Определение Верховного Суда РФ от 8 июля 2019 г. N 301-ЭС19-9586
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Туева Евгения Николаевича на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.08.2018, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2019 по делу N А28-7492/2018 установил:
индивидуальный предприниматель Туев Евгений Николаевич (далее - ИП Туев Е.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском к министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 28.04.2008 N 5-36, в том числе в приложения 2, 3, 4 на период с 22.07.2014 по 31.12.2016.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 03.08.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2019, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, удовлетворив требования, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации от 22.05.2007 было принято постановление N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Из буквального толкования указанных выше норм следует, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Размер арендной платы по договору аренды лесного участка в силу норм действующего специального законодательства и пункта 7 договора аренды зависит, в том числе, от количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, а значит, находится в императивной взаимосвязи с измененным по сравнению с договором аренды объемов заготовки древесины и принципом платности использования лесов. В связи с эти предоставление арендатору права осуществлять заготовку древесины в измененном объеме по сравнению с первоначальными условиями договора аренды без перерасчета арендной платы является нарушением лесного законодательства, в том числе принципа платности использования лесов, а также прав арендатора.
В целях недопущения указанных нарушений лесного законодательства в Лесной кодекс введены нормы, устанавливающие правила изменения договора аренды, заключенного на торгах.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2015 договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Требования истца о внесении предлагаемых изменений в договор аренды виде изменения объема изъятия лесных ресурсов, установления новому объему заготовки древесины годового размера арендной платы, а также характеристик лесного участка и лесных насаждений направлены на приведение условия заключенной между сторонами сделки в соответствие с требованиям и действующего законодательства и действующим до 31.12.2016 проектом освоения лесов, фиксирующего качественные и количественные характеристики лесного участка.
Так как право на использование лесов в целях заготовки древесины и обязанность по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в новых, измененных после заключения договора аренды объемах, соответствующих новым количественным и качественным характеристикам лесного участка, отраженным в проекте освоения лесов, возникло у истца с момента получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов (изменений в проект освоения), то и договор аренды подлежит изменению, в том числе, в части размера арендной платы с момента положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, подтверждающего существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка.
В связи с тем, что положительное заключение на проект освоения лесов было получено ранее, чем частью 2.1. статьи 74 Лесного кодекса была установлена возможность изменения договора аренды, то и договор аренды подлежит приведению в соответствие с проектом с освоения лесов с 22.07.2014, несмотря на то, что сами основания для изменения договор аренды (существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка) возникли ранее (в 2009).
Не приведение договора аренды в соответствие с реализуемыми сторонами договора аренды с 11.02.2009 новыми, существенно изменившимися по сравнению с договором параметрами использования лесов, в том числе в части размера арендной платы, с предоставлением арендатору осуществлять заготовку древесины в большем объеме по сравнению с первоначальными условиями договора аренды, без перерасчета арендной платы будет нарушать принцип платности использования лесов.
Комплексный анализ норм лесного законодательства, в том числе положений статей 2, 3, части 3 статьи 71, части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса позволяет сделать вывод об установлении приоритета специальных норм лесного законодательства перед общими нормами гражданского при регулировании лесных отношений и имущественных отношений по использованию лесов на основании договора аренды лесного участка.
Применение судами части 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и выводы судов о возможности внесения изменений в договор аренды в соответствии с частью 2.1 статьи 74 Лесного кодекса (в редакции, действующей с 22.07.2014) и частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса (в редакции, действующей с 01.10.2015) лишь с момента вступления судебного акта в силу (фактически с 1 января года обращения в суд с соответствующим иском) противоречит указанным выше нормам лесного законодательства. Не подлежат, по мнению заявителя в данном случае и нормы пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, Министерство и ИП Туев Е.Н. заключили договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 10.11.2008 N 30-19 (далее - договор), согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 1789 гектаров, местоположение: Кировская область, Советский район, Суводское лесничество, Суводское участковое лесничество, кварталы 145ч, 163ч, 182ч, 200ч, 217ч, 233ч, 247ч, 248ч, 249, 262, 263ч, 264ч, 265, 313, 335ч, 336ч, 341ч; Советское участковое лесничество кварталы: 1ч, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 21, 22, 25, 28ч, 52, 53, 54; условный номер 43-43-01/540/2008-402; учетная запись в государственном лесном реестре N 30.50.-2008-09 (далее - лесной участок).
В соответствии с пунктами 5, 6 договора аренды лесного участка арендная плата устанавливается в размере 690 000 рублей в год. Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 процентов, 15 марта - 10 процентов, 15 апреля - 10 процентов, 15 июня - 10 процентов, 15 июля - 10 процентов, 15 сентября - 15 процентов, 15 ноября - 15 процентов, 15 декабря - 15 процентов.
Границы лесного участка определены на схеме расположения лесного участка согласно приложению 1. Характеристика лесного участка приводится в приложении 2.
Срок действия договора согласно пункту 20 установлен с даты его государственной регистрации по 01.01.2031.
Лесной участок передан Арендатору на основании акта приема-передачи.
Судами установлено, что на основании количественных и качественных показателей освоения арендованного лесного участка, предусмотренных в проекте освоения лесов, Арбитражный суд Кировской области решением от 27.04.2017 по делу N А28-1777/2017, вступившим в законную силу, внес соответствующие изменения в спорный договор аренды, в том числе в части размера арендной платы на 2017 и 2018 годы.
Предметом настоящего спора явилось внесение в договор аренды от 10.11.2008 N 30-19 изменений по количественным и качественным характеристикам арендуемого участка, в том числе в части размера арендной платы за период с 22.07.2014 по 31.12.2016.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Вместе с тем, в части 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Как верно указали суды, утверждение положительного заключения государственной экспертизы и изменение лесного законодательства с 22.07.2014 не являются основаниями для внесения изменений в договор аренды земельного участка с указанной даты, поскольку в силу прямого указания закона момент изменения условий сделки необходимо установить с даты вступления в законную силу судебного решения.
Возложение обязанности внести изменения в договор аренды за прошедший период времени противоречит статье 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и общим принципам гражданского законодательства.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы индивидуального предпринимателя Туева Евгения Николаевича для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 8 июля 2019 г. N 301-ЭС19-9586 по делу N А28-7492/2018
Текст определения опубликован не был