Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2019 г. N 5-АПА19-94
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.,
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 Енгалычевой Екатерины Александровны на решение Московского городского суда от 26 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Енгалычевой Е.А. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 от 12 июля 2019 года N 8/2 о регистрации Костычевой Марины Александровны кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 Тимченко Д.И. и Гришаева М.М. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 от 12 июля 2019 года N 8/2 Костычева М.А., выдвинутая Региональным отделением Всероссийской политической партии "РОДИНА", зарегистрирована кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42.
Енгалычева Е.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене данного решения, как принятого с нарушением подпунктов "в", "в.1", "г", "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон N 67-ФЗ), поскольку кандидатом Костычевой М.А. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указаны недостоверные сведения, в избирательную комиссию ею не представлены надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, в том числе идентификационный номер налогоплательщика, данные о профессиональном образовании, месте работы, осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе, принадлежности к политической партии. Также не представлено уведомление об открытии специального избирательного счета.
Представленные кандидатом Костычевой М.А. подписные листы не соответствуют установленной Федеральным законом N 67-ФЗ форме, не сброшюрованы и не пронумерованы, в подписных листах отсутствует отметка об их изготовлении за счет средств избирательного фонда кандидата, соответствующий платежный документ не представлен.
Окружной избирательной комиссией не проверялась достоверность и действительность представленных кандидатом Костычевой М.А. подписей избирателей, решение о регистрации принято без исследования протокола рабочей группы по проверке подписей, решения (итогового протокола) рабочей группы и ведомостей проверки подписных листов. Данные документы не приложены к решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата Костычевой М.А.
Указанные обстоятельства, по мнению административного истца, являются основанием для отмены решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Костылевой М.А.
Полагает, что регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Решением Московского городского суда от 26 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Енгалычевой Е.А. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Енгалычева Е.А. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований. Полагает, что обстоятельства дела, установленные судом и положенные в основу принятого решения, надлежащими доказательствами по делу не подтверждены. Вывод суда о достаточности представленных кандидатом Костычевой М.А. подписей избирателей для ее регистрации не основан на материалах дела, поскольку достоверность и действительность всех представленных кандидатом подписей окружной избирательной комиссией не проверялась.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Енгалычева Е.А. и заинтересованное лицо своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Статьей 33 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено право избирательного объединения выдвинуть список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (часть 2).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 этого же федерального закона.
В силу пункта 1.2 статьи 37 названного федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же федерального закона).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным избирательным округам предусмотрены пунктами 5-16 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", приложением N 5 к нему, статьей 34 Избирательного кодекса города Москвы.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований этого федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г"); если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1").
В силу пункта 5 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Как видно из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при его рассмотрении, решением Московской городской избирательной комиссии от 10 июня 2019 года N 94/1 заверен список кандидатов в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением Всероссийской политической партии "РОДИНА" в городе Москве по одномандатным избирательным округам, в который в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 42 включена Костычева М.А.
18 июня 2019 года Костычева М.А. уведомила окружную избирательную комиссию по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 и представила необходимые документы, в том числе: копии заявления о согласии баллотироваться кандидатом, своего паспорта, документа о профессиональном образовании, справку с места работы, копию документа о смене фамилии, сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, сведения о своих расходах, а также о расходах своего супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций.
В соответствии с положениями пункта 1.2 статьи 37, пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 1 и 2 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого по соответствующему избирательному округу", исходя из количества зарегистрированных избирателей в одномандатном избирательном округе N 42 (160090 избирателей), установлено необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 - 4803 подписи, при этом количество представленных подписей не должно превышать 5283 подписи.
3 июля 2019 года в 12 часов 00 минут Костычевой М.А. для регистрации в качестве кандидата в депутаты в окружную избирательную комиссию по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 представлено 547 подписных листов с 5282 подписями избирателей, прошитых и пронумерованных в двух томах.
Одновременно с подписными листами кандидатом представлены в избирательную комиссию следующие документы: протокол об итогах сбора подписей, список лиц, осуществлявших сбор подписей, на 33 листах, первый финансовый отчет кандидата, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, справка о движении денежных средств по избирательному счету, а также уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Окружная избирательная комиссия по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 на основании протокола заседания рабочей группы о результатах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах от 10 июля 2019 года N 2 признала недействительными и недостоверными 421 подпись избирателей (или 7,97%), представленных Костычевой М.А., по основаниям, предусмотренным частью 6, пунктами 1, 3, 4, 6, 7 и 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
По результатам проведенной окружной избирательной комиссией по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 проверки достоверными были признаны 4 861 подпись избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных Костычевой М.А., что является достаточным для ее регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42.
Установив вышеизложенные обстоятельства на основании итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Костычевой М.А. от 10 июля 2019 года, ведомостей проверки подписных листов от 3 июля 2019 года, протокола заседания рабочей группы от 10 июля 2019 года, иных представленных Костычевой М.А. документов, а также отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы о выборах оснований для отказа в регистрации кандидата, окружная избирательная комиссия по выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 42 решением от 12 июля 2019 года N 8/2 зарегистрировала Костычеву М.А. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42.
Суд первой инстанции, исследовав в судебном заседании представленные доказательства согласился с выводами, изложенными в решении окружной избирательной комиссии об отсутствии оснований для отказа в регистрации Костычевой М.А. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42, поскольку пришел к выводу об их соответствии установленным по делу обстоятельствам и вышеназванному законодательству Российской Федерации и города Москвы.
Поскольку частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, а административным истцом Енгалычевой Е.А. доказательств, подтверждающих указание кандидатом в депутаты Костычевой М.А. в заявлении о согласии баллотироваться недостоверных сведений, наличие среди подписей избирателей, представленных Костычевой М.А. для регистрации, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законодательством о выборах сбор подписей запрещен, или наличие иных оснований для признания подписей избирателей недостоверными или недействительными (помимо тех, которые признаны таковыми окружной избирательной комиссией по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42), суду не представлено, то суд первой инстанции правомерно не учел доводы административного истца в данной части.
Кроме того судом установлено, что проверка достоверности и действительности подписей избирателей, представленных кандидатом Костычевой М.А., проведена в полном объеме и в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6.
Результаты данной проверки обсуждались на заседании окружной избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации Костычевой М.А. кандидатом в депутаты и были учтены при принятии окружной избирательной комиссией оспариваемого решения.
Несогласие административного истца с вышеуказанными выводами суда не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку эти выводы суда подтверждены материалами дела и ничем не опровергнуты.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в его решении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 26 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Енгалычевой Екатерины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2019 г. N 5-АПА19-94
Текст определения опубликован не был