Решение Самарского областного суда от 16 июля 2018 г. N 3а-1082/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1082/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием прокурора К.А.И., представителя общества с ограниченной ответственностью "С." П.Е.В., установил:
общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Требование обосновано тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое помещение, не отвечающее критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в нём располагается стоматологическая клиника " <данные изъяты>", и оно не является административным, офисным, торговым объектом, объектом общественного питания или бытового обслуживания. Включение объекта недвижимости в Перечень влечет нарушение прав и законных интересов общества, поскольку влечет увеличение налогооблагаемой базы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности П.Е.В. поддержала заявленное требование в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация г.о. Тольятти не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное обществом с ограниченной ответственностью "С." требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: <адрес>
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)),"Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)),"Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "С." является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 309,90 кв. м, 1 этаж комнаты N 1, 1а, 2, 3, 4, 5, 5а, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 1, расположенного по адресу: <адрес>.
Данное нежилое помещение располагается на первом этаже административного здания с кадастровым номером: N, и это обстоятельство явилось основанием для включения нежилого помещения в Перечень.
Вместе с тем, по сведениям технического учета нежилое помещение с кадастровым номером: N площадью 309,90 кв. м состоит из лечебных кабинетов (площадью 66,6 кв. м., 10,8 кв. м, 10,8 кв. м, 10,1 кв. м, 11,3 кв. м, 15,8 кв. м), ординаторской (площадью 31,2 кв. м), склада медикаментов (площадью 35,1 кв. м), кабинетов рентгендиагностики (площадью 4,6 кв. м, 4,8 кв. м), центр. стерилизационной площадью 11,0 кв. м, коридоров (площадью 26,1 кв. м, 13,7 кв. м,), санузлов (площадью 4,0 кв. м, 6,8 кв. м), холла площадью 31,2 кв. м, тамбура площадью 2,0 кв. м, лестничной клетки площадью 14,0 кв. м.
Помещения, предназначенные для использования в целях делового, административного или коммерческого использования, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в спорном объекте отсутствуют.
Здание, в котором располагается спорное нежилое помещение, расположено на земельном участке кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является: для дальнейшей эксплуатации административного здания, который не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого использования не предусматривает.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения административным ответчиком не производились.
По поручению суда государственным казённым учреждением "Региональный центр недвижимости" 5 июня 2018 года произведён осмотр данного нежилого помещения, в ходе которого установлено, что в нем располагаются офисы площадью 37,5 кв. м., централизованное приемное помещение площадью 46,1 кв. м., медицинские кабинеты площадью 69,1 кв. м., стерилизационная площадью 9,5 кв. м., рентгенкабинет площадью 8,6 кв. м., комната для приёма пищи площадью 19,6 кв. м., склады площадью 29,3 кв. м, санузлы площадью 10,5 кв. м., коридоры, лестницы, тамбуры площадью 94,6 кв. м., компрессорная площадью 2,6 кв. м.
Из пояснений представителя административного истца следует, что в помещениях, именуемых в акте осмотра офисами, располагается директор и бухгалтерия общества, в централизованном приемном помещении - холл и регистратура.
Согласно Устава основным видом деятельности общества является врачебная и стоматологическая практика.
Принадлежащее административному истцу нежилое помещение фактически используется для функционирования стоматологической клиники "Жемчужные зубки", и доказательств тому, что оно используется в качестве объектов офисного, делового или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания суду не предоставлено.
Включенное в Перечни нежилое помещение не является объектом бытового обслуживания населения, поскольку стоматологическая деятельность согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 /КДЕС Ред.2/, утверждённому приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, раздел Q, группа 86.2, состоит в отдельной группе: медицинская и стоматологическая практика.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости предназначен и фактически используется для осуществления медицинской деятельности и не соответствует критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечень на 2018 год следует признать необоснованным.
В связи с вышеизложенным требование административного истца о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующими со дня её принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требование общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.