Представление Счетной палаты РФ от 16 мая 2019 г. N ПР 06-61/06-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка результативности внесения в уставный капитал акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" акций Акционерного коммерческого банка "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (публичное акционерное общество), переданных государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в казну Российской Федерации, в оплату приобретаемых в собственность Российской Федерации акций акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" в акционерном обществе "Банк ДОМ.РФ".
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Профессиональные суждения акционерного общества "Банк ДОМ.РФ" (далее - Банк ДОМ.РФ, Банк), сформированные 12 апреля 2018 г. в короткой форме, на основании которых был досоздан резерв в режиме СПОД в нарушение требований пункта 3.1.1. Главы 3 Положения Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", не содержали информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение, а также заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, включая обоснование осуществления заемщиком - юридическим лицом реальной деятельности.
Необходимость создания резервов в некоторых случаях в заявленных объемах была излишней, а сроки создания резервов были преждевременны, то есть резерв был создан ранее, чем событие, на основании которого он был создан.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. За период финансового оздоровления (санации) Банка с 2008 по 2018 год объем оказанной ему финансовой помощи составил 164 408,38 млн. рублей (с учетом присоединенных кредитных организаций).
Ежегодные результаты финансово-хозяйственной деятельности Банка с 2008 по 2017 год были стабильно убыточными, за исключением 2012 - 2013 годов. На 31 декабря 2017 года общий накопленный убыток составил 53,6 млрд. рублей, из которого более 50% (29 820,2 млн рублей) был сформирован по итогам деятельности за 2017 год.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности Банка за период с 2008 по 2018 годы свидетельствует, что эффективная деятельность Банка в 2019 году будет зависеть от дополнительной финансовой помощи инвестора и акционера АО "ДОМ.РФ".
2.2. С декабря 2015 года через Банк проводились мероприятия по завершению строительства объектов Группы компаний "СУ-155" (далее - ГК СУ-155) в рамках Концепции завершения строительства объектов ГК СУ-155, одобренной Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции 9 декабря 2015 г., предусматривающей создание Банком застройщика, осуществляющего финансирование завершения строительства за счет средств, вырученных от продажи активов ГК СУ-155. Для реализации проекта Банком в 2015 - 2016 годах были созданы дочерние компании (далее - субхолдинг).
Вся ключевая информация о стоимости достройки объектов замыкалась на компании субхолдинга - ООО "РК Строй" (генеральный подрядчик). Проверка расчетов сметной стоимости строительства государственной экспертизой была заказана только в октябре - декабре 2018 года, при этом в отдельных случаях экспертиза не могла быть произведена в связи с отсутствием сметной документации по уже завершенным объектам.
Банк, являясь основным инвестором строительства объектов СУ-155, не обеспечил привлечение средств за счет продажи активов ГК СУ-155, не вел полноценный учет всех источников финансирования строительства, не выстроил эффективную систему контроля стоимости достройки объектов, при этом способствовал построению непрозрачной системы формирования доходов от строительства на дочерних компаниях субхолдинга.
Реализация одного из наиболее ценных активов СУ-155 - ОАО "Станкоагрегат" (при рыночной стоимости более 4 млрд рублей был фактически отчужден в пользу ООО "ЛПД" за 730,8 млн рублей) не принесла существенных доходов, которые могли бы быть направлены на достройку жилых объектов СУ-155, в связи с признанием его 26 февраля 2018 г. несостоятельным (банкротом), открытием конкурсного производства и реализацией имущества ОАО "Станкоагрегат" через конкурсные процедуры.
2.3 Учитывая задачи национального проекта "Жилье и городская среда" по переходу на новый механизм финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу и роль Банка ДОМ.РФ как уполномоченного банка имеются риски, связанные с его финансовым положением (уровень собственных средств (капитала) на 1 марта 2019 года - 23,44 млрд, рублей), нахождением в процессе санации и уровнем кредитного рейтинга, а именно:
кредитная организация не вправе принимать решения о распределении и распределять прибыль между ее учредителями, принимать решения о выплате дивидендов и выплачивать дивиденды ее учредителями, если данные действия приведут к нарушению обязательных нормативов, установленных Банком России;
невозможность включения в перечни кредитных организаций, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, для размещения в Банке средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, средств государственных корпораций и государственных компаний; инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих; выдачи поручительства банка по исполнению обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договорам долевого участия; по открытию счетов и обслуживанию средств Фонда капитального ремонта и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
установление кредитными организациями повышенного уровня кредитного риска на Банк, что существенно влияет на стоимость межбанковского кредитования для него.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" акционерному обществу "Банк ДОМ.РФ" надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверку по выявленному факту нарушения, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц АО "Банк ДОМ.РФ", допустивших указанное нарушение;
2) принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, а также по снижению выявленных рисков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 апреля 2019 г. N 19К (2).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 31 июля 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Председателю правления АО "Банк ДОМ.РФ" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Перчян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 16 мая 2019 г. N ПР 06-61/06-03
Текст представления опубликован не был