Определение Верховного Суда РФ от 31 июля 2019 г. N 308-ЭС19-11437
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.04.2019 по делу N А32-17515/2017, установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Александров Ю.П." Александров Ю.П. (далее - глава хозяйства) обратился с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- возложить на департамент обязанность заключить с главой хозяйства договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:03:0102001:21, расположенного в границах ТОО "Степное", участок фонда перераспределения N 418, на условиях истца, сформулированных в протоколе разногласий от 24.03.2017, а именно пункт 2.1 договора изложить на следующих условиях: "Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (далее - постановление от 25.03.2015 N 226) и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 686 793 рубля 64 копейки";
- установить юридический факт нахождения земельного участка в аренде истца в период с 29.04.1997 по 28.10.2002 на основании постановления главы администрации от 16.04.1997 N 234 "О предоставлении земель в аренду для ведения крестьянского хозяйства" и с 01.10.2003 по 22.08.2007 на основании постановления главы администрации от 28.10.2002 N 749 "О доставлении в аренду земельных участков фонда перераспределения" с КФХ "Оксана" и заключенного договора аренды от 28.10.2002 N 0300000112.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.04.2019, исковые требования удовлетворены частично. Договор купли-продажи N 740 изложен на условиях, указанных в резолютивной части решения. Требование об установлении юридического факта оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об установлении выкупной стоимости земельного участка в редакции департамента.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что судебными инстанциями не было учтено, что выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 323:03:0102001:21 определена в соответствии с действующим законодательством с учетом срока владения испрашиваемым земельным участком на праве аренды.
Договор аренды земельного участка N 0300000112 от 28.10.2002 не был зарегистрирован в установленном законом порядке. Срок данного договор составлял 11 месяцев, однако по истечении срока его действия арендатор продолжал использовать земельный участок еще в течение 5 лет. Вывод окружного суда о том, что последующая пролонгация данного договора не возлагала на его стороны обязанность осуществить его регистрацию, является неверным, противоречащим пункту 3 статьи 433, пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что стороны договора аренды N 0300000112 от 28.10.2002 не предприняли никаких мер к его регистрации на неопределенный срок, срок с 2002 не должен засчитываться при определении выкупной цены земельного участка.
Поскольку правоотношения сторон по выкупу земельного участка носят публичный характер, то договор, не прошедшей государственную регистрацию, не может служить основанием для приобретения права на применение льготной цены.
22.08.2007 между администрацией и ИП главой КФХ Александровым Ю.П. был заключен договор аренды N 8803000046 земельного участка с кадастровым номером 23:03:0102001:21 площадью 25,83 га.
23.10.2012 к указанному договору было заключено дополнительное соглашение N 2.При расчете выкупной стоимости испрашиваемого земельного участка срок его владения с 1997 без надлежаще оформленного договора не учитывался.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как установлено судами, 21.12.2016 глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:03:0102001:21, расположенного в границах ТОО "Степное". Участок является участком фонда перераспределения, право собственности на который 22.04.2004 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем.
В заявлении истец просил департамент продать земельный участок по льготной цене, составляющей 20% от кадастровой стоимости, в связи нахождением его в аренде истца более 18 лет.
Департамент направил главе хозяйства проект договора купли-продажи N 740, согласно которому выкупная стоимость спорного земельного участка составляет 2 060 377 рублей 89 копеек.
Глава хозяйства направил департаменту протокол разногласий от 24.03.2017, в котором выразил несогласие с размером выкупной стоимости спорного участка.
Не достижение сторонами соглашения по условиям выкупной стоимости спорного земельного участка, послужило главе хозяйства основанием для обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условиях надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного постановлением от 25.03.2015 N 226, установлено, в случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что период пользования спорным земельным участком в целях применения льготного порядка определения выкупной цены необходимо исчислять с даты заключения договора аренды от 28.10.2002 N 0300000112. На дату обращения главы хозяйства в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:03:0102001:21 прошло более 14 лет, в связи с чем выкупная стоимость данного участка составляет 40% от его кадастровой стоимости.
Довод департамента об ошибочности вывода судов о необходимости исчисления срока использования спорного земельного участка с 2002 года (договор аренды от 28.10.2002 N 0300000112), поскольку данный договор не прошел государственную регистрацию, обоснованно отклонен. Судами установлено, что указанный договор аренды от 28.10.2002 N 0300000112 заключен на срок менее одного года, следовательно, он не подлежал государственной регистрации (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса).
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 31 июля 2019 г. N 308-ЭС19-11437 по делу N А32-17515/2017
Текст определения опубликован не был