Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2019 г. N 50-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Крутикова Алексея Сергеевича на решение Омского областного суда от 27 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании неправомочным состава депутатов Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области третьего созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
13 сентября 2015 года состоялись муниципальные выборы, по результатам которых состав Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Совет Лузинского сельского поселения) был сформирован в количестве пятнадцати депутатов.
Крутиков А.С., проживающий на территории Лузинского сельского поселения, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании состава депутатов Совета Лузинского сельского поселения неправомочным с 7 марта 2019 года, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что в связи с досрочным прекращением полномочий шести депутатов в составе представительного органа местного самоуправления осталось менее двух третей от установленной численности депутатов, что препятствует деятельности Совета Лузинского сельского поселения на законных основаниях и нарушает права заявителя на участие в осуществлении местного самоуправления через своих представителей.
Решением Омского областного суда от 27 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Крутиков А.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Советом Лузинского сельского поселения, территориальной избирательной комиссией по Омскому району Омской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1).
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1).
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 16).
Согласно пункту 1 и абзацу 1 пункта 2 статьи 18 Устава муниципального образования Лузинское сельское поселение Омского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Лузинского сельского поселения от 14 апреля 2015 года N 15 (далее - Устав), Совет Лузинского сельского поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Численность депутатов Совета Лузинского сельского поселения устанавливается в количестве 15 человек.
Пунктом 4 статьи 18 Устава предусмотрено, что Совет Лузинского сельского поселения решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на сессиях. Под сессией понимается одно или несколько заседаний Совета, посвященные обсуждению единой повестки дня. Заседание Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Исходя из вышеизложенных правовых положений, Совет Лузинского сельского поселения может осуществлять свои полномочия при условии избрания не менее двух третей (10 депутатов) от установленной численности депутатов (15 депутатов). Заседания Совета Лузинского сельского поселения правомочно, если на нем присутствуют 8 и более депутатов.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела установлено следующее.
6 сентября 2017 года досрочно были прекращены полномочия троих депутатов - Великодного Н.И., Крутикова А.С. и Нейфельда А.И., в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (на основании решений Совета Лузинского сельского поселения от 6 сентября 2017 года NN 28, 29 30).
8 октября 2017 года досрочно прекращены полномочия депутата Базарова В.В., в связи со смертью (на основании решения Совета Лузинского сельского поселения от 31 октября 2017 года N 36).
14 сентября 2018 года в качестве депутата по избирательному округу N 3 Лузинского сельского поселения был зарегистрирован Фомичев В.П. (на основании решения окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа N 3 Лузинского сельского поселения от 14 сентября 2018 года N 496/84).
30 января 2019 года досрочно прекращены полномочия депутата Сорокоумова А.А., в связи с представлением заявления о досрочном сложении полномочий (на основании решения Совета Лузинского сельского поселения от 29 января 2019 года N 5).
Таким образом, численность депутатов Совета Лузинского сельского поселения установилась в количестве 11 человек.
7 марта 2019 года в Совет Лузинского сельского поселения поступили заявления депутатов Тарана В.В. и Букулита Н.Н. о прекращении своих полномочий по собственному желанию.
5 апреля 2019 года депутатами Тараном В.В. и Букулитом Н.Н. председателю Совета Лузинского сельского поселения Бурсакову О.И. были переданы заявления об отзыве ранее поданных заявлений о прекращении своих полномочий.
16 апреля 2019 года данные заявления были зарегистрированы в журнале регистрации входящей документации Совета Лузинского сельского поселения, и в этот же день рассмотрены на сессии (заседании) Совета Лузинского сельского поселения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в связи с отзывом своих заявлений о прекращении полномочий депутатами Тараном В.В. и Букулитом Н.Н. численность депутатов Совета Лузинского сельского поселения, в количестве 11 человек, не изменилась, в связи с чем состав депутатов Совета Лузинского сельского поселения является правомочным.
Федеральный законодатель, устанавливая правовой статус депутата органов местного самоуправления, предусмотрел в качестве одного из оснований прекращения полномочий депутата отставку по собственному желанию (часть 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Аналогичные предписания содержатся в подпункте 2 статьи 27 и пункте 2 статьи 35 Устава Лузинского сельского поселения.
Анализ федерального и регионального законодательства в рамках правоотношений, связанных с возникновением у депутата права на отзыв ранее поданного им заявления о досрочном прекращении полномочий, приводит к выводу об отсутствии запрета на такое право депутата, который до истечения определенного законом срока может, воспользовавшись им, отозвать свое заявление о прекращении полномочий.
Так, если до принятия представительным органом местного самоуправления в установленный срок решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию такое заявление было отозвано депутатом, при отсутствии предусмотренных законом препятствий депутату продолжать исполнять свои полномочия, решение о прекращении полномочий депутата по указанному основанию принято быть не может.
Поскольку со дня подачи депутатами Тараном В.В. и Букулитом Н.Н. заявлений о досрочном сложении своих полномочий по собственному желанию (7 марта 2019 года) до дня подачи заявлений об их отзыве (5 апреля 2019 года) решений Совета Лузинского сельского поселения не принималось, а императивно установленный срок для принятия такого решения о досрочном прекращении полномочий депутата (не позднее 30 дней) не истек, суд первой инстанции обоснованно признал депутатов Тарана В.В. и Букулита Н.Н. не прекратившими свои полномочия, а состав депутатов Совета Лузинского сельского поселения правомочным.
Системное толкование вышеприведенных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и Устава Лузинского сельского поселения позволяет утверждать, что досрочное прекращение полномочий депутатов должно быть рассмотрено на сессии (заседании) Совета Лузинского сельского поселения, по результатам которого не позднее чем через 30 дней принимается соответствующее решение.
Противоречащим данной правовой позиции административным истцом приводится довод в апелляционной жалобе о том, что полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с момента подачи им заявления об отставке. Поскольку принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию, является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата или иных лиц, процедурой, предусмотренной частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, сама по себе подача заявления депутатом об отставке не может являться моментом признания депутатских полномочий прекращенными. При этом, целью названной процедуры является установление и проверка уполномоченным органом всех значимых обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для прекращения полномочий депутата.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 27 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крутикова Алексея Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2019 г. N 50-АПА19-9
Текст определения опубликован не был