Решение Самарского областного суда от 6 августа 2018 г. N 3а-1288/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1288/2018 по административному исковому заявлению З.А.Ю. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием прокурора С.А.С., представителя З.А.Ю. по доверенности Ч.В.М., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., установил:
З.А.Ю. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, со дня принятия.
Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект предназначен и фактически используется для занятий физкультурой и спортом. Указанное нежилое помещение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами N и N, видом разрешенного использования которых является "для строительства кафе с бильярдным клубом".
В судебном заседании представитель административного истца Ч.В.М. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. указала, что указанный объект включен в Перечень в связи с тем, то он располагается в нежилом здании с наименованием "кафе с бильярдным клубом". После проверки его фактического использования министерством решается вопрос об исключении данного объекта недвижимости из Перечней, однако, решение этого вопроса требует определённого времени.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 2 Решения Думы городского округа Самары от 24 ноября 2014 года N 482 в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены ставки налога на имущество физических лиц:
в 2016 году - 1,2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения, в 2017 году - 1,2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения, в 2018 году - 1,8 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ министерства от 14 ноября 2016 года N 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайта Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, в пункт N которого включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Указанный приказ опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)),"Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)),"Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что З.А.Ю. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 789,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Нежилое помещение с кадастровым номером N располагается в нежилом здании с кадастровым номером N, имеющим назначение: кафе с бильярдным клубом. Данное здание располагается на земельных участках с кадастровыми номерами N и N. Вид разрешенного использования перечисленных земельных участков: для строительства кафе с бильярдным клубом, наименование здания, в котором располагается спорное нежилое помещение, не предполагают однозначного размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Согласно технического паспорта в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются электрощитовые, зал тяжелой атлетики, гимнастический зал, спортивный зал, туалеты и умывальники.
В этой связи оснований полагать, что нежилое помещение является объектом торговли, общественного питания, бытового обслуживания у административного ответчика не имелось.
Из заключения кадастрового инженера ФИО1 выполненного 4 декабря 2017 года N, следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N является помещением, используемым для занятий спортом. Площадь административных и бытовых помещений: 2,60 кв. м. - зона администратора, 1,6 кв. м - сауна, 8,10 кв. м - выделенная зона для солярия, 5,54 кв. м - сауна, всего 17,92 кв. м, что составляет 2,20% от общей площади здания (789,60 кв. м).
В акте осмотра, выполненном 23 июля 2018 года государственным казенным учреждением "Региональный Центр Недвижимости", указано, что в нежилом помещении с кадастровым номером N располагается централизованное приёмное помещение с назначением холл площадью 24,7 кв. м., сауна площадью 4,9 кв. м, солярий площадью 7,8 кв. м., спортивные залы площадью 477,2 кв. м., тамбур и коридоры площадью 71,1 кв. м, электрощитовая площадью 1,7 кв. м, раздевалки площадью 173,4 кв. м, санузлы площадью 28,8 кв. м.
Площадь холла, сауны и солярия составляет 37,4 кв. м, что от общей площади здания составляет 4,7%.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая предназначение и фактическое использование помещения, принадлежащего на праве собственности З.А.Ю., суд приходит к выводу о том, что указанное помещение не соответствует критериям, предусмотренным статёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения объекта недвижимости в Перечни. В связи с этим требования административного истца о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм /2017, 2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования З.А.Ю. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.