Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М.С., судьи В.М.Ф., с участием представителя городского Совета депутатов Калининграда как органа, принявшего правовой акт, подлежащий проверке - Л.И.З., руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1.1. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 10 октября 2018 года N 218 "О льготном проезде отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории городского округа "Город Калининград", в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса)".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина В.Г.Ц.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 1.1. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 10 октября 2018 года N 218 "О льготном проезде отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории городского округа "Город Калининград", в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса)" (далее - Решение N 218).
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М.Ф., представителей: городского Совета депутатов Калининграда - Л.И.З., прокуратуры города Калининграда - С.В.Р., исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 18 марта 2019 года поступило обращение гражданина Ц.В.Г. (далее - заявитель) о признании пункта 1.1. Решения N 218 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Пунктом 1.1. указанного Решения с 1 января 2019 года предоставлено право льготного проезда на всех видах городского транспорта общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории городского округа "Город Калининград", в соответствии с договорами об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - право льготного проезда), в том числе пенсионерам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" (мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, не имеющим льгот по федеральному и региональному законодательству, зарегистрированным в городе Калининграде), по единым социальным проездным билетам.
Ц.В.Г. указывает, что он является пенсионером, которому трудовая пенсия по старости назначена досрочно в 55 лет по подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в настоящее время ему 59 лет, поэтому он не может воспользоваться правом льготного проезда в соответствии с Решением N 218. В тоже время Федеральный закон не проводит разницы в правах между теми, кому пенсия назначена в общем порядке - в 60 лет, и теми, кому пенсия назначена досрочно.
Полагает, что его право идентично правам пенсионеров, которым пенсия назначена в 60 лет.
По мнению заявителя, такое установление льготы делает Решение N 218 противоречащим Уставу (Основному Закону) Калининградской области и нарушает его право льготного проезда.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на правовые позиции Уставного Суда Калининградской области (постановления от 8 августа 2017 года N 6-П, от 29 июня 2010 года N 6-П), Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2009 года N 12-П, от 22 октября 2009 года N 15-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П и другие).
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, требованиями Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", заявитель просит Уставный Суд признать пункт 1.1. Решения N 218 не соответствующим пунктам 1, 3, 4 статьи 15, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Представитель городского Совета депутатов Калининграда Л.И.З. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, заключающуюся в том, что Решение N 218 принято в пределах полномочий Совета депутатов города Калининграда, который обладает свободой усмотрения в решении вопросов социальной поддержки жителей Калининграда, так как в соответствии со статьями 31 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет право самостоятельно определять направления расходования средств бюджета городского округа "Город Калининград" и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета. Считает, что пункт 1.1. Решения N 218 соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель прокуратуры города Калининграда С.В.Р. полагает доводы заявителя обоснованными. Считает, что оспариваемой нормой ограничиваются в правах те граждане, которые достигли пенсионного возраста, и пенсия им назначена не на основании Федерального закона "О страховых пенсиях", а в соответствии с иными законами.
Согласно статье 70 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1.1. Решения N 218.
2. Положения Конституции Российской Федерации (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72) определяют, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Как следует из пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Таким образом, положения принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
3. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), а также государственная защита провозглашенных прав и свобод человека и гражданина (статья 45). Вместе с тем Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Федеральным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абзац 2 части 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно абзацу 3 части 5 статьи 20 указанного Федерального закона финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии финансовой возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 3 Устава городского округа "Город Калининград" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города отнесено к вопросам местного значения городского округа "Город Калининград" (подпункт 7 пункта 1). Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых местному бюджету из федерального бюджета и бюджета Калининградской области) (пункт 3).
Являясь представительным органом местного самоуправления городского округа "Город Калининград", городской Совет депутатов Калининграда осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом (пункт 1 статьи 32 Устава городского округа "Город Калининград").
В целях решения вопросов местного значения к полномочиям городского Совета депутатов Калининграда помимо полномочий, определенных статьей 33 Устава городского округа "Город Калининград", относятся и иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Калининградской области и настоящим Уставом (подпункт 2.30 пункта 2 статьи 33).
Исходя из смысла приведенных выше норм Федерального закона N 131-ФЗ, Устава городского округа "Город Калининград" и учитывая, что органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области (пункт 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области), Уставный Суд приходит к выводу, что городской Совет депутатов Калининграда вправе самостоятельно устанавливать за счет средств местного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, однако их характер и размер определяются исходя из уровня реальных экономических возможностей, существующих на данном этапе социально-экономического развития и соответствующих ресурсов бюджета муниципального образования.
4. Принимая Решение N 218, городской Совет депутатов Калининграда реализовал полномочия, предоставленные ему как представительному органу местного самоуправления действующим федеральным законодательством и Уставом городского округа "Город Калининград", предусмотрев дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан Российской Федерации в виде льготного проезда на всех видах городского транспорта общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса), по единым социальным проездным билетам, в том числе пенсионерам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" (мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, не имеющим льгот по федеральному и региональному законодательству, зарегистрированным в городе Калининграде).
Заявитель, оспаривая положения пункта 1.1. Решения N 218, видит противоречие нормы в том, что являясь пенсионером, которому трудовая пенсия по старости назначена досрочно в 55 лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", он не может воспользоваться правом льготного проезда наряду с пенсионерами, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" (мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, не имеющим льгот по федеральному и региональному законодательству). Обращает внимание, что указанные федеральные законы не проводят разницы в правах между теми, кому пенсия назначена в общем порядке - в 60 лет, и теми, кому пенсия назначена досрочно.
Вместе с тем Уставный Суд отмечает следующее.
Согласно преамбуле Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на который ссылается заявитель и в соответствии с которым ему назначена пенсия, указанным Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В настоящее время названные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию.
Исходя из смысла и предназначения указанных федеральных законов, они призваны регулировать исключительно правоотношения в области пенсионных прав граждан Российской Федерации, и не устанавливают полномочия органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
Учитывая, что установление льготы на проезд на всех видах городского транспорта общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории городского округа "Город Калининград", в соответствии с договорами об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа как дополнительной меры социальной поддержки за счет средств городского бюджета является правом, а не обязанностью муниципального образования, Уставный Суд приходит к выводу, что определение оспариваемым положением Решения N 218 категорий получателей указанной льготы не может расцениваться как ограничение или нарушение прав граждан, являющихся пенсионерами, которым трудовая пенсия по старости назначена досрочно.
Таким образом, Уставный Суд не находит оснований для признания пункта 1.1. Решения N 218 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Признать пункт 1.1. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 10 октября 2018 года N 218 "О льготном проезде отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории городского округа "Город Калининград", в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса)" соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд
Калининградской области
N 7-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 21 августа 2019 г. N 7-п "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1.1. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 10 октября 2018 года N 218 "О льготном проезде отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории городского округа "Город Калининград", в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса)"
Текст постановления опубликован не был