Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2019 г. N 5-АПА19-108
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Кириллова В.С.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ступина Евгения Викторовича на решение Московского городского суда от 30 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 от 15 июля 2019 года N 7/4 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Захарова Дмитрия Александровича".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Ступина Е.В. - Сергеева В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 Козлова Д.С. и представителя Захарова Д.А. - Томилова А.С., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 от 15 июля 2019 года N 7/4 Захаров Д.А., выдвинутый Московским городским отделением политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созывы по одномандатному округу N 20.
Ступин Е.В., зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об отмене данного решения окружной избирательной комиссии, ссылаясь на фальсификацию подписей в 10 подписных листах, подтвержденную лицами, сведения о которых указаны в этих подписных листах, что свидетельствует о массовой подделке подписей избирателей в поддержку кандидата и отсутствии достаточного количества подписей избирателей для его регистрации.
Решением Московского городского суда от 30 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ступин Е.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Окружной избирательной комиссией по выборам в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, среди прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 1.2 статьи 37 этого же федерального закона предусмотрено, что на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы" количество избирателей по одномандатному избирательному округу N 20 составляет 147 832 человек.
Решением Московской городской избирательной комиссией от 23 мая 2019 года N 92/2 определено, что для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 необходимо представить 4435 подписи избирателей, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, - 4878.
Захаров Д.А. представил в окружную избирательную комиссию по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 подписные листы в 8-ми папках на 755 листах, содержащие 4850 подписей избирателей.
Согласно итоговому протоколу рабочей группой по результатам проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 Захарова Д.А., от 13 июля 2019 года из 4850 подписей (100%), отобранных для проверки, 20 подписей признано недействительными и 9 подписей недостоверными, всего 29 подписей избирателей (0,6%).
Отказывая в удовлетворении административного иска Ступина Е.В., суд первой инстанции исходил из того, что порядок регистрации кандидата Захарова Д.А. соответствовал избирательному законодательству, имелось необходимое количество достоверных подписей избирателей в его поддержку, которые были проверены в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанный вывод суда первой инстанции правильным, соответствующим нормам материального права, устанавливающим основания для регистрации кандидата в депутаты, порядок проверки подписей избирателей, признание их недостоверными (недействительными).
Согласно подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является следующее условие: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, то выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 этого же федерального).
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Во исполнение требований закона в целях установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, рабочей группой окружной избирательной комиссии для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, проведена проверка подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Захарова Д.А., их оформления и достоверности содержащихся в них сведений об избирателях с использованием ГАС "Выборы", привлечением специалистов ЭКЦ УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве, давших соответствующее заключение. Проверкой была установлена недостоверность и недействительность 29 подписей избирателей.
Кроме того, в результате проверки были также выявлены расхождения между персональными данными граждан, содержащимися в подписных листах и в регистре, отсутствие в регистре сведений, в связи с чем, был направлен запрос в отношении таких избирателей (71 человек) в адресно-справочную службу, ответ на который на момент составления итогового протокола получен не был.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие подтвержденных сведений об этих избирателях не могло повлиять на результаты проверки подписных листов, поскольку даже в случае признания всех подписей этих избирателей недействительными (недостоверными) количество оставшихся достоверных подписей будет достаточным для регистрации кандидата в депутаты Захарова Д.А.
Правомерно судом первой инстанции не приняты во внимание доводы Ступина Е.В. о том, что 10 избирателей, подписи которых имеются в подписных листах, представленных кандидатом Захаровым Д.А., заявили о неподписании таковых, поскольку они также не влияют на итоги проверки рабочей группы, давшей заключение о принятии решения о регистрации кандидата.
При установленных обстоятельствах административного дела оснований для вызова в судебное заседание в качестве свидетелей лиц, чьи подписи значатся в подписных листах, представленных кандидатом Захаровым Д.А., но которые отрицали их подписание, как и назначение почерковедческой экспертизы у суда первой инстанции не имелось.
По административному делу не установлено нарушение процессуальных прав Ступина Е.В., его представителя, участвующего в рассмотрении дела, поскольку судом предоставлялось время для ознакомления последнего с материалами дела, что, в том числе и в связи с сокращенными сроками рассмотрения административных дел о защите избирательных прав, исключало необходимость отложения слушания дела.
Разрешение судом заявленных ходатайств представителя административного истца без удаления в совещательную комнату и вынесения соответствующих определений не свидетельствует об их неправильности, не противоречит положениям части 4 статьи 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прав административного истца не нарушает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы какой-либо заинтересованности судьи, рассмотревшего данное административное дело, его предвзятости не усматривается. В ходе судебного разбирательства ни административным истцом, ни его представителем не заявлялось отводов судье по правилам статьи 31 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 30 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ступина Евгения Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2019 г. N 5-АПА19-108
Текст определения опубликован не был