Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2019 г. N ПР 04-130/04-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год" (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы) в Министерстве экономического развития Российской Федерации".
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Консолидированная бюджетная отчетность Минэкономразвития России за 2018 год является недостоверной в связи со следующим.
1.1.1. В нарушение пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), Минэкономразвития России в графах 4, 11 раздела 1, в разделе 2 "Сведения о просроченной задолженности" формы 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" не отражена задолженность перед Торговым представительством Российской Федерации во Франции в сумме 18,2 тыс. рублей на начало года и 21,0 тыс. рублей на конец отчетного периода.
1.1.2. В нарушение статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ и пункта 220 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) Минэкономразвития России на счете 010600000 в форме 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" отражен ущерб за невыполненные работы по ДОЛ "Солнечный" на сумму 161 375,9 тыс. рублей, который следовало отразить на счете 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
1.1.3. В нарушение пунктов 7, 10, 11, 152, 173.1 Инструкции N 191н Минэкономразвития России в форме 0503190 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства" за 2018 год: по объекту "Реконструкция здания архива Минэкономразвития России" по адресу: г. Москва, 2-й Вольный переулок, д. 11, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17" в графе 10 не указан год фактической приостановки (прекращения) строительства, в графе 11 указан код причины приостановления (прекращения) строительства "0", не предусмотренный Инструкцией N 191н, по объектам "Реконструкция водозаборного узла в детском оздоровительном лагере "Солнечный", с. Красная Пахра, Подольский район, Московская область", "Реконструкция внешних сетей и инженерных сооружений в детском оздоровительном лагере "Солнечный", с. Красная Пахра, Подольский район, Московская область", "Реконструкция комплекса детского оздоровительного лагеря "Солнечный", с. Красная Пахра, Подольский район, Московская область (I очередь)", "Реконструкция комплекса детского оздоровительного лагеря "Солнечный", с. Красная Пахра, Подольский район, Московская область (II очередь)" в графе 8 указан статус объекта "04" ("строительство объекта не начиналось"), в графе 15 не указан плановый срок реализации целевой функции, в графе 9 указан код "11" ("целевая функция не определена", что не соответствует Плану снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Минэкономразвития России от 29 сентября 2018 года, в котором по данным объектам указана целевая функция - передача объекта незавершенного строительства другим субъектам хозяйственной деятельности в срок 2018 год.
1.2. Консолидируемая бухгалтерская отчетность Минэкономразвития России является недостоверной в связи со следующим.
В нарушение статей 13 и 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 75 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 260н, пунктов 1.4 и 2.6 Методических указаний N 49, согласно которым данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств, ФБУ "УАЗ Минэкономразвития России" на счете 010600000 в форме 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения" и в форме 0503790 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения" отражена стоимость объекта "Кап. вложения на проведение монтажа разводки электропитания компьютерных сетей по адресу: г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3" на сумму 1 416,73 тыс. рублей, фактическое наличие которого не установлено в ходе инвентаризации (отсутствует в инвентаризационной описи объектов незавершенного строительства ФБУ "УАЗ Минэкономразвития России" от 26 ноября 2018 г. N 191 (акт от 24 декабря 2018 г. N 00000032).
1.3. В нарушение части 2 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 7 Инструкции N 191н, пункта 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указание N 49), Минэкономразвития России не обеспечило отражение результатов инвентаризации нематериальных активов в бюджетном учете на счете 1.102.30 000 "Нематериальные активы, иное движимое имущество учреждения" отражена стоимость нематериальных активов в сумме 617 751,5 тыс. рублей, а в главной книге по указанному счету отражено - 621 279,5 тыс. рублей, то есть данный показатель в главной книге завышен на 3 528,0 тыс. рублей.
1.4. В нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 7 Инструкции N 191н, пункта 3.10 Методических указаний N 49, в соответствии с которыми перед составлением годовой бюджетной отчетности осуществление инвентаризации обязательно, Минэкономразвития России перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2018 год инвентаризация финансовых вложений не осуществлялась.
1.5. В нарушение статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ и пункта 13 Инструкции N 157н, Положение об учетной политике в Минэкономразвития России, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2018 г. N 744 (далее - Положение об учетной политике в Минэкономразвития России), содержит норму о том, что пересчет кассовых расходов загранучреждений в рублевый эквивалент осуществляется исходя из средневзвешенного курса доллара США к российскому рублю за финансовый год, а не с даты совершения операций.
1.6. В 2018 году расходы запланированы и исполнены с нарушением пункта 3.2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н:
на софинансирование объекта "Строительство канализационных очистных сооружений с применением новых технологий обработки, Республика Крым, г. Саки", подлежащие исполнению по подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство" запланированы и исполнены по подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики";
на реконструкцию и строительство объектов транспортной и дорожного хозяйства, подлежащие исполнению соответственно по подразделам 0408 "Транспорт" и 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)", запланированы и исполнены по подразделам 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики" и 0502 "Коммунальное хозяйство";
на реконструкцию помещений под детскую поликлинику, оказывающую амбулаторную медицинскую помощь, подлежащие исполнению по подразделу 0902 "Амбулаторная помощь", запланированы и исполнены по подразделу 0901 "Стационарная медицинская помощь".
Минэкономразвития России как главным распорядителем бюджетных средств соответствующие предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в части уточнения подраздела в отношении указанных расходов не вносились.
1.7. Нарушены требования пункта 23 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, которым установлено, что в течении 10 рабочих дней со дня доведения до государственных органов лимитов бюджетных обязательств, предварительные проекты планов информатизации подлежат корректировке в части финансирования и (или) перечня мероприятий по информатизации в соответствии в параметрами доведенных лимитов бюджетных обязательств, и направлению в Минкомсвязь России. Лимиты бюджетных обязательств на 2018 год доведены до Минэкономразвития России казначейским уведомлением от 11 декабря 2017 года N 139/001, итоговый проект плана информатизации Минэкономразвития России на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов направлен в Минкомсвязь России 20 марта 2018 года, то есть с нарушением установленного срока на 52 рабочих дня.
1.8. В нарушение подпункта "в" пункта 32 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588), согласно которому годовой отчет должен содержать в том числе перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки, годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (далее - ГП-38) не содержит информации о причинах невыполнения в установленные сроки мероприятий 1.2.9, 1.5.4 подпрограммы 1 "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" ГП-38.
1.9. В нарушение подпункта "а(2)" пункта 47 Порядка N 588, предусматривающего утверждение ответственным исполнителем государственной программы акта, регламентирующего управление реализацией государственной программы, Минэкономразвития России, как ответственный исполнитель ГП-38, указанный акт не утверждал.
1.10. В нарушение пункта 31 Порядка N 588, в соответствии с которым предусмотрено размещение ответственным исполнителем государственной программы годового отчета в электронном виде на портале государственных программ, Минэкономразвития России не осуществляло размещение в электронном виде на портале государственных программ годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности ГП-38 за 2018 год.
1.11. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой информация об исполнении контракта, в том числе об оплате контракта, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней (трех рабочих дней в редакции от 31 декабря 2017 г.) с даты исполнения контракта, Минэкономразвития России несвоевременно направил в Федеральное казначейство информацию об исполнении следующих государственных контрактов:
от 12 декабря 2018 г. N ГК-191-ГС/Д21 (номер реестровой записи 1771034949418000102) - информация об исполнении контракта направлена 22 марта 2019 г., то есть на 49 рабочих дней позже установленного срока (платежное поручение от 27 декабря 2018 г. N 825897);
от 14 марта 2018 г. N ГК-28-ВП/Д21 (номер реестровой записи 1771034949418000025) - информация об исполнении контракта направлена 22 мая 2018 г., то есть на 11 рабочих дней позже установленного срока (платежное поручение от 27 апреля 2018 г. N 125730);
от 10 апреля 2018 г. N ГК-47-ВП/Д21 (номер реестровой записи 1771034949418000027) - информация об исполнении контракта направлена 26 марта 2019 г., то есть на 211 рабочих дней позже установленного срока (платежное поручение от 17 мая 2018 г. N 164477);
от 14 июня 2018 г. N ГК-81-АТ/Д21 (отдельный этап) (номер реестровой записи 1771034949418000038) - информация об исполнении контракта направлена 1 февраля 2019 г., то есть на 18 рабочих дней позже установленного срока (платежное поручение от 24 декабря 2018 г. N 795007);
от 18 июля 2018 г. N ГК-99-АТ/Д21 (номер реестровой записи 1771034949418000046) - информация об исполнении контракта направлена 26 марта 2019 г., то есть на 143 рабочих дня позже установленного срока (платежное поручение от 20 августа 2018 г. N 413474).
1.12. В нарушение пункта 6 Порядка формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), согласно которому государственное задание утверждается на срок, соответствующий установленному бюджетным законодательством Российской Федерации сроку формирования федерального бюджета, государственное задание N 139-00002-18-00 федеральному бюджетному учреждению "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" (далее - ФБУ "ФРЦ") от 28 декабря 2017 года утверждено на 2018 год, значение показателей объема работ на 2019 и 2020 годы не установлены, при этом бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение государственного задания предусмотрены Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на 2019 год и 2020 годы.
1.13. В нарушение пункта 10 Положение N 640, согласно которому отчеты о выполнении государственного задания размещаются на сайте www.bus.gov.ru, Минэкономразвития России не обеспечило формирование и представление информации и документов, необходимых для включения в реестр государственных заданий для последующего размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в отношении подведомственной организации ФБУ "ФРЦ". Отчет о выполнении государственного задания за 2018 год по состоянию на 1 января 2019 года на указанном сайте не размещен.
1.14. В нарушение пункта 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 28 сентября 2018 г. N 1302, в соответствии с которым Минэкономразвития России в месячный срок с даты издания распоряжения в установленном порядке передает, а Минпромторг России принимает по акту приема-передачи федеральное недвижимое имущество, акт приема-передачи расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств Российской Федерации, подписан 1 января 2019 года (на 2 месяца позже срока, установленного распоряжением от 28 сентября 2018 г. N 1302).
1.15. В нарушение требований пункта 1 приказа Минэкономразвития России от 7 апреля 2017 г. N 173 "Об организации работы по публикации и актуализации общедоступной информации Министерства экономического развития Российской Федерации в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Минэкономразвития России не разместил в открытых данных план внутреннего финансового аудита на 2018 год.
1.16. В нарушение требований пункта 47(1) Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила N 193), в отчетах по результатам проведения внутреннего финансового аудита контрольно-ревизионного отдела Финансового департамента Минэкономразвития России в рамках проверок торговых представительств Российской Федерации в Австралийском союзе, в Исламской Республике Иран, в Киргизской Республике, в Литовской Республике, в Королевстве Нидерланды, в Республике Узбекистан в 2018 году не указана информация об оценке рисков искажения бюджетной отчетности; показатели бюджетной отчетности, применяемые к ним соответствующие методы аудита, а также объемы выборки данных, используемые для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
1.17. В нарушение требований пункта 53 Правил N 193 в отчетах по результатам проведения внутреннего финансового аудита контрольно-ревизионным отделом Финансового департамента Минэкономразвития России в 2018 году не приведены предложения по повышению результативности использования бюджетных средств Департамента регионального развития и Департамента реализации региональных инвестиционных программ.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Минэкономразвития России на 2018 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 167 676 656,0 тыс. рублей, сводной бюджетной росписью - 195 993 708,3 тыс. рублей. В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" бюджетные ассигнования на 2017 год - 178 542 586,6 тыс. рублей, согласно сводной бюджетной росписи - 196 700 688,2 тыс. рублей.
Неисполненные назначения по бюджетным ассигнованиям Минэкономразвития России за 2017 год составили 17 208 394,4 тыс. рублей, или 8,7% утвержденной сводной бюджетной росписи, за 2018 год - 21 033 594,7 тыс. рублей (10,7%).
2.2 Минэкономразвития России как главный администратор доходов после принятия Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" не обеспечило представление в Минфин России уточнение предложений по внесению изменений в обоснования прогноза поступления доходов в сумме 22 078,0 тыс. рублей, что не соответствует требованиям пункта 20 Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 2016 г. N 128н.
2.3. Установлены факты несоблюдения Минэкономразвития России требований пункта 11 Порядка внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу (Приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 19 мая 2014 г. N 278), согласно которому Минэкономразвития России в 3-х недельный срок со дня получения представленных ему ГРБС документов для внесения изменений в данные ФАИП проверяет их на соответствие требованиям, установленным Правилами N 716 и указанным Порядком, и в случае их соответствия вносит необходимые изменения в ФАИП.
Минэкономразвития России изменения в ФАИП на основании предложений Минстроя России внесены после истечения установленного срока: согласно предложениям Минстроя России от 16 апреля 2018 г. N 15450-ЮГ/05 внесенным 11 мая 2018 г. N 12793-АТ/Д17и через 26 дней (на 5 дней позже), согласно предложениям Минстроя России от 27 апреля 2018 г. N 18164-ЮГ/05 внесенным 29 мая 2018 г. N 14507-АТ/Д17и через 32 дня (на 11 дней позже).
2.4. В результате ненадлежащего исполнения Минэкономразвития России полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, в части результативности использования бюджетных средств, предусмотренных на строительство (реконструкцию и восстановление) объектов и разработку проектно-сметной документации в ходе реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" не достигнуты значения показателей, предусмотренные к достижению в 2018 году по объектам, включенным в ФЦП по следующим направлениям:
"Развитие энергетического комплекса" не достигнуто значение показателя "Прирост протяженности линий электропередачи" по вводу в 2018 году 9,996 километров;
"Развитие транспортного комплекса" не достигнуто значение показателя "Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (годовой ввод), в том числе в Республике Крым" по вводу 17,703 километров.
2.5. Сформированный Минэкономразвития России Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 366 (далее - ГП-43), не содержит сводную информацию о ходе реализации государственной программы на приоритетных территориях Дальневосточного федерального округа, в том числе по субъектам Российской Федерации, что не соответствует подпункту "и1" пункта 32 Порядка N 588.
2.6. Минэкономразвития России Детальный план-график реализации ГП-43 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов не утвержден, что не соответствует пункту 30(1) Порядка N 588.
2.7. ГП-38, ответственным исполнителем которой является Минэкономразвития России, содержит ряд недостатков.
2.7.1. Входящие в состав ГП-38 подпрограмма 1 "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" и подпрограмма 2 "Управление государственным материальным резервом" реализуются только в сфере деятельности уполномоченных органов исполнительной власти (Росимущества и Росрезерва) и носят ведомственный характер. Подпрограммы не взаимоувязаны по целям, задачам, мероприятиям, ресурсному обеспечению, что свидетельствует об отсутствии у ГП-38 исчерпывающих признаков государственных программ, предусмотренных подпунктом 31 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пунктом 2 Порядка N 588.
2.7.2. Цели ГП-38 - совершенствование механизмов управления и приватизации федерального имущества, совершенствование системы государственного материального резерва не соответствуют критериям, определенным пунктом 16 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (далее - Методические указания N 582), поскольку сформулированы не конкретно (имеют размытую формулировку), без соблюдения критерия измеримости (их достижение сложно проверить) и релевантности (неполное соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы), а также не определяют конечные результаты реализации государственной программы.
2.7.3. При формировании показателей (индикаторов) ГП-38 и методик их расчета не применялась система показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом и формирования статистического наблюдения, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2015 N 72 "О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом", что не соответствует пункту 22 Методических указаний N 582, согласно которому показатели (индикаторы), рассчитанные по методикам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, иными главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации применяются только при отсутствии возможности получить данные на основе государственных (федеральных) статистических наблюдений, а также невозможности применить показатели, рассчитанные по методикам, принятым международными организациями.
2.7.4. Используемая система показателей (индикаторов) ГП-38 не позволяет очевидным образом оценивать прогресс в достижении всех целей и решении всех задач госпрограммы, что не соответствует пункту 11 Порядка N 588, пунктов 22, 23 Методических указаний N 582: в паспортах подпрограмм ГП-38 не предусмотрены показатели, характеризующие эффективность управления хозяйственными обществами с участием Российской Федерации в уставном капитале, исполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, эффективность государственных закупок и продажи объектов материального резерва.
2.7.5. Ожидаемые результаты реализации ГП-38, предусматривающие "утверждение к 2020 году прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы" и "усовершенствование системы управления государственным материальным резервом с применением современных информационно-технологических ресурсов к 2020 году", не соответствуют пункту 12 Методических указаний N 582, поскольку не включают качественных и количественных характеристик основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов, не содержат описания конкретных завершенных событий, позволяющих однозначно оценить результаты реализации ГП-38.
2.8. Доклады о ходе работ по ФЦП Карелия и ФЦП Крым и эффективности использования финансовых средств за 2018 год подготовлены Минэкономразвития России как государственным заказчиком - координатором ФЦП Карелия и ФЦП Крым не в соответствии с пунктом 37 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (далее - Порядок N 594) и не содержат:
доклад о ходе работ по ФЦП Карелия и эффективности использования финансовых средств за 2018 год не содержит оценку эффективности результатов реализации ФЦП Карелия и сведения о ходе и полноте выполнения программных мероприятий на приоритетных территориях;
доклад о ходе работ по ФЦП Крым и эффективности использования финансовых средств за 2018 год не содержит оценку эффективности результатов ее реализации, рассчитанную в соответствии с методикой оценки эффективности реализации ФЦП Крым (приложение N 9 к ФЦП Крым).
2.9. Минэкономразвития России доклад о ходе работ по ФЦП Крым и эффективности использования финансовых средств за 2018 год направлен в Минфин России письмом от 15 февраля 2019 г. N Д08и-4706 с нарушением срока, установленного пунктом 37 Порядка N 594 - до конца месяца, следующего за отчетным (до 31 января 2019 г.) на 15 дней.
2.10. Минэкономразвития России не обеспечена результативность использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, поскольку при уровне исполнения расходов по ФЦП Крым в размере 89,45% к сводной бюджетной росписи доля показателей (индикаторов) ФЦП Крым, по которым достигнуты плановые значения, составила 25%.
2.11. Минэкономразвития России отчет за 2017 год о выполнении Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Министерству экономического развития Российской Федерации, утвержденного Заместителем Министра экономического развития Российской Федерации 31 марта 2017 года, в срок установленный пунктом 13 Поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Шуваловым И.И. 31 января 2017 г. N 727п-П13, до 1 апреля 2018 года не составлен.
2.12. Раздел 3 формы 1-БЗ (инвестиции) "Сведения об объектах, незавершенных строительством", представленной Минэкономразвития России в Росстат (письмо от 28 февраля 2019 г. N Д21 и-6420), содержит сведения несоответствующие данным, указанным в форме по ОКУД 0503190 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства" (далее - ф. 0503190) и в Плане снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Министерству экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 г. N 1536-АТ/Д21вн (далее - Ведомственный план от 24 сентября 2018 г.): по объекту Реконструкция комплекса детского оздоровительного лагеря "Солнечный", с. Красная Пахра, Подольский район, Московская область (I-я очередь): в графе 5 "Фактически использовано капитальных вложений за счет всех источников финансирования с начала строительства, тысяч рублей" указана сумма 632 494,0 тыс. рублей, не соответствующая сумме в ф. 0503190 в графе 21 "кассовые расходы с начала реализации инвестиционного проекта" - 670 277,20 тыс. рублей; в графе 6 "Процент технической готовности" 56,0% не соответствует степени завершенности строительства в Ведомственном плане от 24 сентября 2018 г. - 92,9%.
По объекту Реконструкция комплекса детского оздоровительного лагеря "Солнечный", с. Красная Пахра, Подольский район, Московская область (II-я очередь): в графе 3 "Годы фактического строительства" указаны годы 2008-2015, не соответствуют годам фактического строительства в ф. 0503190 - 2013-2015 гг.; в графе 6 "Процент технической готовности" 2,3% не соответствует степени завершенности строительства в Ведомственном плане от 24 сентября 2018 г. - 14,2% по объекту Реконструкция внешних сетей и инженерных сооружений в детском оздоровительном лагере "Солнечный", с. Красная Пахра, Подольский район, Московская область:
в графе 3 "Годы фактического строительства" указаны годы 2008-2015, не соответствуют годам фактического строительства в ф. 0503190 - 2008-2012 годы;
в графе 5 "Фактически использовано капитальных вложений за счет всех источников финансирования с начала строительства, тысяч рублей" указана сумма 173 079,0 тыс. рублей не соответствующая сумме в ф. 0503190 в графе 20 фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта (по счету 010611000) - 143 079,01 тыс. рублей; в графе 6 "Процент технической готовности" 51,4% не соответствует степени завершенности строительства в Ведомственном плане от 24 сентября 2018 г. - 53,7%.
2.13. Планом снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Минэкономразвития России, утвержденным заместителем министра Минэкономразвития России А.М. Талыбовым 24 сентября 2018 года, в 2018 году предусмотрено введение в эксплуатацию объекта строительства "комплекс блока общественного питания, архива и технической библиотеки в здании Минэкономразвития России, расположенного по адресу: г. Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1" стоимостью 142 208,1 тыс. рублей, работы по которому завершены в 2008 году. На момент проведения проверки (15 апреля 2019 года) объект не введен в эксплуатацию.
2.14. Бюджетные ассигнования на 2018 год на предоставление субсидий автономной некоммерческой организации "Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации" (далее - АНО Центр экспертизы ВТО) и акционерному обществу "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ") на цели субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, предоставляемым коммерческими банками, планировались Минэкономразвития России в объемах, значительно превышающих потребности, без оценки фактических данных об объемах финансирования в предшествующий период, что привело к образованию значительных остатков средств субсидий и свидетельствует о недостаточной обоснованности планирования бюджетных ассигнований на указанные цели.
Неиспользованный остаток средств субсидии АО "РЭЦ" на цели субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, предоставляемым коммерческими банками, на 1 января 2019 года составил 1 405 035,4 тыс. рублей (88,3% бюджетных назначений).
По состоянию на 1 января 2019 года остаток средств субсидии по расходам на предоставление субсидии АНО Центр экспертизы ВТО - 38 214,2 тыс. рублей (48,1% бюджетных назначений).
2.15. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Минэкономразвития России за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий АО "РЭЦ", предусмотренного пунктом 17 Правил предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу "Российский экспортный центр", г. Москва, на цели субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, предоставляемым коммерческими банками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 620 (далее - Правила предоставления субсидии АО "РЭЦ"), и пунктом 4.1.7 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии акционерному обществу "Российский экспортный центр", г. Москва, на цели субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредитам, предоставляемым коммерческими банками, от 4 июля 2017 г. N 139-11-022 (далее - Соглашение от 4 июля 2017 г. N 139-11-022), АО "РЭЦ" в отчете о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 31 декабря 2018 года в значения показателей включены данные по соглашениям о финансировании, заключенным в 2017 году, а не в текущем году, что не соответствуют порядку расчета указанных показателей (приложение N 6 к Соглашению от 4 июля 2017 г. N 139-11-022).
2.16. Установленный приложением N 6 к Соглашению от 4 июля 2017 г. N 139-11-022 порядок расчета показателей результативности предоставления субсидии1 не отражает фактическое исполнение соглашений, заключенных АО "РЭЦ" с уполномоченными банками, в том числе в разрезе исполнения по годам в случаях заключения соглашений о финансировании на срок более одного года, соотношение прогнозируемого объема компенсационных выплат коммерческим банкам к фактическому исполнению расходов на указанные цели, что не позволяет оценить результативность предоставления субсидии и степень влияния реализуемых мер, направленных на поддержку экспорта, в связи с чем показатели результативности и порядок их расчета нуждаются в корректировке (в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения от 4 июля 2017 г. N 139-11-022 предметом является предоставление из федерального бюджета субсидии в 2017 - 2021 годах).
2.17. Минэкономразвития России 20 июня 2018 года утверждены для санкционирования Управлением Федерального казначейства по г. Москве расходы средств субсидии, предоставленной АНО Центр экспертизы ВТО, Сведения об операциях с целевыми средствами на 2018 год, которые не соответствуют направлениям расходования средств субсидии, установленным Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации", г. Москва, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 779 (далее - Правила предоставления субсидии АНО Центр экспертизы ВТО), Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии АНО Центр экспертизы ВТО от 23 мая 2018 г. N 139-11-2018-004.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидии АНО Центр экспертизы ВТО, пунктом 1.1.1 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии АНО Центр экспертизы ВТО от 23 мая 2018 г. N 139-11-2018-004 средства субсидии направляются на финансовое обеспечение расходов, связанных с текущей деятельностью АНО Центр экспертизы ВТО, тогда как Минэкономразвития России были согласованы расходы на возмещение ранее произведенных юридическим лицом фактических расходов за счет собственных средств со счетов, открытых ему в банке.
2.18. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Минэкономразвития России за соблюдением целей, условий и порядка, предоставления субсидий, предусмотренного пунктом 14 Правил предоставления субсидии АНО Центр экспертизы ВТО, подпунктом 4.1.7 пункта 4.1 Соглашения от 23 мая 2018 г. N 139-10-2018-004 АНО Центр экспертизы ВТО в отчет о достижении показателей за 2018 год по показателю "Количество проведенных, в том числе обучающих, семинаров по тематике ВТО" необоснованно включило проведенное до заключения соглашения мероприятие: "Споры ВТО и ответственность за невыполнение принятых решений (совместно с "Деловой Россией", 30 января 2018 г.)". Кроме того, вывод о достижении показателей 1 и 2, отражающих количество подготовленных АНО Центр экспертизы ВТО заключений по искам, является некорректным, так как в качестве заключений указаны и иные процессуальные документы.
2.19. В материалах по инвентаризации нематериальных активов по состоянию на 1 января 2019 года отсутствует информация о наличии документов, подтверждающих права Минэкономразвития России на использование имеющихся на балансе нематериальных активов, что не соответствует пункту 3.8 Методических указаний N 49, в соответствии с которым при инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих права организации на его использование.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству экономического развития Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) обеспечить внесение изменений в бухгалтерскую отчетность ФБУ "УАЗ Минэкономразвития России" за 2018 год, представление ее в Минэкономразвития России и Федеральное казначейство;
2) внести изменения в консолидированную бюджетную отчетность Минэкономразвития России за 2018 год и представить ее в Федеральное казначейство и Счетную палату;
3) внести изменения в консолидированную бухгалтерскую отчетность Минэкономразвития России за 2018 год и представить ее в Федеральное казначейство и Счетную палату;
4) провести инвентаризацию финансовых вложений, а также провести повторную инвентаризацию в части нефинансовых активов и отразить ее результаты в бюджетном и бухгалтерском учете в части нефинансовых активов, с отражением расхождений между фактическим наличием и данными бухгалтерского и бюджетного учета;
5) обеспечить размещение отчета о выполнении государственного задания ФБУ "ФРЦ" за 2018 на сайте www.bus.gov.ru;
6) обеспечить утверждение Минэкономразвития России акта, регламентирующего управление реализацией ГП-38 в соответствии с Порядком N 588;
7) обеспечить размещение Минэкономразвития России годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности ГП-38 за 2018 год на портале государственных программ;
8) Положение об учетной политике Минэкономразвития России привести в соответствие с Инструкцией N 157н;
9) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц (лиц) Минэкономразвития России, допустивших указанные нарушения;
10) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 мая 2019 г. N 32К (1328).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено по пунктам 1-3 до 30 июня 2019 года, по пунктам 4-10 до 1 ноября 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру экономического развития Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор Счетной палаты |
Д.А. Зайцев |
------------------------------
1 Показатель 1 "Объем предоставленного уполномоченными банками финансирования" (учитывается на дату заключения соглашения о финансировании исходя из суммы, указанной в соглашении о финансировании (лимит соглашения о финансировании). Показатель 2 "Объем поддержанного уполномоченными банками экспорта продукции (товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности" (учитывается на дату заключения соглашения о финансировании, основанием для расчета объема поддержанного экспорта является экспортный проект (сумма экспортного контракта или контрактов), финансируемый уполномоченным банком по соглашению о финансировании).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2019 г. N ПР 04-130/04-03
Текст представления опубликован не был