Общие положения
В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 610, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере энергетики.
Согласно пункту 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1108, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в отношении гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
Федеральный государственный энергетический надзор
Государственный энергетический надзор и надзор за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в течение 9 месяцев 2018 года осуществлялся в 85 субъектах Российской Федерации в 9 федеральных округах Российской Федерации.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет более 960 тыс., из них потребителей электрической энергии - 894,7 тыс.
Общее число поднадзорных объектов электроэнергетики |
- 1007 тыс. |
Тепловых электростанций |
- 552 |
Газотурбинных (газопоршневых) электростанций |
- 330 |
Малых (технологических) электростанций |
- 20 800 |
Гидроэлектростанций |
- 159 |
Котельных всего, в том числе: |
- 106 733 |
производственных |
- 10 395 |
отопительно-производственных |
- 15 261 |
отопительных |
- 81 077 |
Электрических подстанций |
- 879 100 |
Тепловые сети (в двухтрубном исчислении), тыс. км |
- 186,5 тыс. км |
Линии электропередачи всего, тыс. км, в том числе: |
- 4641 тыс. км |
напряжением до 1 кВ |
- 2200 тыс. км |
напряжением выше 1 до 110 кВ |
- 2200 тыс. км |
напряжением 220 кВ и выше |
- 241 тыс. км |
За 9 месяцев 2018 года под руководством и при непосредственным участии центрального аппарата Ростехнадзора (Управления государственного энергетического надзора) совместно с территориальными органами проведены 58 плановых проверок и 27 внеплановых проверок выполнения предписаний, выданных поднадзорным организациям.
Проведены проверки в отношении АО "ОЭК", ПАО "Ленэнерго" и 9 филиалов, ПАО "МОЭСК" и 6 филиалов, ПАО "Кубаньэнерго" и 11 филиалов, ПАО "МРСК Сибири" и 5 филиалов, ПАО "Т Плюс" и 56 филиалов, АО "Интер РАО - Электрогенерация" и 17 филиалов, ПАО "ОГК-2" и 11 филиалов и других организаций.
По результатам проверок выявлено 47 814 нарушений.
За отчетный период инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора проведено более 75 тыс. проверок организации безопасной эксплуатации и технического состояния оборудования, а также основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электрических и тепловых установок потребителей. По результатам проверок выявлено более 541 тыс. нарушений.
Инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора по результатам проверок наложены административные наказания на более чем 27 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сумма наложенных штрафов составила более 218 млн рублей.
За 9 месяцев 2018 года допущено в эксплуатацию более 23 тыс. новых и реконструированных энергоустановок.
В ходе проведения проверок отмечается низкий уровень организации и неудовлетворительное состояние дел в вопросах подготовки и повышения квалификации персонала, технического перевооружения и реконструкции электростанций и электрических сетей, обновления основных производственных фондов.
За 9 месяцев 2018 года произошло 30 несчастных случаев со смертельным исходом (за аналогичный период в 2017 года - 44 несчастных случая).
Наибольшее количество несчастных случаев произошло при выполнении работ вблизи технологического оборудования, находящегося под напряжением, а также в распределительных устройствах из-за случайного прикосновения работников к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
Основные причины несчастных случаев:
недостаточная подготовка персонала к выполнению приемов, влияющих на безопасность работ;
неэффективность мероприятий при подготовке и обучении персонала выполнению требований безопасности;
невыполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в энергоустановках.
По результатам анализа обстоятельств и причин несчастных случаев руководителям поднадзорных организаций рекомендовано:
своевременно доводить до работников материалы анализов несчастных случаев на энергоустановках, поднадзорных Ростехнадзору, при проведении всех видов занятий и инструктажей по охране труда;
повысить уровень организации производства работ на электрических установках, исключить допуск к работе персонала без обязательной проверки выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;
обеспечивать проверку знаний персоналом требований нормативных правовых актов по охране труда при эксплуатации электроустановок;
персонал, не прошедший проверку знаний, к работам в электроустановках не допускать;
обеспечить установленный порядок содержания, применения и испытания средств защиты;
усилить контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;
проводить разъяснительную работу с персоналом о недопустимости самовольных действий, повысить требования к соблюдению производственной дисциплины, особое внимание обратив на организацию производства работ в начале рабочего дня и после перерыва на обед;
повысить уровень организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту энергооборудования; усилить контроль за соблюдением порядка включения и выключения энергооборудования и его осмотров;
не допускать персонал к проведению работ в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств;
не допускать проведение работ вне помещений при проведении технического обслуживания во время интенсивных осадков и при плохой видимости.
За 9 месяцев 2018 года на объектах электроэнергетики и в установках потребителей электрической и тепловой энергии зафиксировано 27 аварий, расследование причин которых осуществлялось Ростехнадзором (за аналогичный период 2017 года произошло 52 аварии).
Наибольшее количество аварий зафиксировано на объектах электросетевого хозяйства (22 аварии); на тепловых электростанциях произошло 2 аварии, в тепловых сетях - 2 аварии, в тепловых установках потребителей - 1 авария.
Основными причинами аварий на электрооборудовании субъектов электроэнергетики за 9 месяцев 2018 года явились:
неисправность систем релейной защиты и автоматики;
износ эксплуатируемого оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;
нарушение в работе противоаварийной или режимной автоматики, обусловленное ошибочными действиями персонала;
неквалифицированные действия обслуживающего персонала;
низкое качество технического обслуживания, приводящее к отказам оборудования из-за сбоев в работе систем релейной защиты и автоматики, коротких замыканий, перекрытия фарфоровых изоляторов;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повреждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию;
природные явления (сильный ветер, прохождение грозовых фронтов, низовые пожары).
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в отношении 210 тыс. организаций с государственным участием, обязанных принимать программы энергосбережения, и свыше 200 тыс. организаций, обязанных проводить энергетическое обследование в установленный срок.
При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности территориальными органами Ростехнадзора за 9 месяцев 2018 года проверено почти 6,5 тыс. организаций, обязанных принять программы энергосбережения.
В ходе проверок выявлено 322 организации, нарушившие указанные требования. За допущенные нарушения наложены административные штрафы на юридических и должностных лиц на общую сумму 1,6 млн рублей.
Проведены проверки в 6,3 тыс. организациях, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны проводить первое обязательное энергетическое обследование не позднее 31 декабря 2012 года. По результатам проверок выявлено 390 организаций, нарушивших данное требование.
За допущенные нарушения наложены штрафы на юридических и должностных лиц на общую сумму 3,3 млн рублей.
В ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлялся контроль за оснащением зданий, строений и сооружений приборами учета. Выявлено 235 зданий, не оснащенных приборами учета энергетических ресурсов. Административное наказание в виде штрафа наложено на юридических и должностных лиц на общую сумму 1024 тыс. рублей.
Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2008 года N 401, и Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1108, за Ростехнадзором закреплены функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления N 401 следует читать как "30 июля 2004 года"
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору гидротехнических сооружений (ГТС, комплексов ГТС) составляет 25 819, из них:
767 комплексов ГТС жидких промышленных отходов;
506 комплексов ГТС топливно-энергетического комплекса;
21 427 ГТС водохозяйственного комплекса;
3119 бесхозяйных ГТС.
ГТС по классам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 986 "О классификации гидротехнических сооружений" распределены следующим образом:
I класса - 141 комплекс;
II класса - 382 комплекса;
III класса - 1552 комплекса;
IV класса - 23 744 комплекса.
Режим постоянного государственного надзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях" установлен на 141 комплексе ГТС, из них:
на 77 комплексах ГТС объектов энергетики;
на 39 комплексах ГТС объектов промышленности;
на 25 комплексах ГТС водохозяйственного комплекса.
Уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности имеют 39,4 % комплексов ГТС;
пониженный уровень безопасности имеют 43,4 % комплексов ГТС;
неудовлетворительный уровень безопасности имеют 12,5 % комплексов ГТС;
опасный уровень безопасности, характеризуемый потерей работоспособности, имеют 4,7 % комплексов ГТС.
За 9 месяцев 2018 года аварии и случаи травматизма со смертельным исходом на поднадзорных ГТС не зафиксированы.
При осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС территориальными органами Ростехнадзора проведено 4160 мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью собственников ГТС и эксплуатирующих их организаций, выявлены и предписаны к устранению 17 401 нарушение требований безопасности при эксплуатации ГТС.
Наложены административные штрафы на 1605 юридических и должностных лиц. Общая сумма штрафов составила 48 018,6 тыс. рублей. Административное приостановление деятельности применено один раз.
За 9 месяцев 2018 года Ростехнадзором рассмотрена и утверждена 281 декларация безопасности ГТС (комплексов ГТС) и экспертных заключений на декларации безопасности ГТС.
В соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС), утвержденным приказом Ростехнадзора от 2 октября 2015 года N 394 (зарегистрирован в Минюсте России 2 марта 2016 года, рег. N 41303), оформлено и выдано 287 разрешений на эксплуатацию ГТС.
В соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по согласованию правил эксплуатации ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС), утвержденным приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2015 года N 447 (зарегистрирован в Минюсте России 30 марта 2016 года, рег. N 41617), рассмотрено и согласовано 338 правил эксплуатации ГТС.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по представлению сведений из Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденным приказом Ростехнадзора от 28 октября 2016 года N 441, оформлено и выдано 183 выписок из Российского регистра ГТС.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался" Ростехнадзор формирует и ведет перечень бесхозяйных ГТС, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности ГТС планов мероприятий по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС.
В результате работы по выявлению и сокращению бесхозяйных ГТС, выполненной за 9 месяцев 2018 года, количество бесхозяйных ГТС уменьшилось на 79 (2,4%), с 3278 (на 1 января 2018 года) до 3199 сооружений.
За 9 месяцев 2018 года дополнительно выявлено 152 бесхозяйных ГТС.
Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации за 9 месяцев 2018 года:
поставлено на учет в органах государственной регистрации в качестве недвижимой бесхозяйной вещи 118 бесхозяйных ГТС;
оформлено право собственности на 167 бесхозяйных ГТС;
ликвидировано 64 бесхозяйных ГТС;
находится в стадии ликвидации 5 бесхозяйных ГТС.
Основные усилия Ростехнадзора в 2018 году были направлены на организацию работы по обеспечению безопасности, выявлению и сокращению общего количества бесхозяйных ГТС, мониторингу выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Организовано выполнение задач, поставленных в ходе оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 15 марта 2018 года по вопросу "О дополнительных мерах по защите населения и социальной инфраструктуры от паводков и природных пожаров в 2018 году", по контролю за состоянием и эксплуатацией поднадзорных гидротехнических сооружений в период половодья и паводков 2018 года в части, касающейся бесхозяйных ГТС.
Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования и осуществлению государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности
В части совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере осуществления федерального государственного энергетического надзора проводится работа по подготовке к внесению в Государственную Думу законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок, осуществления общественного контроля в области электроэнергетики".
С целью реализации вышеуказанного законопроекта предполагается разработать подзаконные нормативные правовые акты.
В целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере осуществления федерального государственного надзора в отношении ГТС необходимо:
проработать вопрос о целесообразности передачи полномочий по реализации федерального государственного надзора в области безопасности ГТС в отношении судоходных и портовых ГТС от Ространснадзора в Ростехнадзор и внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации;
актуализировать критерии классификации ГТС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 986 "О классификации гидротехнических сооружений", в части установочной мощности ГТС ГЭС, ГАЭС, ТЭС и приливных электростанций; размера возможного материального ущерба без учета убытков владельца ГТС; характеристик территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии ГТС;
с учетом актуализации критериев классификации ГТС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 986 "О классификации гидротехнических сооружений", привести в соответствие ряд положений Свода правил 58.1330.2012 "СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Общие положения", утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года;
внести изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на снижение рисков для населения и социальных объектов, обусловленных застройкой прибрежных зон водохранилищ и нижних бьефов ГЭС.
В отчетном периоде работа по нормотворчеству осуществлялась в соответствии с планом нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2018 год.
В настоящее время в работе находятся следующие нормативные правовые акты:
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок, осуществления общественного контроля в области электроэнергетики" (осуществление сопровождения законопроекта в Правительстве Российской Федерации по подготовке к внесению в Государственную Думу Российской Федерации);
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (предусмотрено вышеуказанным законопроектом);
проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений" (в целях приведения в соответствие с действующим законодательством);
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об аттестации по вопросам промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в сфере электроэнергетики";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации), объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по аттестации работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении требований к оформлению заключения экспертной комиссии по декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 9 месяцев 2018 года (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 декабря 2018 г. N 641)
Текст документа опубликован не был