
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 года N 497.
4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04. 2014 года N 295.
5. Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09. 2010 года N 716.
6. Порядок проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 года N 590.
7. Федеральный закон от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в действующей редакции).
8. Федеральный закон от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в действующей редакции).
9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
11. Указ президента Российской Федерации от 01.06.2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
12. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года N 1493.
13. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 года N 2190-р.
14. Государственная программа Калининградской области "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 года N 1023 (в действующей редакции).
15. Приказ Министерства экономики Калининградской области от 18.04.2013 года N 15 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке документов для формирования проекта перечня объектов областной инвестиционной программ".
16. План мероприятий ("Дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденный распоряжением администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" от 12.05.2016 года N 575 (с изменениями от 11.10.2016 года).
1.3. Обоснование необходимости решения задач, поставленных перед субъектом бюджетного планирования, программно-целевым методом
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в содержании и технологиях образования, системе управления, инфраструктуре образовательных учреждений.
Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала и в конечном итоге - социально-экономическое развитие округа. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг.
В муниципалитете сформирована сеть из 13 образовательных учреждений: 9 общеобразовательных учреждений, при которых функционируют 8 структурных подразделений "Детский сад", 5 учреждений дополнительного образования.
Все муниципальные учреждения образования являются получателями бюджетных средств и осуществляют образовательную и финансово-хозяйственную деятельность самостоятельно на основе муниципального задания.
Сеть и структура муниципальной системы образования в последние годы претерпела изменения за счет ее оптимизации. В 2014 году реорганизованы:
- МБДОУ д/с "Сказка" и МБДОУ д/с "Солнышко" путем присоединения к МБОУ СШ N 2 гор. Гвардейска;
- МБДОУ д/с "Березка" и МБДОУ д/с "Светлячок" путем присоединения к МБОУ СШ пос. Знаменска;
- МБДОУ д/с "Колокольчик" путем присоединения к МБОУ СШ пос. Славинска.
В течение 2016 года был завершен процесс реорганизации образовательных учреждений:
- реорганизация МБДОУ д/с "Дюймовочка" гор. Гвардейска и МБДОУ д/с "Теремок" пос. Истровка в форме присоединения к МБОУ СШ N 1 гор. Гвардейска;
- реорганизация МБДОУ д/с "Улыбка" пос. Озерки, МБДОУ д/с "Солнышко" пос. Озерки и МБДОУ д/с "Колосок" пос. Заречье в форме присоединения к МБОУ СШ пос. Озерки.
В настоящее время все детские сады являются структурными подразделениями школ.
Система дошкольного образования является одной из ключевых в социальной сфере муниципалитета. В соответствии с Указом Президента РФ N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" для обеспечения детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях за 2013-2016 годы созданы 439 мест.
По состоянию на 01 января 2017 года дошкольным образованием охвачены 1214 воспитанников: из них посещали структурные подразделения "Детский сад" - 1133 чел., группы кратковременного пребывания в общеобразовательных учреждениях - 81 чел. Очередь детей на получение места в дошкольном образовательном учреждении в возрасте старше 3 лет отсутствует.
Ожидаемая потребность обеспечения местами в детском саду детей в возрасте от 2 до 3 лет по МО "Гвардейский городской округ" на 01.02.2018 г. составит 258 чел., на 01.02.2019 г. - 173 чел. При приемке ФГКДОУ д/с "Счастливое детство" ведомства Министерства обороны Российской Федерации и реконструкции передаваемых зданий возможно создание 75 дополнительных мест. С учетом перспективы размещения на территории округа военного городка возникает необходимость строительства детского сада в г. Гвардейске предположительно на 240 мест.
Одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования является повышение качества образования детей. На решение этой задачи направлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). С 01 сентября 2016 года 100% воспитанников обучаются по ФГОС. В учреждениях разработаны основные образовательные программы, обновлена развивающая среда, организовано методическое и информационное сопровождение введения ФГОС.
Основной задачей в системе общего образования является обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям развития экономики Калининградской области, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Государственную политику в области общего образования на территории муниципалитета осуществляют 9 общеобразовательных учреждений (6 средних и 3 основных школы).
В 2016-2017 учебном году в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 2 803 человека. Открыт 141 класс-комплект, средняя наполняемость классов составляет 20 человек (городская местность - 25 человек, сельская местность - 16 человек).
В двух городских школах имеется промежуточная смена, в МБОУ "СШ N 1 им. И. Прокопенко" отсутствует спортивный зал. Путем решения данной проблемы может быть строительство пристройки в МБОУ "СШ N 1 им. И. Прокопенко" и строительство школы предположительно на 900 мест при появлении на территории округа военного городка.
В 2016-2017 учебном году 65,2% учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений обучаются по ФГОС.
В условиях введения и реализации ФГОС в течение года продолжается работа по максимальному использованию различных форм внешнего независимого контроля учебных достижений учащихся. В 2015-2016 учебном году обучающиеся общеобразовательных учреждений участвовали в следующих мониторинговых исследованиях качества образования:
- Всероссийские проверочные работы - 2,5 классы (ноябрь 2016 г.), 1, 4 классы (май 2016 г.);
- оценка уровня образовательных достижений МБОУ "СШ N 1 им. И. Прокопенко" - ноябрь 2016 г. (математика);
- диагностические работы (региональная система оценки качества подготовки учащихся) - МБОУ "СШ N 1 им. И. Прокопенко", МБОУ "СШ им. Д. Сидорова пос. Славинска", МБОУ "ОШ пос. Комсомольска";
- международные исследования (IССS) - учащиеся 8 классов МБОУ "СШ пос. Озерки";
- Национальные исследования качества образования (НИКО) - учащиеся 6, 8 классов МБОУ "СШ пос. Озерки", МБОУ "СШ пос. Борское";
- государственная итоговая аттестация учащиеся 9, 11 классов.
Показатели государственной итоговой аттестации за курс средней школы в форме ЕГЭ по русскому языку были в 2016 г. лучше, чем в 2015 г.: средний балл вырос на 3,78 (61,59 до 65,37), по математике на 4,36 балла ниже; за курс основной школы показатели выше, чем в 2015 году: по русскому языку - на 0,15 балла, по математике - на 0,38 балла.
Одним из показателей качества образования является количество выпускников, награжденных золотыми медалями. По результатам 2015-2016 учебного года и государственной итоговой аттестации золотые медали "За особые успехи в учении" получили 5 выпускников, в их числе выпускница МБОУ "СШ N 1 им. И. Прокопенко гор. Гвардейска", набравшая по результатам ЕГЭ 100 баллов по обществознанию.
Для обеспечения качества образования, соответствующего требованиям ФГОС, необходимо детально проанализировать результаты государственной итоговой аттестации применительно не только к каждому образовательному учреждению, но и к каждому ученику, дать соответствующую оценку полученным результатам и спланировать повышение квалификации педагогов по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.
Сегодня как никогда стал актуальным вопрос о дополнительном образовании детей дошкольного и школьного возраста. Дополнительное образование детей позволяет "дополнить" систему общего образования, улучшить ее и развить, обеспечив познавательную мотивацию; построить систему образовательных альтернатив, предоставив возможность свободного выбора образовательной траектории личностного развития. Использование уникальных возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволяет повысить качество образования и воспитания, реализовать процесс становления личности в разнообразных развивающих средах, содействует профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе. Каждый школьник должен попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе в профессиях будущего, обучаясь у профессионалов. В муниципальном образовании "Гвардейский городской округ" дополнительное образование является неотъемлемой составляющей частью образовательного пространства, объединяющего в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Система дополнительного образования детей представлена пятью учреждениями: МБУ ДО "ДЮЦ гор. Гвардейска", МБУ ДО "ДЮСШ гор. Гвардейска", МБУ ДО "ДЮСШ спортивных единоборств им. Лешина", МБУ ДО "Детская музыкальная школа им. М. Л. Таривердиева", МБУ "Олимп". Охват детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием в 2016 году составил 64,4 процента. Охват детей программами дополнительного образования в 2018 году составит 71 процент.
Одним из направлений деятельности учреждений дополнительного образования, определенных Концепцией российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, является вовлечение детей и молодежи в научно-техническое творчество. Возрастает интерес к занятиям в кружках данной направленности. Количество детей, занятых в техническом и научно-техническом творчестве, увеличилось за два года более чем в 2,5 раза и составляет 452 обучающихся.
С целью укрепления физического здоровья подрастающего поколения, приобщения его к здоровому образу жизни учреждениями дополнительного образования организована работа по физкультурно-спортивному направлению. В кружках и секциях занимаются 882 человека.
Для расширения возможностей обучающихся проявлять и развивать способности в различных видах деятельности требуется создание муниципальной многоуровневой и многофункциональной системы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. В 2016 году увеличилась активность участия школьников в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников, организовано взаимодействие с ЦРОД пос. Ушаково. Однако, необходима организация системной работы по подготовке детей к участию в олимпиадах, Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Национального чемпионата профессионального мастерства среди школьников JuniorSkills и других престижных конкурсах и научно-практических конференциях.
В муниципалитете сложилась эффективная система поддержки одаренных детей: для учащихся, достигших успехов в образовании и активно участвующих в общественной жизни школы и муниципалитета, учреждена стипендия администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ". По итогам прошлого учебного года получателями стипендии были 34 учащихся.
Главным условием предоставления качественного образования и достижения оптимальных результатов образовательной деятельности является повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников. Педагогическое сообщество образовательных учреждений Гвардейского городского округа насчитывает 377 педагогов общего и дополнительного образования, среди которых 30 - молодые педагоги; 233 педагога в возрасте до 55 лет и 110 - старше 55 лет; 61 педагог имеет высшую квалификационную категорию, 150 - первую, 96 - соответствие занимаемой должности.
Важными направлением работы является повышение квалификации педагогических кадров и отработка механизмов аттестации. Доля педагогических работников, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая квалификационная категория, составляет в дошкольном образовании 67 процентов, в общеобразовательных учреждениях 55,6 процента, в учреждениях дополнительного образования детей 45,5 процента.
В 2016 году школы пополнились 12 молодыми специалистами, всего в настоящее время в муниципалитете работают 28 молодых педагогических работников. Но старение педагогического коллектива остается проблемой: из 325 педагогов -103 пенсионного возраста (32 процента). В общеобразовательных учреждениях возраст только 13,2 процента учителей не превышает 35 лет.
Обновляется состав педагогических работников дошкольного образования: стаж работы 30,1 процента педагогов не превышает 10 лет.
Приоритетными задачами кадровой политики остаются привлечение в отрасль молодых специалистов, а также повышение уровня профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников, подготовка их к работе в современных условиях. Повышение заработной платы приведет к обновлению состава и конкурентоспособности педагогических кадров.
Прогноз развития сложившейся ситуации в сфере образования в условиях реализации Программы предусматривает следующие процессы, направленные на обеспечение кадровых ресурсов системы образования:
- повышение качества предоставления образовательных услуг;
- обновление системы переподготовки и повышения квалификации кадров;
- совершенствование подготовки резерва управленческих кадров;
- увеличение притока молодых перспективных и опытных высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения путем повышения престижности профессии;
- снижение тенденции "старения" кадров, их дефицита;
- усиление профориентационной работы среди молодежи;
- неуклонный рост заработной платы в сфере образования.
Важнейшим из основных направлений деятельности в сфере образования округа является совершенство
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.