Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Администрации Главы и
Правительства Республики Саха (Якутия)
от 26 апреля 2019 г. N 135-РА
Отчет
об итогах работы с обращениями граждан и организаций в Республике Саха (Якутия) за 2018 год
В 2018 году в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) поступило 37 835 письменных и устных обращений граждан и организаций, обращений в форме электронного документа (для сравнения: в 2017 году поступило 39 310 ед.), в том числе:
в адрес Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) - 5 157 обращений, что на 5,01 процента больше, чем в предыдущем году (в 2017 году - 4 911 ед.);
в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) - 16 101 обращение, что на 4,09 процента больше, чем в предыдущем году (в 2017 году - 15 467 ед.);
в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) - 16 577 обращений, что на 12,44 процента меньше, чем в предыдущем году (в 2017 году - 18 932 ед.).
Отмечается тенденция увеличения количества обращений в форме электронного документа. В органы государственной власти и органы местного самоуправления в 2018 году поступило 6 759 обращений в форме электронного документа, в том числе через модуль "Обращения граждан" на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) - 2 992 обращения, или 44,27 процента от общего объема обращений в форме электронного документа. В сравнении с 2017 годом (2 568 ед.) число обращений данной категории выросло на 16,51 процента. Чаще возможности информационных систем используют жители г. Якутска, Ленского, Нерюнгринского, Мирнинского, Алданского районов и п. Жатай.
В сравнении с предыдущим годом увеличение количества обращений граждан и организаций отмечается в Министерстве строительства Республики Саха (Якутия), Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерстве экономики Республики Саха (Якутия), Министерстве промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, Министерстве по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), органах местного самоуправления Абыйского, Аллаиховского, Амгинского, Горного, Кобяйского, Ленского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Нюрбинского, Оймяконского, Оленекского, Сунтарского, Таттинского, Усть-Майского, Чурапчинского, Эвено-Бытантайского улусов (районов) Республики Саха (Якутия).
В общем объеме обращений, поступивших в органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), 53,02 процента (20 059 ед.) составляют обращения, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления. На второй позиции - вопросы, относящиеся к компетенции Республики Саха (Якутия) и предметам совместного ведения Российской Федерации и республики - 45,24 процента от общего объема обращений (17 118 ед.), на третьей - вопросы, относящиеся к предметам ведения Российской Федерации, - 1,74 процента от общего объема обращений (658 ед.). Доля обращений, направленных органами государственной власти и органами местного самоуправления по компетенции, составила 16,61 процента от общего объема обращений (6 285 ед.).
В отчетный период в органы государственной власти и органы местного самоуправления республики поступили 1 766 коллективных обращений (в 2017 году - 2 030 ед.), 3 067 повторных обращений (в 2017 году - 3 699 ед.).
Из федеральных органов исполнительной власти в 2018 году поступило 6 050 ед., или 15,99 процента от всего объема обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления республики (в 2016 году - 2 069 обращений, или 5,2 процента от всего объема обращений, в 2017 году - 3 531 ед., или 8,98 процента соответственно). Наблюдается тенденция увеличения количества обращений жителей республики в федеральные органы исполнительной власти. Доля обращений граждан в федеральные органы исполнительной власти превысила 10 процентов от общего объема обращений в Алданском, Нерюнгринском, Мирнинском, Нижнеколымском районах, Хангаласском улусе, г. Якутске. Не обращались в федеральные органы исполнительной власти жители Аллаиховского, Анабарского, Верхневилюйского, Горного, Жиганского, Оленекского, Сунтарского, Чурапчинского, Эвено-Бытантайского улусов (районов).
В отчетный период в органах государственной власти и органах местного самоуправления контролировалось исполнение 31 126 обращений. По итогам рассмотрения 7476 авторам сообщалось о положительном решении поставленных вопросов либо о принятых мерах, в адрес 27111 авторов даны необходимые разъяснения. С выездом на место рассмотрено 2 670 обращений, с участием комиссий - 2116 обращений. Отказано в удовлетворении просьб 1 143 авторам в связи с отсутствием правовых оснований.
По итогам 2018 года не выявлено наименований вопросов и тематик, представляющих для заявителей наибольший интерес и имеющих одновременно превышение среднего показателя количества обращений относительно 2017 и 2016 годов.
Вопросы раздела "Социальная сфера" представляли для заявителей повышенный интерес, об этом свидетельствует рост количества обращений и их доли в общем объеме над количеством обращений по итогам 2017 и 2016 годов. По указанному разделу в органы государственной власти и органы местного самоуправления поступило 12 865 обращений, или 34,0 процента от общего объема обращений (в 2017 году - 12 152 ед., или 30,8 процента). Граждане обращались по вопросам: оказания материальной помощи семьям, имеющим детей, в том числе многодетным семьям и одиноким родителям, гражданам пожилого возраста, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, малоимущим гражданам; повышения заработной платы работников бюджетной сферы; содействия в трудоустройстве; пенсионного обеспечения; лечения и оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения; компенсационных выплат за утраченное имущество, за ущерб от стихийных бедствий, в том числе жилья; предоставления дополнительных льгот многодетным семьям (в том числе предоставление земельных участков и социальных выплат на улучшение жилищных условий); выплаты детских пособий и компенсаций; нехватки мест в дошкольных образовательных организациях; обеспечения доступности физической культуры и спорта, финансирования издания книг, участия в различных конкурсах, фестивалях и др.
По разделу "Жилищно-коммунальная сфера" поступило 12 365 обращений, или 32,68 процента от общего объема обращений (в 2017 году - 14 507 ед., или 36,7 процента). В рамках данного раздела в органы государственной власти и органы местного самоуправления республики поступили обращения по вопросам: улучшения жилищных условий; предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, молодых семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выезжающих за пределы республики; переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, а также обследования жилого фонда на предмет пригодности для проживания (ветхое и аварийное жилье), предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, содержания общего имущества (канализация, вентиляция, кровля, ограждающие конструкции, инженерное оборудование, места общего пользования, придомовая территория), оплаты жилищно-коммунальных услуг, взносов в Фонд капитального ремонта, улучшения работы управляющих компаний и др.
По разделу "Экономика" поступило 9 224 ед., или 24,38 процента от общего объема обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления республики (в 2017 году - 9 616 ед., или 24,4 процента). В обращениях поставлены вопросы: строительства объектов социальной сферы (науки, культуры, спорта, народного образования, здравоохранения, торговли); строительства и реконструкции дорог; развития сельского хозяйства; принятия мер по устранению последствий экологической катастрофы на р. Вилюй, оценки воздействия на окружающую среду и проведения экологической экспертизы; комплексного благоустройства населенных пунктов, ликвидации последствий весеннего паводка, предупреждения стихийных бедствий; развития авиации, совершенствования транспортного обслуживания населения в населенных пунктах, субсидирования пассажирских перевозок на воздушном транспорте; осуществления полномочий в области земельных отношений, в том числе связанные с "дальневосточным гектаром", выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, осуществления государственного контроля и надзора в области долевого строительства, выполнения государственных требований при осуществлении строительной деятельности и соблюдения СНИПов и др.
По разделу "Государство, общество, политика" поступило 2 637 обращений, или 6,97 процента от общего объема обращений (в 2017 году - 2 695 ед., или 6,8 процента). Граждане ставили вопросы о социально-экономическом развитии республики и отдельных муниципальных образований; реализации конституционных прав, организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления; присвоении почетных званий и награждении, увековечивании памяти выдающихся людей; обжаловании действия (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан и др.
По разделу "Оборона, безопасность, законность" поступило 744 обращения, или 1,97 процента от общего объема обращений (в 2017 году - 522 ед., или 1,3 процента). В рамках данного раздела поступили вопросы: охраны общественного правопорядка, проверки законности решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, обжалования и исполнения судебных решений и др.
В отчетный период Администрацией Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) продолжена деятельность по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей работу с обращениями граждан и организаций. С 01 января 2018 года органами государственной власти, органами местного самоуправления республики применяется новый Тематический классификатор, разработанный Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. Внесены изменения в Методику определения показателя работы исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) с обращениями (запросами) граждан и организаций. Методическим советом по местному самоуправлению при Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) одобрен проект модельного положения о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в администрациях муниципальных образований в новой редакции. Разработаны методические рекомендации по реализации отдельных положений Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2017 г. N 1845 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Главы Республики Саха (Якутия), органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в сети Интернет", касающихся работы с обращениями граждан.
В республике ежегодно проводятся отчеты исполнительных органов государственной власти республики об итогах деятельности за предыдущий год. В ходе личных приемов в рамках отчета исполнительных органов государственной власти в феврале-марте 2018 года принято 34 человека в населенных пунктах республики. Наибольшее число граждан обратилось в Верхоянском, Вилюйском, Абыйском и Горном улусах (районах).
12 декабря 2018 года в Общероссийском дне приема граждан (далее - ОДПГ) приняли участие члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), всех органов государственной власти республики и органов местного самоуправления. В ходе ОДПГ принято на личном приеме 1 139 заявителей, в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи и иных видов связи - 82 заявителя. В целом с 2014 года наблюдается тенденция уменьшения числа обращений с 2 535 единиц в 2014 году до 1 221 единицы в 2018 году, что, возможно, связано с проведением в 2016 - 2018 годах общереспубликанских дней приема граждан.
Ежегодно, начиная с 2016 года, проводятся общереспубликанские дни приема граждан, приуроченные к знаменательным датам: Дню Республики Саха (Якутия) - 27 апреля, Дню государственности Республики Саха (Якутия) - 27 сентября. В 2018 году в ходе общереспубликанских дней приема граждан, а также в ходе Единого дня приема граждан 29 ноября 2018 года принято 4 099 заявителей, в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи и иных видов связи - 263 заявителя.
Республика Саха (Якутия) с сентября 2018 года участвует в пилотном проекте по применению в постоянном режиме системы личного приема на базе специального программного обеспечения по проведению приема и приема в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи и иных видов связи. Издано распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 17 января 2019 г. N 16-РГ "О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 05 июля 2017 г. N 307-РГ "О проведении общереспубликанских дней приема граждан", в соответствии с которым общереспубликанские дни приема граждан будут проводиться ежемесячно и в дни, приуроченные к знаменательным датам республики.
В органах государственной власти, органах местного самоуправления широко развита практика проведения прямых эфиров по местному телевидению и радио. Данная форма диалога власти с населением также поддерживается и руководством республики. В 2018 году состоялось три прямых эфира с участием Главы Республики Саха (Якутия), по итогам проведения которых рассмотрено 155 устных обращений.
Согласно поручению Президента Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N Пр-362, в Правительстве Республики Саха (Якутия) функционирует сетевой справочный телефонный узел (ССТУ) для работы в единой системе перевода в реальном режиме времени сообщений граждан в устной форме по телефону, поступивших в Справочный телефонный узел Администрации Президента Российской Федерации, в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления республики.
Приказом Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2018 г. N 68-ПА внесены изменения в состав рабочей группы по координации работы органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций". В 2018 году состоялось пять заседаний рабочей группы, рассмотрены вопросы подключения к защищенному сегменту информационного ресурса ССТУ.РФ, представления отчета о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций в Администрацию Президента Российской Федерации и др.
Проведено три совещания, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, с участием руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций" в Республике Саха (Якутия).
04 мая 2018 года состоялся "круглый стол" на тему "Об участии структурных подразделений органов исполнительной власти, организаций и учреждений, осуществляющих публично значимые функции в реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций". В 2018 году на закрытом информационном портале ССТУ.РФ зарегистрированы и представлены отчеты о результатах рассмотрения 10 учреждений, в том числе государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)", 5 подведомственных учреждений Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). По итогам обсуждения вопроса участниками круглого стола приняты рекомендации о расширении практики привлечения подведомственных организаций и учреждений, осуществляющих публично значимые функции к участию в реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 171.
В настоящее время доступ к закрытому информационному ресурсу ССТУ.РФ имеют все исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), а также Управление при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления городских округов "город Якутск", "Жатай", муниципальных районов, кроме администрации Эвено-Бытантайского улуса (района), администрации городских и сельских поселений.
Уполномоченными лицами в постоянном режиме актуализируется информация об органах в электронном справочнике закрытого информационного ресурса ССТУ.РФ. Органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, а также отделом по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) систематически осуществляется выгрузка архивов обращений в раздел "Результаты рассмотрения обращений" на закрытом информационном ресурсе ССТУ.РФ.
Органами государственной власти республики и органами местного самоуправления проводится системная работа, направленная на повышение эффективности и результативности работы с обращениями граждан, поиск и применение новых форм взаимодействия с населением. В рамках реализации мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих повышенному интересу граждан по отдельным вопросам, в 2018 году органами государственной власти республики и органами местного самоуправления велась разъяснительная работа с населением: проведение пресс-конференций, прямых эфиров, подготовка телесюжетов, пресс-релизов, специальных рубрик в средствах массовой информации, организация телефонных "горячих линий", Дней открытых дверей, акций, круглых столов, семинаров и др. Принимаются системные меры повышения правовой культуры населения посредством проведения консультаций населения по разъяснению положений законодательства, информирования населения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на официальных сайтах, в средствах массовой информации, социальных сетях.
В соответствии с распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 12 августа 2011 г. N 550-РП "О проведении рейтинга эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" изучена работа 28 исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с обращениями (запросами) граждан и организаций. По итогам проверки выявлено нарушение сроков регистрации обращений и направления ответов на обращения, отсутствие учета личного приема граждан и др.
В целях реализации задач информационно-методической работы проведены обучающие семинары для уполномоченных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе выездные, организована стажировка уполномоченных лиц. Повышение квалификации государственных гражданских служащих, ответственных за работу с обращениями граждан и организаций, организовано в государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования "Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)" в рамках ежегодно формирующегося государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих республики.
В августе 2018 года Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций проведены контрольные мероприятия по практике применения Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", исполнению Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций". В ходе контрольных мероприятий изучена работа с обращениями граждан и организаций в Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия), Окружной администрации городского округа "город Якутск", администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия).
По итогам проверки указанным органам даны рекомендации:
по оптимизации системы документооборота, позволяющей отслеживать обращение;
по обеспечению оперативного размещения информации о результатах рассмотрения обращений на закрытом информационном ресурсе ССТУ.РФ;
по принятию мер по обеспечению доступа в административные здания маломобильных групп населения;
по оборудованию отдельных помещений для проведения личного приема граждан, отвечающих требованиям безопасности уполномоченных лиц, режима конфиденциальности и защиты персональных данных граждан;
по проведению на регулярной основе обучающих семинаров по работе с обращениями граждан и организаций и др.
В целом работа проверенных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления с обращениями граждан и организаций признана соответствующей требованиям федерального законодательства.
На основе обобщения годовых информационно-статистических материалов, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, выявлены следующие недостатки в организации работы с обращениями граждан:
случаи нерассмотрения обращений граждан, поступивших в модуль "Обращения граждан" официального информационного портала Республики Саха (Якутия);
нарушение сроков регистрации обращений и рассмотрения обращений, порядка переадресации в компетентные органы, продления сроков рассмотрения обращений;
несвоевременная актуализация информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на официальном сайте в части работы с обращениями граждан и др.;
несвоевременное заполнение отчета о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций на закрытом информационном ресурсе ССТУ.РФ;
недостаточное знание вопросов Тематического классификатора обращений граждан и организаций и рассмотрение обращений по вопросам, регулируемым иными федеральными законами, в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
отсутствие должного внимания к итогам проверки работы с обращениями граждан и организаций за отчетный период и непринятие мер по устранению выявленных недостатков работы.
В связи с внедрением с 01 января 2019 года Единой системы межведомственного электронного документооборота запланирована организация системы работы уполномоченных лиц по учету, систематизации и обобщению обращений граждан и организаций, выгрузке архивов обращений, сформированных в используемой системе межведомственного электронного документооборота СЭД "Дело", на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ.
Проводится целенаправленная работа по обеспечению своевременного, всестороннего и объективного рассмотрения обращений граждан и организаций, принятию мер по своевременному выявлению и устранению причин и условий нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, способствующих повышенной активности обращения граждан в исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.