Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 1 марта 2019 г. N Р-22
Методические рекомендации
по созданию и функционированию центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы
Настоящие методические рекомендации по созданию и функционированию центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций национальной технологической инициативы (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение мероприятия 9.1.1 Плана мероприятий Федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование".
С учетом необходимости формирования единых организационных и методических условий реализации мероприятий, настоящими Методическими рекомендациями определяется, что создание центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций национальной технологической инициативы, проводятся в форме создания центров "Дом научной коллаборации" в субъектах Российской Федерации" (далее - Дом научной коллаборации).
Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующим образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
I. Общие положения
1.1. Определение
Дома научной коллаборации (сокращенное название - ДНК) создаются как структурное подразделение организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций национальной технологической инициативы.
Создание Дома научной коллаборации направлено на:
формирование нового типа мышления обучающихся, разделяющих ценность саморазвития на протяжении всей жизни и осознанного подхода к образованию, способных не только получать информацию и оперировать ей, но и знать способы ее получения, верификации и использования в целях своего дальнейшего развития;
формирование новой роли профессорско-преподавательского состава как наставника-организатора детских проектных команд.
1.2. Цели и задачи Домов научной коллаборации
Привитие обучающимся ценности саморазвития на протяжении всей жизни за счет:
использования высококвалифицированного кадрового потенциала организации высшего профессионального образования для реализации дополнительных общеобразовательных программ;
использования имеющейся инфраструктуры и материально-технической базы организации высшего профессионального образования для реализации дополнительных общеобразовательных программ;
создания материально-технической базы для реализации предметной области "Технология";
реализации дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" в ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:
а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;
в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);
г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N Пр-656 в целях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации особое внимание следует обратить на развитие передовых геномных исследований и генетических технологий в Российской Федерации.
Дом научной коллаборации призван решать следующие задачи:
- развитие современных компетенций у широких слоев населения, в первую очередь обучающихся и преподавателей образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования детей посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;
- разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских компаний.
Дополнительные общеразвивающие программы, формирующие современные компетенции, первичные навыки проектного управления, командной работы, исследовательские и изобретательские навыки, знание современных основ современных технологий, в том числе программирования, использования больших данных, информационных ресурсов и других реализуются Домом научной коллаборации компетенций в формате следующих образовательных проектов:
"Детский Университет", реализующий дополнительные общеразвивающие программы для детей, обучающихся по программам основного общего образования (5 - 9 классы), и "Малая Академия" - реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей, обучающихся по программам среднего общего образования (10 - 11 классы) и среднего профессионального образования, потенциальных абитуриентов, по приоритетным направлениям.
"Урок технологии" - обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Технология" и реализация уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, по заказу региональной системы образования на базе образовательных программ, представленных ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".
"Урок биологии" - обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Биология" и реализация уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, по заказу региональной системы образования на базе образовательных программ, согласованных с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".
Дополнительные профессиональные программы составляют основу образовательного проекта Дома научной коллаборации "Педагог К-21". Данный проект решает задачу обновления содержания и технологий преподавания учебных предметов, ведения занятий в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования через повышение квалификации педагогических кадров. В ходе обучения педагоги должны освоить следующие современные универсальные компетенции:
Creativity/Креативность/Креативное мышление - это:
1) способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или способы выражения идей в прикладных разработках;
2) комплексная компетенция, проявляющаяся во всех сферах жизни человека; заключается в достижении успеха в сегодняшнем мире.
Critical thinking/Критическое мышление - это:
1) способность идентифицировать, анализировать и оценивать ситуации, идеи и информацию для формулирования ответов и решения проблем;
2) интеллектуально организованный процесс активной и умелой концептуализации, применения, анализа, обобщения и/или оценки информации, собранной или созданной посредством наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или коммуникации и используемой в качестве ориентира для формирования собственных суждений и действий;
3) способность критически оценивать аргументы, допущения, абстрактные понятия и данные (которые могут быть неполными), чтобы вынести суждение и сформулировать соответствующие вопросы для достижения решения или набора решений.
Product thinking/Продуктовое мышление - это способность мыслить такими категориями, как проблемы пользователя, работы, подлежащие выполнению, цели и доходы компании и другими категориями, предполагающими фокус цели разработчика на удовлетворении интересов заказчика/потребителя.
Командность включает в себя:
Communication/Коммуникативные навыки/Коммуникация - это:
1) способность слушать, понимать, передавать и контекстуализировать информацию через вербальные, невербальные, визуальные и письменные средства;
2) способность эффективно обмениваться информацией.
Collaboration/Кооперация - это:
1) способность эффективно работать с другими людьми для достижения общей цели, а также предотвращать и урегулировать конфликты;
2) способность кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей.
Emotional intelligence/Социально-эмоциональный интеллект/Эмоциональный интеллект - это:
1) способность идентифицировать и управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других. Включает в себя три умения: эмоциональное осознание; умение использовать эмоции и применять их к таким задачам, как мышление и решение проблем; способность управлять эмоциями, которая включает в себя регулирование ваших собственных эмоций и подбадривание или успокаивание других людей;
2) способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные в целях решения практических задач.
Self-regulation/Саморегулирование/Самоорганизация - это способность управлять своими эмоциями, мыслями и поведением, а также способность устанавливать и достигать цели.
Рекомендуемые дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, а также программы повышения квалификации утверждаются ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" ежегодно до 1 июня.
Модельная образовательная программа по геномной инженерии представлена в Приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) по геномной инженерии представлена в Приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
II. Правовое и организационное обеспечение создания и функционирования Дома научной коллаборации
2.1. В целях реализации мероприятий органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается утверждение распорядительного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования субъекта Российской Федерации, о создании Дома научной коллаборации, включающий в том числе:
- план первоочередных мероприятий (дорожную карту) по созданию и функционированию Дома научной коллаборации (Приложение N 1);
- примерный перечень оборудования, рекомендованный ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" (Приложение N 2);
- порядок формирования государственного (муниципального) задания или целевой субсидии (гранта в форме субсидии) и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания (субсидии);
- показатели и индикаторы деятельности Дома научной коллаборации (Приложение N 3);
- присвоение Дому научной коллаборации имени известного российского ученого.
2.2. Распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций национальной технологической инициативы, утверждающий:
- Положение о Доме научной коллаборации, отражающее:
а) цели и задачи Дома научной коллаборации в субъекте Российской Федерации;
б) организационную структуру Дома научной коллаборации;
в) основные направления деятельности Дома научной коллаборации;
г) показатели и оценки эффективности деятельности Дома научной коллаборации;
д) штатное расписание Дома научной коллаборации на основе типового проекта согласно Приложению N 4 к настоящим рекомендациям;
- кандидатуру директора (руководителя) Дома научной коллаборации;
- порядок решения вопросов материально-технического и имущественного характера по созданию Дома научной коллаборации;
- функции Дома научной коллаборации по обеспечению реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";
- план мероприятий по созданию и функционированию Дома научной коллаборации.
2.3. Создание Дома научной коллаборации производится локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующей в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающей деятельность центров компетенций национальной технологической инициативы, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (региональным ведомственным проектным офисом) и ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".
2.4. Дома научной коллаборации создаются и осуществляют свою деятельность с учетом следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития";
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41;
- Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605;
- Свод правил СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования", утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 декабря 2012 г. N 124/ГС;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
- методические рекомендации по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 N АК-2563/05;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы), приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242;
- рекомендации в части возможности осуществления педагогической деятельности сотрудниками, не имеющими специального педагогического образования, письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 31.05.2016 N 09-1300.
III. Требования к инфраструктуре Дома научной коллаборации
3.1. Требования к помещениям и брендированию Дома научной коллаборации.
Зонирование помещений в Доме научной коллаборации осуществляется с учетом действующих нормативных документов в части требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность. Рекомендуется зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и др.).
3.2. Для деятельности Дома научной коллаборации формируется необходимый и возможный для использования перечень инфраструктурных объектов (аудиторный фонд, лаборатории, музейные экспозиции, студии, центры и т.п.), оборудования и средств обучения, имеющихся в распоряжении вуза и образовательных организаций региона, участвующих в осуществлении сетевой формы взаимодействия.
Все объекты инфраструктуры (помещения, здания, строения, сооружения), а также оборудование и иное имущество, используемые для осуществления образовательных программ Дома научной коллаборации, должны соответствовать санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, необходимых для осуществления образовательной деятельности и требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Подтверждением этого является наличие санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии объекта защиты. Должно быть обеспечено соответствие требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14) и Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
3.3. Перечень обязательных функциональных зон:
а) лекторий с возможностью проведения интерактивных занятий (не менее 100 кв. м);
б) специализированные лаборатории (творческие студии, спортивные сооружения и др.) по направлениям подготовки образовательных организаций высшего образования с оборудованием, соответствующим возрасту слушателей;
в) коворкинг для творческих и технологических стартапов, соответствующих направлениям, реализуемым Домом научной коллаборации (площадью не менее 100 кв. м);
г) зона для занятий шахматами (не менее 20 кв. м);
д) зона для реализации образовательного проекта "Урок технологии", оборудованная в соответствии с примерным перечнем оборудования, предоставленным Федеральным оператором;
е) стойка администратора (ресепшн) (инфраструктурные листы предоставляются Федеральным оператором).
В качестве образовательных пространств для реализации образовательных программ будут использоваться лаборатории образовательных организаций высшего образования (площадь - без ограничений).
Перечень рекомендуемых функциональных зон:
а) медиа-библиотека с зоной отдыха;
б) интерактивный музей науки;
в) площадка для тестирования устройств и механизмов.
Кроме этого, зоны, предусмотренные регламентирующими актами для помещений учреждений дополнительного образования детей.
Оформление Дома научной коллаборации должно выполняться с использованием фирменного стиля Дома научной коллаборации (брендбука).
3.4. Требования к учебному оборудованию и средствам обучения.
Примерный перечень учебного оборудования и средств обучения для оснащения Дома научной коллаборации определяется примерным перечнем оборудования, указанного в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям. Примерный перечень подлежит ежегодному уточнению.
Субъект Российской Федерации согласовывает перечень, количество и технические характеристики оборудования для оснащения Дома научной коллаборации с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".
При проведении закупок учебного оборудования и средств обучения для оснащения Дома научной коллаборации необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами.
IV. Финансовое обеспечение деятельности Дома научной коллаборации
Финансовое обеспечение деятельности Дома научной коллаборации осуществляется за счет средств консолидированного бюджета бюджетов субъекта Российской Федерации, внебюджетных средств и (или) собственных средств образовательной организации, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьями 69-69.2, 78-78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 235.
К числу основных расходов следует относить: оплату труда профессорско-преподавательского состава и других специалистов и сотрудников Дома научной коллаборации, аренду помещения (при необходимости), коммунальные расходы, расходные материалы, командировочные расходы, услуги по организации мероприятий, дополнительное профессиональное образование сотрудников Дома научной коллаборации, участие детей в соревнованиях и федеральных мероприятиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.