Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2019 г. N ПР 12-135/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год" в Министерстве культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная отчетность Минкультуры России за 2018 год является недостоверной в связи со следующим.
1.1.1. В нарушение пункта 72.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), Минкультуры России по строке 900 в разделе "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" формы 0503128 "Отчет о бюджетных обязательствах" (далее - форма 0503128) не отражены обязательства по 47 государственным контрактам, заключенным в 2018 году и ранние периоды, срок исполнения которых установлен на 2019 год и следующие отчетные периоды на общую сумму 2 344 845,0 тыс. рублей.
1.1.2. В нарушение пункта 173.1 Инструкции N 191н, согласно которому в форме 0503190 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства" (далее - форма 0503190) общий объем затрат незавершенного строительства по строке 600 формируется путем суммирования показателей разделов указанной формы (строк 100, 200, 300, 400, 500), то есть сведения об объектах в разделах указанной формы не должны повторяться, Минкультуры России в форме 0503190 по состоянию на 1 января 2019 года два объекта1 отражены и в 1 и в 3 разделах по строкам 100 и 300 соответственно, что повлекло искажение количества объектов незавершенного строительства в бюджетном учете министерства.
1.2. Бухгалтерская отчетность Минкультуры России за 2018 год является недостоверной в связи со следующим.
1.2.1. В нарушение пункта 75 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), согласно которому в сводной форме 0503790 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения" (далее - форма 0503790) общий объем затрат незавершенного строительства (показатель строки 600) формируется путем суммирования показателей разделов указанной формы (строк 100, 200, 300, 400, 500), то есть сведения об объектах в разделах указанной формы не должны повторяться, Минкультуры России в форме 0503790 по состоянию на 1 января 2019 года объект "Памятник Соловецким юнгам. Соловецкий музей-заповедник. Архангельская обл., Соловецкий р-н, п. Соловецкий" одновременно отражен в разделах 3 и 5 (строки 300 и 500 соответственно), объект "Государственная картинная с концертным залом и культурно-деловой центр Крымский Вал, д. 10 г. Москва" - в разделах 2 и 4 (строки 200 и 400 соответственно), что повлекло искажение количества объектов незавершенного строительства в бухгалтерском учете подведомственных министерству учреждений.
1.2.2. В нарушение пункта 65.1 Инструкции N 33н Минкультуры России в графе 6 "Количество фактически" в строке 1195 форме 0503762 "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного задания" (далее - ф. 0503762) вместо значения фактических показателей отражены плановые значения показателей исполнения государственного задания.
1.3. Минкультуры России допущены нарушения при формировании подведомственным учреждениям государственного задания (далее - госзадание).
1.3.1. В нарушение пункта 5 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), и пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1705 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Минкультуры России в ГИИС "Электронный бюджет"2 государственные задания двум подведомственным министерству федеральным государственным бюджетным учреждениям на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утвердило позже установленного срока3.
1.3.2. В нарушение пункта 2 Положения N 640 Минкультуры России установило государственное задание ФГБОУ ВО "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского" (далее - Консерватория) на 2018 год на оказание государственной услуги "Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации", не соответствующей основным видам деятельности, предусмотренным учредительными документами Консерватории в пределах государственного задания.
1.3.3. В нарушение абзаца 6 пункта 3 Положения N 640, согласно которому устанавливаемые на текущий финансовый год значения допустимых (возможных) отклонений в процентах или абсолютном выражении от установленных показателей объема в отношении отдельной государственной услуги либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части могут быть изменены только при формировании государственного задания на очередной финансовый год, Минкультуры России в течение 2018 года изменило допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема услуг в сфере образования в размере 30%, установив общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания в целом вместо допустимых отклонений от установленных показателей объема по каждой государственной услуге.
1.3.4. В нарушение абзаца 2 пункта 41 Положения N 640, согласно которому изменение нормативных затрат в течение срока выполнения государственного задания осуществляется (при необходимости) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (включая внесение изменений в указанные нормативные правовые акты), приводящих к изменению объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, Минкультуры России вносило изменения в нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) библиотекам, театрам, концертным организациям и музеям посредством применения отраслевых коэффициентов, в отсутствие случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящих к изменению объема финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Так, например, значения отраслевого коэффициента "Оказание дополнительной государственной поддержки, в том числе для реализации программ развития федеральных государственных учреждений, кадрового потенциала и материально-технической базы" впервые утверждены заместителем Министра культуры 29 июня 2018 года. Значения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) с учетом применения новых отраслевых коэффициентов в соответствии с пунктами 14 и 32 Положения N 640 утверждены заместителем Министра культуры (29 июня 2018 года, 20 июля 2018 года, 29 декабря 2018 года).
В результате указанное нарушение повлекло нарушение абзаца 3 пункта 41 Положения N 640, согласно которому объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения государственного задания в случае изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе в случае отмены ранее установленных налоговых льгот, поскольку Минкультуры России в целях оказания дополнительной поддержки увеличило объем субсидии на госзадание 40 подведомственным учреждениям культуры4 без увеличения показателей государственного задания на общую сумму 1 013 594,8 тыс. рублей (расчетно) в отсутствии оснований, предусмотренных вышеуказанной нормой.
1.3.5. В нарушение пункта 27 Положения N 640 и пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 сентября 2018 г. N 190н5, Минкультуры России в течение 2018 года не обеспечило направление в Федеральное казначейство изменений, внесенных в состав и значения отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание услуг в сфере культуры и кинематографии в целях их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).
1.3.6. В нарушение пункта 28 Положения N 640, согласно которому нормативные затраты на выполнение работы федеральными бюджетными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации, определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном указанными учреждениями по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (если иной порядок определения нормативных затрат на выполнение работ не установлен уставом федерального бюджетного или автономного учреждения), Минкультуры России, как органом выполняющим функции и полномочия учредителя в части формирования и утверждения государственного задания, нормативные затраты на выполнение работ ФГБУ "Российская академия художеств" определены и утверждены 29 декабря 2017 года в отсутствие порядка определения нормативных затрат на выполнение работ.
1.4. В нарушение части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802, которыми предусмотрена консервация объектов капитального строительства при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев, Минкультуры России не обеспечена консервация 5 объектов с общим объемом затрат 714 412,5 тыс. рублей, строительство (реконструкция) которых приостановлено более чем на 6 месяцев (форма 0503190). Кроме того, по данным формы 0503790 подведомственными Минкультуры России учреждениями, выступающими государственными заказчиками, не обеспечена консервация 16 объектов общим объемом затрат 485 582,2 тыс. рублей.
1.5. В нарушение пункта 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 (далее - Правила N 228), согласно которому часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая, Минкультуры России в отношении ФГУП "Финансово-хозяйственное управление при Российской академии художеств" доля чистой прибыли, подлежащая перечислению в доход федерального бюджета в 2018 году, определена протоколом Минкультуры России от 1 июня 2018 г. N 03-18 на 30 дней позже установленного срока (1 мая 2018 года).
Минкультуры России не обеспечило исполнение надлежащим образом полномочия администратора доходов федерального бюджета, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по виду доходов от перечисления чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, в связи с чем ФГУП "Финансово-хозяйственное управление при Российской академии художеств" в 2018 году доля чистой прибыли, подлежащая перечислению в бюджет в объеме 139,0 тыс. рублей, перечислена в доход федерального бюджета с нарушением установленного пунктом 8 Правил N 228 срока (15 июня 2018 года) на 4 дня (19 июня 2018 года).
1.6. Минкультуры России допущены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
1.6.1. В нарушение части 5 статьи 39 Федерального закона от 5 апреля 2018 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в состав Единой комиссии по осуществлению закупок Департамента музеев (приказ Минкультуры России от 19 октября 2018 г. N 1831) были включены преимущественно сотрудники, не имеющие специального образования в сфере закупок.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "ХХ ХХ"
1.6.2. В нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Минкультуры России дополнительными соглашениями к контракту: от 4 декабря 2017 г. N 2086-01.1-41/04-17, от 3 мая 2018 г. N 353-01.1-41/04-18, от 24 декабря 2018 г. N 1316-01.1-41/04-18 к государственному контракту от 26 декабря 2014 г. N 6136-01-41/04-14, заключенному с ООО "Специализированная организация "Центр эффективного консалтинга" на оказание услуг по подготовке, организации и проведению процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения деятельности Минкультуры России общей стоимостью 156 000,0 тыс. рублей изменены существенные условия в части увеличения срока исполнения контракта более чем на 13 месяцев (8 февраля 2019 года вместо 25 декабря 2017 года).
1.6.3. В нарушение части 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, по государственному контракту от 26 декабря 2014 г. N 6136-01-41/04-14, заключенному с ООО "Специализированная организация "Центр эффективного консалтинга", по которому дополнительными соглашениями продлен срок оказания услуг, отсутствовало обеспечение исполнение государственного контракта соответствующее увеличенному сроку действия контракта.
1.6.4. Проверкой исполнения государственных контрактов, заключенных на оказание услуг по выполнению НИР на общую сумму 2 200,0 тыс. рублей и оплаченных в полном объеме, установлены следующие нарушения:
в нарушение условий государственных контрактов от 3 октября 2018 г. N 868-01.1-41/06-18, от 29 ноября 2018 г. N 1161-01.1-41/06-18, от 29 ноября 2018 г. N 1162-01.1-41/06-18, установленных пунктами 6.1, 6.2, 6.3 технического задания (приложение N 1 к государственным контрактам), результаты НИР не рассматривались научно-техническим советом при участии представителей от департаментов органов управления культуры субъектов Российской Федерации, документ, подтверждающий приемку НИР в составе комиссии с указанием места и сроков, отсутствует;
в нарушение части 1 статьи 101 Федерального закона N 44-ФЗ Минкультуры России не осуществлялся контроль за выполнением исполнителями условий государственных контрактов, что в результате повлекло невыполнение пункта 4.10 государственных контрактов от 3 августа 2018 г. N 691-01.1-41/06-18, от 3 августа 2018 г. N 694-01.1-41/06-18, от 4 июля 2018 г. N 617-01.1-41/06-18 в части предоставления в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" информации и документов для государственной регистрации НИР в ФГНУ "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти", а также направления заказчику копий регистрационных и информационных карт.
1.7. В нарушение пункта 6 Правил осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 года N 675, Минкультуры России в реестр территориального размещения технических средств информационных систем сведения о модернизированных в 2018 году за счет средств федерального бюджета в объеме 115 870,6 тыс. рублей 4 информационных системах: Портал "Культура. рф", ЕАС Минкультуры России", АИС ЕИПСК, Серверное оборудование министерства, не внесены.
1.8. В нарушение подпункта "а" пункта 35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813, не соблюдены установленные сроки (в течение 3-х рабочих дней после возвращения из служебной командировки) представления авансовых отчетов об израсходованных средствах федерального бюджета в сумме 2 071,5 тыс. рублей в связи со служебной командировкой 25 сотрудниками Минкультуры России, а также осуществления окончательного расчета по выданному перед отъездом в служебную командировку денежному авансу на командировочные расходы на общую сумму 1221 долл. и 100 евро (79,4 тыс. рублей и 7,3 тыс. рублей соответственно) составило от 2 до 24 дней.
1.9. Проверкой реализации Минкультуры России государственных и федеральных целевых программ установлены следующие нарушения.
1.9.1. В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588), Отчет о реализации и оценке эффективности государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2012-2020 годы Минкультуры России за 2018 год (далее - Годовой отчет) по состоянию на 16 апреля 2019 года Министерством не был размещен в электронном виде на портале государственных программ.
1.9.2. В нарушение пункта 30(1) Порядка N 588 Минкультуры России Детальный план-график реализации государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2012-2020 годы" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов утвержден позднее установленного срока (в течение 20 дней после утверждения постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 378 изменений в указанную государственную программу) на 7 дней.
1.9.3. В нарушение подпункта "б" пункта 32 Порядка N 588 в перечне контрольных событий по форме таблицы 17 "Сведения о степени выполнения ведомственных целевых программ, основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий подпрограмм", представленном в составе Годового отчета, не указаны причины всех не выполненных контрольных событий.
1.9.4. В нарушение пункта 31 Порядка N 588 Минкультуры России, как участником государственной программы "Реализация государственной национальной политики", отчет о ее реализации по итогам 2018 года в адрес ответственного исполнителя - Федерального агентства по делам национальностей по состоянию на 30 апреля 2019 года не направлен.
1.9.5. В нарушение подпункта "д" пункта 32 Порядка N 588 годовой отчет Минкультуры России об исполнении государственной программы "Доступная среда" за 2018 год не содержит сведений об использовании бюджетных ассигнований в сумме 10 000,0 тыс. рублей, выделенных на создание Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе подведомственной Минкультуры России Российской государственной специализированной академии искусств (КБК 0706 04 2 02 90059 611). Указанное нарушение свидетельствует о недостоверном отражении информации в годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы "Доступная среда".
1.10. В нарушение пункта 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 2011 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, Минкультуры России не обеспечено размещение информации о годовой бухгалтерской отчетности за 2018 год (ф.0503762, 0503721, 0503730, 0503730) ФГБУК "Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр" и ФГБУК "Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Федерального закона следует читать как "12 января 1996 г."
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Минкультуры России "Сведения о доходах в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации)" (форма по 0508022) и "Сведения о поступлении в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий" (форма по 0508025), представлены в Счетную палату Российской Федерации 30 апреля 2019 года, что позже установленных в приложении к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 19 марта 2009 г. N 26н6 сроков (к последнему числу месяца, следующего за отчетным периодам) на 3 месяца.
2.2. Минкультуры России допущено неэффективное расходование средств федерального бюджета на общую сумму 756,0 тыс. рублей (расчетно)7, направленных на оплату 42 экспертиз достоверности определения начальной (максимальной) цены контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенных в рамках исполнения государственного контракта от 30 мая 2018 г. N 495-01.1-41/09-18, после заключения Министерством соответствующих государственных контрактов.
2.3. Минкультуры России в 2018 году приказом от 26 апреля 2018 г. N 593 подведомственные научные организации отнесены к соответствующим категориям. При этом на момент окончания проверки стратегии и (или) программы развития, направленные на поддержание, укрепление и развитие лидерства ФГБНИИ "Государственный институт искусствознания", ФГБНИИ "Государственный научно-исследовательский институт реставрации", отнесенных к 1-й категории, и стратегии и (или) программы развития и (или) рекомендации, направленные на улучшение деятельности ФГБНИИ "Российский институт истории искусств", отнесенному ко 2-й категории, Минкультуры России не подготовлены, что не соответствует требованиям пунктов 25 и 26 Правил оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312.
2.4. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Минкультуры России за деятельностью подведомственных организаций8 ФГБУ "Российская Академия художеств" по состоянию на 1 января 2019 года допустило превышение установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2034-р численности академиков и членов-корреспондентов (146 и 126 соответственно) на 91 и 200 человек соответственно. В результате общая численность академиков и членов-корреспондентов составила 237 и 323 человек соответственно.
В результате в 2018 году общее количество получателей ежемесячных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 386 академику государственной академии наук в размере 80 тыс. рублей; члену-корреспонденту государственной академии наук - в размере 40 тыс. рублей, составило 293 человека, что превышает установленное распоряжением N 2034-р количество получателей на 21 человек. При этом ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 386, выплачивались не всем действительным членам (академикам) и членам-корреспондентам.
2.5. Минкультуры России не осуществляет должным образом полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении территориальных органов, предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, в нарушение пунктов 2 и 9 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Минкультуры России, его территориальных органов и федеральных казенных учреждений, подведомственных Минкультуры России, утвержденного приказом Минкультуры России от 17 октября 2017 г. N 1748, установлено несоответствие объемов уточненных бюджетных смет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов 3 территориальных органов Минкультуры России: Управления Минкультуры России по Уральскому федеральному округу, Управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу, Управления Минкультуры России по Северо-Западному федеральному округу и ФГКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" объему лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерством получателям расходными расписаниями.
2.6. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Минкультуры России за соблюдением субъектами Российской Федерации порядка предоставления субсидий9, не использованные на 1 января 2018 года остатки межбюджетных трансфертов Ульяновской областью в общем объеме 4 617,9 тыс. рублей и Еврейской автономной областью в общем объеме 4 067,8 тыс. рублей перечислены в федеральный бюджет на 3 и 6 дней позже установленного срока, что является нарушением пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты и субсидии подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
2.7. Минкультуры России меры по снижению незавершенного строительства реализуются не в полном объеме.
2.7.1. Минкультуры России отчеты о выполнении Плана снижения незавершенного строительства Министерства10 за период 2017 и 2018 годов в Минэкономразвития России не направлялись, что не соответствует требованиям пункта 13 Поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым от 31 января 2017 г. N 727п-П1311.
2.7.2. Анализ Плана снижения незавершенного строительства за 2018 год показал, что сведения о фактических расходах на реализацию инвестиционных проектов не соответствует данным формы 0503190: "ФГБУК "Российская Государственная Библиотека" Федеральное государственное учреждение "Российская государственная библиотека", г. Москва. Проектные и изыскательские работы по строительству нового здания и объектов библиотеки" (713 451,0 тыс. рублей и 732 749,1 тыс. рублей соответственно); "Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный Центр современного искусства", г. Москва. Строительство здания Государственного центра современного искусства, в том числе проектирование (г. Москва, Хорошевское шоссе, вл. 38А)" (327 718,4 тыс. рублей и 282 934,6 тыс. рублей соответственно); "Собор святых Петра и Павла (реконструкция и реставрация зданий, воссоздание шпиля, реконструкция внутренних и наружных инженерных сетей, первоочередные противоаварийные работы), г. Москва, Старосадовский пер., д.7/10, стр. 10 (заказчик ФГКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации") (125 440,8 тыс. рублей и 134 440,8 тыс. рублей соответственно).
Кроме того, в строках 33-41 по графе 6 Плана снижения незавершенного строительства вместо суммовых показателей фактических расходов отражены сведения о нормативных правовых актах.
2.7.3. Минкультуры России как главный распорядитель бюджетных средств не обеспечено эффективное использование федеральных ресурсов, направленных на капитальные вложения.
Так, в составе незавершенного строительства Минкультуры России по состоянию на 1 января 2019 года числятся затраты, в том числе:
1 897 239,9 тыс. рублей - на проектно-сметную документацию (далее - ПСД) 25 объектов, строительство (реконструкция) которых не осуществлялось и в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - ФАИП) по состоянию на 1 марта 2019 года не предусмотрено;
388 491,2 тыс. рублей по 9 объектам, статус которых в соответствии с пунктом 173.1 Инструкции N 191н признан по коду 28 "иное списание выбытия", по которым меры на списание или передачу балансодержателям объектов строительства (реконструкции) с 2008 года Минкультуры России не принимались12.
2.7.4. В составе незавершенного строительства числятся затраты в общем объеме 58 684,9 тыс. рублей на разработку ПСД на строительство 16 центров культурного развития, выполненной в период 2013-2014 годов, строительство которых завершено. При принятии решения о дальнейшем использовании указанных ПСД как типовых проектов затраты на указанные ПСД должны быть переданы или на забалансовый счет, или на счет 10100 "Основные средства". По состоянию на 30 апреля 2019 года решение не принято.
2.8. Минкультуры России проект изменений в государственную программу "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, представлен в Счетную палату Российской Федерации письмом от 11 апреля 2019 г. N 5473-01.1-52-СО после утверждения постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 374 (далее - ГП-11), что является нарушением пункта 60.4 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260. Кроме того, состав документов и материалов к проекту изменений в ГП-11 не соответствует требованиям Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (далее - Методические указания Минэкономразвития России), а именно:
в нарушение пункта 11 Методических указаний Минэкономразвития России проект детального плана-графика реализации госпрограммы на 2019 год и на плановый период 2019 и 2020 годов с проектом ГП-11 не представлен;
в нарушение пункта 31 Методических указаний Минэкономразвития России краткое обоснование необходимости и достаточности набора контрольных событий госпрограммы с планом реализации проекта ГП-11 не представлено;
в нарушение пункта 17 Методических указаний Минэкономразвития России формулировки целей подпрограмм госпрограммы дублируют формулировки задач госпрограммы.
2.9. Минкультуры России в 2018 году предоставлены субсидии в общем объеме 1 013 594,8 тыс. рублей на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственным учреждениям по виду расходов КБК 611 на цели, соответствующие целям, установленным Порядком, утвержденным приказом Минкультуры России N 103213, и в соответствии с пунктом 5(1).2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, должны предоставляться по виду расходов КБК 612, что влечет риски несоблюдения Указаний N 65н и нецелевого использования бюджетных средств.
2.10. Минкультуры России сроки внесения в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов", установленные графиком подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 7804п-П13, не соблюдены.
Так, предусмотренный Планом-графиком проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 1138 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование, комплексную реконструкцию, реставрацию, техническое перевооружение и новое строительство объектов имущественного комплекса Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина", внесен в Правительство Российской Федерации с нарушением планового срока более чем на месяц - 8 мая 2018 года вместо 30 марта 2018 года.
2.11. В 2018 году Минкультуры России перечисляло субсидии на иные цели ФГБОУ "Государственный историко-архитектурный музей-заповедник "Кижи" в сумме 47 300,0 тыс. рублей, ФГБОУ "Государственный центральный музей современной истории России" в сумме 193 825,5 тыс. рублей, ФГБУК "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" - 56 240,4 тыс. рублей, с нарушением графиков предусмотренных пунктами 3.1.1 соответствующих соглашений.
2.12. В общем объеме дебиторской задолженности (21 061 647,4 тыс. рублей) просроченная задолженность составила 6,0%, или 1 261 331,1 тыс. рублей. При этом претензионная работа с целью списания безнадежной к взысканию задолженности ведется только на сумму 41 752,5 тыс. рублей. Таким образом, принимаемых Минкультуры России мер по снижению дебиторской задолженности недостаточно.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минкультуры России надлежит выполнить следующие требования:
1) внести необходимые изменения в бюджетную отчетность Минкультуры России за 2018 год и представить уточненные формы бюджетной отчетности в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации;
2) обеспечить:
представление ФГБОУ ВО "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского" уточненной формы 0503762 бухгалтерской отчетности за 2018 год в Минкультуры России;
отражение в графе 6 формы консолидированной бухгалтерской отчетности 0503762 "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного задания" за 2018 год данных о результатах деятельности по исполнению государственного задания в отношении ФГБОУ ВО "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского" в разрезе фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении в структуре видов услуг (работ), в соответствии с пунктом 65.1 Инструкции N 33н;
корректировку формы 0503790 и представление уточненной консолидированной бухгалтерской отчетности за 2018 год в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации;
3) внести в реестр территориального размещения технических средств информационных систем сведения о модернизированных в 2018 году 4 информационных системах: Портал "Культура. рф", ЕАС Минкультуры России", АИС ЕИПСК, Серверное оборудование министерства;
4) обеспечить размещение информации о годовой бухгалтерской отчетности за 2018 год (ф.0503762, 0503721, 0503730, 0503730) ФГБУК "Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр" и ФГБУК "Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с требованиями пункта 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 2011 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н;
5) привести состав Единой комиссии по осуществлению закупок Департамента музеев в соответствии с требованиями части 5 статьи 39 Федерального закона N 44-ФЗ;
6) провести проверку по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
7) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "21" мая 2019 г. N 24К (1320).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок: пункты 1 - 2 до 28 июня 2019 года, пункты 3 - 7 до 1 сентября 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру культуры Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
М.А. Мень |
------------------------------
1 В форме 0503190 Минкультуры России по состоянию на 1 января 2019 года объект "ФГБУК "Российская национальная библиотека". Строительство 2-й очереди, г. Санкт-Петербург" отражен в разделе 1 "Вложения в объекты незавершенного строительства, включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов" с объемом затрат 881 749,8 тыс. рублей и в разделе 3 "Объекты законченного строительства, введенные в эксплуатацию, не прошедшие государственную регистрацию" с объемом затрат 860 584,4 тыс. рублей.
Объект "Реконструкция с сохранением исторического облика памятника архитектуры XIX в. - здания Государственного академического Малого театра России, расположенного по адресу: г. Москва, Театральный проезд, д. 1" отражен в разделе 1 "Вложения в объекты незавершенного строительства, включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов" с объемом затрат 0,0 тыс. рублей и в разделе 3 "Объекты законченного строительства, введенные в эксплуатацию, не прошедшие государственную регистрацию" с объемом затрат 4 589 031,3 тыс. рублей.
2 Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет").
3 Так, государственное задание ФГБУК "Центр культурных стратегий и проектного управления" (РОСКУЛЬТПРОЕКТ) N 054-00285-18-00 утверждено статс-секретарем - заместителем Министра культуры Российской Федерации А.В. Журавским 19 января 2018 года, на 3 рабочих дня позже установленного срока (16 января 2018 года).
Государственное задание ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" N 054-00258-18-00 утверждено заместителем Министра культуры Российской Федерации О.В. Рыжковым 22 января 2018 года, на 4 рабочих дня позже установленного срока (16 января 2018 года). ЛБО на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий доведены Минкультуры России как получателю средств федерального бюджета расходными расписаниями от 18 декабря 2017 г. N 00054/0002539.
4 В течение 2018 года в соответствии с протоколами заседания Комиссий по рассмотрению государственных заданий подведомственных Минкультуры России учреждений произведено увеличение объема субсидии на госзадание 40 бюджетным учреждениям без увеличения показателей государственного задания на общую сумму 1 013 594,8 тыс. рублей, в том числе 8 библиотекам на общую сумму 274 573,0 тыс. рублей, 15 театрам и концертным организациям - на сумму 320 594,68 тыс. рублей, 23 музеям - на сумму 418 427,1 тыс. рублей.
5Приказ Минфина России от 7 сентября 2018 г. N 190н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг".
6Приказ Минфина России от 19.03 2009 г. N 26н "Об утверждении Порядка составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации".
7 Расчет затрат на проведение экспертизы НМЦК: 18000,0 тыс. рублей/1000 экспертиз * 42 экспертизы.
8Пункт 6.8 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации".
9Пункт 19 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку творческой деятельности муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек и пункт 35 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, являющихся приложением N 6 и N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", пункт 20 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с капитальными вложениями в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) предоставлением субсидий местным бюджетам на указанные цели, в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", являющихся приложением N 8 к федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)".
10 Минкультуры России План снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Министерству культуры Российской Федерации на 2018 год утвержден 30 марта 2018 года заместителем Министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалиным (далее - План снижения объемов незавершенного строительства).
11 Пунктом 13 Поэтапного плана N 727п-П13 предусмотрено направление главными распорядителями федерального бюджета ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Минэкономразвития России отчеты об исполнении Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства,
12 По данным Минкультуры России указанные затраты капитальных вложений сложились на момент реорганизации Федерального агентства по культуре и кинематографии (упразднено в соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724).
13Порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержден приказом Минкультуры России от 12 мая 2016 г. N 1032.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2019 г. N ПР 12-135/12-02
Текст представления опубликован не был