Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2019 г. N ПР 12-136/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год" в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение запрета, установленного абзацем 2 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Росздравнадзор осуществлял распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Росздравнадзором как главным распорядителем бюджетных средств перечень подведомственных получателей бюджетных средств, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не утвержден.
1.2. В нарушение пункта 46 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), в соответствии с которым перечисление платежа, завершающего выплату субсидии в IV квартале, должно осуществляться после предоставления в срок, установленным государственным заданием, федеральным бюджетным учреждением предварительного отчета о выполнении государственного задания в части предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг за соответствующий финансовый год субсидия на выполнение государственного задания в IV квартале 2018 года в сумме 233 632,2 тыс. рублей перечислена Росздравнадзором ФГБУ "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" 7 ноября 2018 года до предоставления учреждением предварительного отчета о выполнении государственного задания (срок представления - 1 декабря текущего года).
1.3. В нарушение пункта 33 Положения N 640, согласно которому в случае если федеральное бюджетное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного государственного задания, затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, Росздравнадзор рассчитал объем финансового обеспечения государственных заданий на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов ФГБУ "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" и ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники", выполняющих работы сверх установленных государственными заданиями на платной основе, в части затрат на уплату указанных налогов без применения коэффициента платной деятельности.
1.4. В нарушение пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила N 193), которым предусмотрено, что субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, отдел внутреннего финансового контроля не подчиняется непосредственно и исключительно руководителю Росздравнадзора, что не обеспечивает функциональную независимость субъекта аудита.
1.5. В нарушение пункта 45 Правил N 193, согласно которому при составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, проведение аудиторских проверок поручалось и фактически осуществлялось единственным исполнителем.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Росздравнадзором с 2012 года не были внесены предложения в Минздрав России по уточнению полномочий территориальных органов Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации, установленных приказом Минздрава России от 13 декабря 2012 г. N 1040н, в связи с изменениями законодательства Российской Федерации, предусматривающими наделение их новыми полномочиями.
2.2. Росздравнадзором ненадлежащим образом осуществлялся ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных учреждений и территориальных органов Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации, предусмотренный статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
2.2.1. В нарушение части 1 статьи 74 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока, извещения о проведении запроса котировок и проекты контрактов, заключаемые по результатам проведения таких запросов (реестровые номера от 29.12.2017 N 0176100003517000028, от 01.03.2018 N 0159100008818000001, от 09.04.2018 N 0347100003518000004), размещены в единой информационной системе с нарушением установленного срока территориальными органами Росздравнадзора по Республике Адыгея на 7 дней, Рязанской области - на 5 дней, Магаданской области - на 4 дня.
2.2.2. В нарушение части 13 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, территориальными органами Росздравнадзора по Республике Татарстан, Алтайскому и Ставропольскому краям, а также ФГБУ "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" заключали контракты с нарушением установленных сроков:
территориальным органом Росздравнадзора по Республике Татарстан по реестровому номеру контракта от 10 апреля 2018 г. N 1165510411518000006 на 3 дня (протокол размещен 6 апреля 2018 года);
территориальным органом Росздравнадзора по Алтайскому краю по реестровому номеру контракта от 6 апреля 2018 г. N 1222106625018000007 на 6 дней (протокол размещен 5 апреля 2018 года);
территориальным органом Росздравнадзора по Ставропольскому краю:
по реестровому номеру контракта от 28 февраля 2018 г. N 1263406358018000012 на 7 дней (протокол размещен 28 февраля 2018 года);
по реестровому номеру контракта от 28 апреля 2018 г. N 1263406358018000020 на 2 дня (протокол размещен 23 апреля 2018 года).
2.3. Росздравнадзором не должным образом осуществлялся контроль за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений, предусмотренный пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", подпунктом "т" пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537, в части осуществления ФГБУ "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" переданных полномочий государственного заказчика на строительство лабораторного комплекса по контролю качества лекарственных средств. Ярославская область.
2.3.1. ФГБУ "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" Росздравнадзора заключен контракт от 8 декабря 2017 г. N 268-ГЗ с ООО "МЕБЕЛЬСНАБ" на поставку лабораторной мебели для нужд лабораторного комплекса по контролю качества лекарственных средств ФГБУ "ИМЦЭУАОСМП" Росздравнадзора, Ярославская область, на сумму 19 485,9 тыс. рублей, в соответствии с техническим заданием которого поставка, сборка, ввод в эксплуатацию товара должны быть осуществлены по 15 декабря 2017 года.
Однако согласно представленным товарным накладным, счету от 21 августа 2018 г. N 125 поставка лабораторной мебели произведена ООО "МЕБЕЛЬСНАБ" в период с 26 февраля по 15 июня 2018 года на сумму 11 838,4 тыс. рублей. Оплата произведена платежными поручениями от 13 сентября 2018 г. на сумму 11 838,4 тыс. рублей.
До настоящего времени поставка в полном объеме не осуществлена.
При этом в нарушение части 6 статьи 34 федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), ФГБУ "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" Росздравнадзора требование об уплате неустоек ООО "МЕБЕЛЬСНАБ" не направлялось.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения надлежит выполнить следующие требования:
1) сформировать перечень подведомственных получателей бюджетных средств;
2) обеспечить подчинение субъекта внутреннего финансового аудита руководителю Росздравнадзора;
3) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц (лиц) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, допустивших указанные нарушения;
4) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 мая 2019 г. N 27К (1323).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 сентября 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
М.А. Мень |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.