Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2019 г. N 35-АПА19-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" об оспаривании Правил землепользования и застройки г. Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 9 июня 2016 г. N 155 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 2 июля 2003 г. N 71 "О временных правилах землепользования и застройки г. Твери" в части отнесения земельного участка в границы территорий, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется по апелляционной жалобе главы города Твери и администрации г. Твери на решение Тверского областного суда от 11 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя ООО "Наш Дом" Жерихова А.В., объяснения представителей администрации г. Твери Чудаевой С.А. и Ковалевой И.И., являющейся также представителем главы г. Твери, представителя Тверской городской Думы Пановой А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее - ООО "Наш Дом", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки г. Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 9 июня 2016 г. N 155 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 2 июля 2003 г. N 71 "О временных правилах землепользования и застройки г. Твери" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400008:19, общей площадью 819 кв.м, в границы территорий, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.
Решением Тверского областного суда от 11 апреля 2019 г. исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, глава г. Твери и администрация г. Твери обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь, что обжалуемый нормативный акт не нарушает прав административного истца.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой Тверской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Тверской городской Думы от 2 июля 2003 г. N 71 утверждены "Временные правила землепользования и застройки города Твери".
Решением Тверской городской Думы от 9 июня 2016 г. N 155 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 2 июля 2003 г. N 71 "О временных правилах землепользования и застройки г. Твери" изменено наименование решения и утверждены в новой редакции Правила землепользования и застройки г. Твери, которые опубликованы в газете "Вся Тверь" от 1 апреля 2016 г. N 37 (697).
Согласно материала дела ООО "Наш Дом" является собственником земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400008:19, общей площадью 819 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Дмитрия Донского б/н, относящегося к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под нежилое здание на основании договора купли-продажи от 4 июня 2013 г., а также собственником здания расположенного на земельном участке 1925 года постройки, площадью 85,4 кв.м (с кадастровый номером 69:40:0400047:52).
В соответствии со сведениями градостроительного плана земельного участка от 22 января 2019 г., представленного обществом, действие градостроительного регламента на земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Твери не распространяется, в связи с расположением участка в границах красных линий (в границах территорий общего пользования). В границах участка расположен памятник археологии - Затьмацкий посад г. Твери, о чем в деле имеется охранное обязательство от 12 мая 2009 г. N 34/03-01, выданное обществу об использовании объекта исключительно в научных целях и сохранении его от разрушения и расхищения.
Административный истец утверждает, что на карте градостроительного зонирования г. Твери земельный участок общества отображен полностью на территории общего пользования - улично-дорожной сети.
Согласно ранее выданному градостроительному плану земельного участка от 30 августа 2012 г. и в соответствии с действовавшими Временными правилами землепользования и застройки г. Твери от 2 июля 2003 г. N 71 в редакции решения Тверской городской Думы от 10 июля 2012 г. N 213 (до внесения изменений) земельный участок относился к зоне Ж.2 - зоне многоквартирных жилых домов до 3-х этажей.
Вместе с тем в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Твери (в оспариваемой редакции) земельный участок расположен на территории для которой не установлен градостроительный регламент (на карте земельный участок окрашен белым цветом).
Административный истец, оспаривая нормативный правовой акт в редакции решения Тверской городской Думы от 9 июня 2016 г. N 155, полагал, что он противоречит требованиям градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы истца в использовании земельного участка по целевому назначению.
Удовлетворяя исковое заявление, суд исходил из того, что оспариваемый акт принят в нарушении действующего градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.
Исследовав материалы дела Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта.
В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Согласно карте градостроительного зонирования г. Твери (границы зон охраны объектов культурного наследия) в составе Правил землепользования и застройки г. Твери земельный участок административного истца расположен в границах проекта и границ зон охраны культурного наследия Церковь Бориса и Глеба, г. Тверь, Краснофлотская набережная, 5, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 8 августа 2006 г. N 201-па, а также в границах объекта культурного наследия "Затьмацкий посад г. Твери" (Объект археологического наследия), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации с регистрационным номером 691741296320006.
Согласно карте градостроительного зонирования г. Твери (границы зон охраны памятников истории и культуры. Лист 1 (решение Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25 февраля 1991 г. N 26/40) в составе Правил землепользования и застройки г. Твери земельный участок истца расположен в границах территории памятника.
В соответствии с частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса определены случаи, когда действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Случаи, когда градостроительные регламенты не устанавливаются, определены в частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, среди которых является отнесение земельных участков к территориям земель особо охраняемых природных территорий.
Исходя из изложенного, действие градостроительных регламентов не распространяется как на территории общего пользования, так и на территории занятые объектами культурного наследия.
Нахождение земельного участка общества на территории общего пользования материалами дела не подтверждается.
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе земли историко-культурного назначения, для которых, установлен особый правовой режим.
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 6 указанной статьи).
Таким образом, на землях занятых объектами культурного наследия устанавливается особый правовой режим, на который не распространяется и не устанавливается градостроительный регламент, определенный Правилами землепользования и застройки территории.
Согласно материалам дела общество с 2008 года являлось арендатором земельного участка, а в 2009 году обществу выдано охранное обязательство, ограничивающее использование объекта.
В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 8 августа 2006 г. N 201-па земельный участок истца расположен в границах памятника культуры церкви Бориса и Глеба.
Исходя из изложенного отнесение оспариваемым актом земельного участка к территории, на которую не распространяется действие градостроительного регламента правомерно.
Вывод суда первой инстанции о том, что Правила землепользования и застройки г. Твери в оспариваемой части не соответствует Генеральному плану города, ошибочен.
В силу части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, территории объектов культурного наследия и особо охраняемые природные территории, федерального, регионального и местного значения.
Согласно карте функциональных зон Генерального плана города земельный участок расположен в зоне многофункциональных общественных центров (ОЦ), с нахождением в этой зоне объектов культурного наследия для которых, законом установлен особый правовой режим.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 и 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 11 апреля 2019 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" о признании не действующими Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 9 июня 2016 г. N 155 "О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 2 июля 2003 г. N 71 "О временных правилах землепользования и застройки г. Твери" в части отнесения земельного участка в границы территорий, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (в границах территорий общего пользования) отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2019 г. N 35-АПА19-13
Текст определения опубликован не был