В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Михаила Яковлевича Куликова на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 августа 2019 года N 129-20 "О жалобах Куликова М.Я. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан об отказе в регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва".
В результате проведенной по жалобе проверки установлено следующее.
25 июня 2019 года в порядке самовыдвижения М.Я. Куликовым были представлены необходимые документы для выдвижения кандидата. Одновременно избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан (далее - ИКМО Пулковский меридиан) ему было выдано письменное разрешение для открытия специального избирательного счета.
29 июня 2019 года М.Я. Куликовым в ИКМО Пулковский меридиан были представлены документы, необходимые для регистрации кандидата.
8 июля 2019 года решением N Р-60 ИКМО Пулковский меридиан отказала М.Я. Куликову в регистрации кандидатом на основании подпунктов "в", "г", "д" и "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон), поскольку кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указано название избирательного округа, не соответствующее утвержденной схеме избирательных округов; представленные копии документов не заверены кандидатом; отсутствует подтверждение указанных в заявлении о согласии баллотироваться сведений об образовании; в сведениях о размере и об источниках доходов не представлены сведения о площади принадлежащего кандидату жилого дома; финансовый отчет не содержит указания на наименование субъекта Российской Федерации; сведения, указанные в строке 5 первого финансового отчета, не заверены соответствующей банковской справкой. Также из 14 представленных М.Я. Куликовым подписей избирателей 5 были признаны недействительными.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 июля 2016 года N 122-16 вышеуказанное решение ИКМО Пулковский меридиан отменено, жалоба заявителя отправлена на повторное рассмотрение. В частности, Санкт-Петербургской избирательной комиссией было отмечено, что извещение о недостатках было направлено ИКМО Пулковский меридиан кандидату по почте и получено последним только 9 июля 2019 года, в то время как решение об отказе в регистрации было принято 8 июля 2019 года. Также было отмечено, что в заявлении о согласии баллотироваться М.Я. Куликов правильно указал название избирательного округа; сведения об образовании кандидатом в депутаты подтверждены соответствующим образом; требование об указании в первом финансовом отчете наименования субъекта Российской Федерации в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не содержатся; недействительными могут быть признаны только 2 подписи, собранные за пределами избирательного округа, в силу чего 11 достоверных подписей являются достаточным количеством для регистрации кандидата.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при этом отмечает, что указание на наличие каких-либо дополнительных обстоятельств, требующих повторного исследования ИКМО Пулковский меридиан, в указанном решении отсутствует, как отсутствует и указание на достоверность либо недостоверность еще одной подписи помимо исследованных комиссией 13 подписей избирателей.
29 июля 2019 года решением N Р-60-2 ИКМО Пулковский меридиан М.Я. Куликову вновь было отказано в регистрации на основании подпунктов "г" и "з" пункта 4 статьи 29 Закона. Согласно указанному решению кандидатом не были представлены заверенные копии паспорта и диплома, а также в подписных листах род его занятий указан как "временно неработающий", в то время как в заявлении о согласии баллотироваться указано: "временно безработный".
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 августа 2019 года N 129-20 вышеуказанное решение ИКМО Пулковский меридиан было отменено в части отказа М.Я. Куликову в регистрации кандидатом по подпункту "з" пункта 4 статьи 29 Закона (сведения "временно неработающий", указанные кандидатом в подписных листах, признаны действительными), в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения. Санкт-Петербургской избирательной комиссией было отмечено, что заявителем не исполнены требования извещения, направленного в его адрес ИКМО Пулковский меридиан 4 июля 2019 года и полученного им 9 июля 2019 года, по представлению заверенных копий паспорта и диплома.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, изучив представленные по жалобе материалы, не может согласиться с однозначными выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2.2 статьи 38 Федерального закона вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом, и заверенные соответственно кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании. Аналогичные положения содержатся в подпунктах "а" и "б" пункта 3 статьи 22 Закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами "а" и "б" пункта 2.2 статьи 38" имеется в виду "подпунктами "а" и "б" пункта 2.2 статьи 33"
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 27 Закона.
Согласно пункту 4.12.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 (далее - Методические рекомендации), в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
Как было установлено, уведомление о выявленных недостатках было направлено М.Я. Куликову заказным письмом с уведомлением о вручении посредством услуг ФГУП "Почта России" 4 июля 2019 года.
В тексте данного уведомления в числе прочего указано, что "представленные копии документов не заверены кандидатом", при этом конкретные документы, заверение которых кандидатом осуществлено не было, не поименованы.
На заседание ИКМО Пулковский меридиан, в рамках которого было принято решение о необходимости направления указанного уведомления, заявитель приглашен не был.
ИКМО Пулковский меридиан также не предприняты какие-либо действия, направленные на извещение кандидата о выявленных недостатках каким-либо иным образом, помимо направления заказного письма с уведомлением о вручении, в том числе не были использованы средства телеграфной связи.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приходит к выводу, что заявитель не имел возможности исполнить требования ИКМО Пулковский меридиан по устранению недостатков, а именно представить надлежащим образом заверенные копии паспорта и диплома. Направление М.Я. Куликову уведомления об устранении недостатков по почте только 4 июля 2019 года (крайний трехдневный до дня заседания срок) и получение им данного уведомления 9 июля 2019 года свидетельствуют о недостаточности времени для устранения недостатков, поскольку решение об отказе в регистрации было вынесено 8 июля 2019 года. Последним днем срока для устранения недостатков в данном случае являлось 6 июля 2019 года. Более того, направленное кандидату уведомление о выявленных недостатках не содержало указания на то, какие конкретно документы им заверены не были.
При таких обстоятельствах к моменту рассмотрения ИКМО Пулковский меридиан вопроса о регистрации заявителя в качестве кандидата последний не был извещен в установленном порядке о необходимости исправить допущенные при подаче документов недостатки.
Вышеуказанная позиция подтверждается также судебной практикой, к примеру, определением Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2008 года N 49-Г08-8.
Таким образом, Санкт-Петербургской избирательной комиссией при рассмотрении жалобы заявителя не были в полной мере исследованы все юридически значимые обстоятельства, в том числе должным образом не исследован вопрос, касающийся надлежащего уведомления кандидата со стороны ИКМО Пулковский меридиан.
Более того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации особо отмечает тот факт, что в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N 122-16 было отмечено, что "сведения об образовании кандидатом в депутаты подтверждены соответствующим образом" (страница 3) и комиссия не указывает на наличие каких-либо недостатков в представленных кандидатом документах, в то время как в решении от 8 августа N 129-20 Санкт-Петербургская избирательная комиссия отказывает в удовлетворении жалобы заявителя на том основании, что "Куликов М.Я. не заверил представленные им в избирательную комиссию копии паспорта и диплома, следовательно, оформил их с нарушением действующего законодательства о выборах" (страница 5). Следовательно, решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии по одному и тому же вопросу противоречат друг другу.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о необходимости отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии и направления жалобы М.Я. Куликова на повторное рассмотрение. При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что при повторном рассмотрении вопроса о регистрации М.Я. Куликова кандидатом в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона и пунктом 4.12.1 Методических рекомендаций ему должна быть обеспечена возможность исправить недостатки в поданных документах, а именно представить надлежащим образом заверенные копии паспорта и диплома.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 августа 2019 года N 129-20 отменить.
2. Обязать Санкт-Петербургскую избирательную комиссию повторно рассмотреть жалобу Михаила Яковлевича Куликова и принять решение по существу с учетом выводов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 21 августа 2019 г. N 222/1683-7 "О жалобе Михаила Яковлевича Куликова на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 августа 2019 года N 129-20"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2019 г., N 9