Решение Самарского областного суда от 30 октября 2018 г. N 3а-1546/2018
Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи К.О.А., при секретаре Г.К.О., с участием прокурора В.С.Ш., представителя ПАО "Г." С.Е.А., представителя министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1546/2017 по административному исковому заявлению ПАО "Г." о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Публичное акционерное общество "Г." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 и о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Требования обоснованы тем, что принадлежащее административному истцу нежилое здание - административный корпус с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>, не отвечает указанным в статье 378.2 НК РФ признакам объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости в связи с тем, что здание административного корпуса не является административно-деловым или торговым центром. Земельный участок, на котором расположено указанное здание, имеет вид разрешенного использования: занимаемый нежилыми зданиями, сооружениями и прилегающей территорией, и не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.
В судебном заседании представитель административного истца С.Е.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества обоснованно включен в Перечень как объект, 100% площади которого имеет административное назначение.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18.10.2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 и вступил в силу с 01.01.2018 года.
Под пунктом N в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером: N площадью 12 440,7 кв. м., Лит. АА1, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ПАО "Г.".
В техническом паспорте здания и в выписке из Единого государственного реестра недвижимости содержатся сведения о том, что объект недвижимости с кадастровым номером: N площадью 12 440,7 кв. м является административным корпусом, имеющим 6 этажей, 1 подземный.
Мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечень административным ответчиком не проводились.
02.08.2018 года ПАО "Г." обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования нежилого здания с целью исключения объекта из Перечня.
По сообщению министерства от 08.08.2018 г. по данным ЕГРН объект является нежилым зданием административного корпуса, в связи с чем принято решение об определении вида его фактического использования как объекта административного назначения, что позволяет отнести его к объектам недвижимости, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ. Основания для исключения из Перечня указанного объекта отсутствуют.
В свою очередь, административный истец в обоснование своих требований представил акт комиссионного осмотра спорного объекта недвижимости от 11.09.2018 года с приложенными фотографиями, из которого следует, что здание административного корпуса фактически используется для размещения административно-управленческого персонала, инженерно-технического состава завода, а также для производственных помещений в виде различных лабораторий и других, которые необходимы для обеспечения производственной деятельности ПАО "Г.".
Акт осмотра нежилого помещения административным ответчиком не оспорен, доказательств, послуживших основанием и подтверждающих обоснованность включения спорного здания в Перечень, как предназначенного для размещения офисов, суду не представлено.
Данные о том, что помещения, расположенные в здании административного корпуса, сдаются в аренду, отсутствуют.
ПАО "Г." имеет стратегическое назначение для оборонно-промышленного комплекса РФ и осуществляет разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, а также разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники.
Между административным истцом и Министерством обороны РФ заключен договор от 22.03.2018 г. на оказание услуг по контролю качества и приемки продукции (работ) для военных представительств, включая агрегаты и составные части для летательных аппаратов.
Территория предприятия ограждена, установлен пропускной режим.
Объекты имущественного комплекса ПАО "Г." охраняются ООО "ЧОП "С.", что подтверждено договором на оказание охранных услуг от 01.08.2007 г.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а именно: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Земельный участок с кадастровым номером N , на котором расположено спорное нежилое здание, имеет разрешенное использование - "занимаемого нежилыми зданиями, сооружениями и прилегающей территорией", которое не предполагает размещение на нем административно-офисных центров, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное здание, составляющее инфраструктуру промышленного предприятия, не соответствует критерию административно-делового Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории центра по смыслу статьи 378.2 НК РФ. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта N Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Согласно пункту 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Публичного акционерного общества "Г." удовлетворить.
Признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, со дня его принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ПАО "Г." расходы на оплату государственной пошлину пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.11.2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.