Представление Счетной палаты РФ от 4 апреля 2019 г. N ПР 07-38/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2016 - 2018 годах на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)".
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлено следующее нарушение.
В нарушение подпунктов "б" и "к" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2016 г. N 943), подпунктов "г" и "е" пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с капитальными вложениями в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) предоставлением субсидий местным бюджетам на указанные цели, в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", являющихся приложением N 8 к федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 186 (далее - ФЦП "Культура России", Программа) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 515), заключенное Росархивом с Правительством Ульяновской области соглашение от 28 ноября 2016 г. N 1 о предоставлении субсидии не содержало следующие обязательные положения: последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства; значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов Программы и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Росархивом реализация мероприятий ФЦП "Культура России" осуществлялась в отсутствие стратегии, определяющей цели среднесрочного и долгосрочного развития архивного дела в Российской Федерации.
2.2. Росархивом, как государственным заказчиком ФЦП "Культура России", надлежащим образом не выполнялись полномочия по разработке перечня целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий целевой программы, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 7 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Так, в ФЦП "Культура России" отсутствуют целевые индикаторы и показатели, позволяющие объективно оценить достижение целей, выполнение основных задач и ключевых мероприятий Программы, непосредственно относящихся к развитию архивного дела в Российской Федерации.
В части Росархива в ФЦП "Культура России" установлен только один целевой показатель - "Доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов" (далее - Показатель Росархива).
При этом в ходе контрольного мероприятия установлено, что низкий процент выполнения и значительное сокращение финансирования предусмотренных ФЦП "Культура России" мероприятий не повлияли на достижение значения Показателя Росархива в течение всего периода реализации Программы, что позволяет сделать вывод об отсутствии его взаимосвязи с результатами запланированных мероприятий и невозможности объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы.
Четыре мероприятия Программы (мероприятия 44, 45, 91, 103), предусмотренные Росархиву, не содержат конкретные измеримые ожидаемые результаты, что делает невозможной оценку достижения результатов мероприятия и определения взаимосвязи выполнения мероприятия с Показателем Росархива.
2.3. Росархивом не ведется учет архивных документов по признаку нормативных условий хранения и не обеспечен сбор сведений о количестве документов, находящихся в нормативных условиях, от государственных архивов субъектов Российской Федерации. Разработанные Росархивом формы статистической отчетности, заполняемые архивами, и используемые Росархивом для расчета достижения значений Показателя Росархива, не предусматривают сведения о количестве документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в связи с чем существуют риски недостоверности отчетных данных о достижении значения Показателя Росархива.
2.4. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Росархива за деятельностью подведомственных федеральных казенных учреждений, предусмотренного подпунктом 1 пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и подпунктом "м" пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537, выявлены следующие нарушения и недостатки, допущенные подведомственными Росархиву казенными учреждениями.
2.4.1. Несоблюдение срока ввода в эксплуатацию следующих объектов капитального строительства в рамках ФЦП "Культура России":
"Федеральное казенное учреждение "Государственный архив Российской Федерации" - строительство и реконструкция объектов архива, г. Москва, в том числе проектирование";
"Федеральное казенное учреждение "Российский государственный архив кинофотодокументов" (строительство лабораторного корпуса), г. Красногорск, Московская область, в том числе проектирование". Перенос срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию данного объекта на 2019 год влечет удорожание сметной стоимости объекта на 345 362,4 тыс. рублей (расчетно).
2.4.2. В нарушение части 1 статьи 49, части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, федеральным казенным учреждением "Российский государственный архив кинофотодокументов" (далее - ФКУ РГАКФД), являющимся заказчиком объекта капитального строительства "Федеральное казенное учреждение "Российский государственный архив кинофотодокументов" (строительство лабораторного корпуса) г. Красногорск, Московская область, в том числе проектирование", допущено отклонение параметров указанного объекта от проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы. Работы на указанном объекте осуществлялись в соответствии со скорректированной проектной документацией в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы, что в свою очередь влечет риски невозможности ввода объекта в эксплуатацию после завершения строительно-монтажных работ.
2.4.3. ФКУ РГАКФД в 2018 году в рамках строительства лабораторного корпуса заключено четыре государственных контракта на общую сумму 313 743,3 тыс. рублей на поставку технологического оборудования, оргтехники, компьютерного оборудования и комплектующих с гарантийным сроком от 12 до 18 месяцев с момента поставки. При этом осуществление такой закупки за год до предполагаемого срока окончания строительства влечет риски начала эксплуатации оборудования за пределами срока его гарантийного обслуживания.
2.5. В отсутствие надлежащего ведомственного контроля со стороны Росархива за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных ему учреждений, предусмотренного статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
ФКУ РГАКФД, являющимся заказчиком, совокупный годовой объем закупок которого в 2016 году превысил сто миллионов рублей, в нарушение части 1 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная служба не создавалась;
в нарушение части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ ФКУ РГАКФД извещение о проведении закупки на осуществление авторского надзора размещено в системе www.zakupki.gov.ru после заключения государственного контракта на осуществление авторского надзора за выполнением работ при строительстве лабораторного корпуса.
2.6. При строительстве объекта "Государственный архив Российской Федерации" - строительство и реконструкция объектов архива, г. Москва, в том числе проектирование" на проектные и изыскательские работы и разработку проектной документации были использованы средства федерального бюджета 2 917,2 тыс. рублей, однако строительство указанного объекта на момент проведения контрольного мероприятия не началось, что свидетельствует о недостижении ожидаемого результата указанного мероприятия и некачественной разработке Росархивом мероприятий федеральных целевых программ.
2.7. Научно-исследовательские работы и научно-методическое обеспечение ФЦП "Культура России" осуществлялись подведомственным Росархиву ФБУ ВНИИДАД на основании заключенных государственных контрактов на общую сумму 59 245,0 тыс. рублей, помимо научных работ, выполняемых в рамках государственного задания. При этом темы работ соответствовали основным видам деятельности, определенным уставом учреждения, и могли быть выполнены в рамках сформированного Росархивом государственного задания ФБУ ВНИИДАД, при включении в него соответствующих работ.
Кроме того, предусмотренные мероприятием 43 Программы опытно-конструкторские и технологические работы в рамках реализации Программы не проводились.
2.8. Всего за период реализации ФЦП "Культура России" Росархивом без достижения ожидаемых результатов осуществлены капитальные вложения в объеме 1 622 311,7 тыс. рублей (46,3% от кассового исполнения), в том числе субсидии на софинансирование объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации 414 070,0 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Росархиву надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
2) принять меры по устранению выявленных недостатков, в том числе меры в целях получения положительного заключения государственной экспертизы на скорректированную проектную документацию на строительство лабораторного корпуса ФКУ РГАКФД, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации протокол от 20 марта 2019 г. N 11К (1307).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 15 августа 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Росархива или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 апреля 2019 г. N ПР 07-38/07-02
Текст представления опубликован не был