В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступили жалобы Александра Павловича Шеталина и Ксении Валерьевны Муратовой на решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка (далее - ИКМО Черная речка) от 13 июля 2019 года N 36-21 и N 36-33, которыми заявителям отказано в регистрации кандидатами в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4, и на решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N 122-26 и N 122-60, которыми вышеуказанные решения ИКМО Черная речка оставлены без изменения, а жалобы А.П. Шеталина и К.В. Муратовой - без удовлетворения.
Основанием для отказа в регистрации в каждом случае послужило отсутствие среди документов, представленных А.П. Шеталиным и К.В. Муратовой для уведомления о своем выдвижении и регистрации, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а именно нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, которым выдвинуты кандидаты, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
В результате проведенной по жалобам проверки установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона установлено, что в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вышеуказанный документ может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, представление которых предусмотрено подпунктом "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
Решением ИКМО Черная речка от 21 июня 2019 года N 17 полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва N 1, N 2, N 3 и N 4 возложены на ИКМО Черная речка.
3 июля 2019 года кандидаты А.П. Шеталин и К.В. Муратова, выдвинутые Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", представили в ИКМО Черная речка документы, необходимые для уведомления о выдвижении. Между тем среди представленных кандидатами документов нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения отсутствовала.
При этом доказательства того, что указанный документ был представлен ранее в ИКМО Черная речка уполномоченными представителями избирательного объединения либо иным кандидатом, выдвинутым Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", также отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что указанный документ был представлен в ИКМО Черная речка 9 июля 2019 года уполномоченным представителем избирательного объединения, не могут свидетельствовать об исполнении А.П. Шеталиным и К.В. Муратовой требований Федерального закона, поскольку указанный документ был представлен после представления документов, необходимых для уведомления о выдвижении.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение; не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 31) статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению; кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона; в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Таким образом, исходя из указанных положений Федерального закона, кандидаты не вправе дополнительно представить в избирательную комиссию нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, если такой документ не был представлен ими одновременно с другими документами для уведомления о своем выдвижении и не был представлен ранее уполномоченным представителем избирательного объединения либо первым представившим указанные документы кандидатом, выдвинутым соответствующим избирательным объединением.
Указанная правовая позиция находит свое отражение и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О, где судебный орган конституционного контроля подчеркнул, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона.
Учитывая изложенное, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не усматривает оснований для несогласия с выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии и ИКМО Черная речка, изложенными в обжалуемых решениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобы Александра Павловича Шеталина и Ксении Валерьевны Муратовой оставить без удовлетворения.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Заместитель Председателя |
Н.И. Булаев |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 августа 2019 г. N 223/1693-7 "О жалобах Александра Павловича Шеталина и Ксении Валерьевны Муратовой на решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N 122-26 и N 122-60 и избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 13 июля 2019 года N 36-21 и N 36-33"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2019 г., N 9