Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 6 сентября 2019 г. N 790
"О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан"
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года" и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2025 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Принять предложение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан о реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан: в муниципальном образовании г. Казани, муниципальном образовании г. Набережные Челны, Тукаевском и Высокогорском муниципальных районах.
2. Утвердить прилагаемые:
Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан;
перечень организаций - поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
3. Создать информационную подсистему "Ранняя помощь" в Государственной информационной системе "Социальный регистр населения Республики Татарстан".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Порядок
оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 6 сентября 2019 г. N 790)
I. Общие положения
1.1. Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан (далее - Порядок) разработан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2025 годы".
Порядок определяет цель, основные задачи, этапы оказания услуг ранней помощи, регламент межведомственного взаимодействия органов и организаций, являющихся участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
1.2. Для целей Порядка применяются следующие понятия:
дети целевой группы - дети от нуля до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;
дети группы риска - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка.
Иные понятия, используемые в Порядке, применяются в том же значении, что и в Концепции.
II. Цель оказания услуг ранней помощи, целевые группы и их права, основные задачи и принципы
2.1. Целью оказания услуг ранней помощи является создание условий, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы на основе межведомственного взаимодействия.
2.2. К целевым группам (далее также - получатели услуг ранней помощи) относятся:
2.2.1. Дети (далее также - ребенок) в возрасте от нуля до трех лет, относящиеся к категории:
дети-инвалиды;
дети, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлены стойкое нарушение функций организма или заболевания, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, в том числе дети из группы социального риска;
дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
2.2.2. Родители (законные представители) ребенка и другие лица, непосредственно ухаживающие за ребенком из числа детей, указанных в пункте 2.2.1 Порядка (далее также - родители (законные представители, семья) ребенка).
2.3. Получатели услуг ранней помощи имеют право на:
получение всех мероприятий по оказанию услуг ранней помощи, указанных в индивидуальной программе ранней помощи (далее - индивидуальная программа);
защиту персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
получение услуг ранней помощи в тех естественных жизненных ситуациях, в которые ребенок вовлечен;
получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;
обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности;
получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, информации о перечне услуг ранней помощи и перечне организаций, оказывающих услуги ранней помощи;
участие родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в оценочных процедурах, в составлении индивидуальной программы, ее реализации, во внесении изменений, в промежуточной, итоговой оценке эффективности индивидуальной программы;
получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, открытой информации о ходе и результатах их проведения.
2.4. Основными задачами при оказании услуг ранней помощи являются:
улучшение жизнедеятельности детей целевой группы в естественных жизненных ситуациях;
повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями (законными представителями), другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами;
повышение компетентности родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и его семьи.
2.5. Услуги ранней помощи предоставляются при соблюдении следующих принципов:
бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей) ребенка);
доступности (услуги ранней помощи доступны для детей целевой группы и их семей);
регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы предоставляются детям целевой группы и их семьям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей (законных представителей) ребенка);
семейно-центрированности (содействие вовлечению родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе участие в оценочных процедурах, в составлении и реализации индивидуальной программы, а также в оценке ее эффективности);
индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях);
естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в естественных жизненных ситуациях);
этичности (услуги ранней помощи предоставляются детям целевой группы и их семьям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
командной работы (услуги ранней помощи предоставляются командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);
компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно обоснованные методы и технологии ранней помощи).
III. Участники оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан и их задачи
3.1. Участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан являются:
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
государственные учреждения здравоохранения Республики Татарстан (далее - медицинские организации);
организации социального обслуживания Республики Татарстан (реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексные центры социального обслуживания населения) (далее - организации социального обслуживания);
организации системы образования Республики Татарстан (дошкольные образовательные организации, психолого-медико-педагогические центры, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, органы опеки и попечительства и др.) (далее - организации системы образования);
организации - поставщики услуг ранней помощи, участвующие в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан (далее - организации - поставщики услуг ранней помощи).
3.2. Основными задачами Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан в рамках оказания услуг ранней помощи являются:
совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия;
создание инфраструктуры оказания услуг ранней помощи;
организация обучения (подготовки) работников медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций системы образования по оказанию услуг ранней помощи.
3.3. Основными задачами медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций системы образования в рамках оказания услуг ранней помощи являются:
раннее выявление детей целевой группы и их семей;
межведомственное взаимодействие при выявлении детей целевой группы и их семей;
информирование населения о возможности получения услуг ранней помощи.
3.4. Основными задачами организаций - поставщиков услуг ранней помощи являются:
определение эффективных мероприятий и форм оказания услуг ранней помощи с целью оптимального развития и адаптации детей целевой группы;
повышение качества взаимодействия семьи и ребенка и их интеграции в общество, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребенка;
межведомственное взаимодействие при организации оказания услуг ранней помощи;
проведение оценки эффективности оказания услуг ранней помощи.
IV. Информационная подсистема "Ранняя помощь" и Единый банк данных ранней помощи
4.1. Единый банк данных ранней помощи (далее - Единый банк данных) формируется посредством информационной подсистемы "Ранняя помощь" (далее - информационная подсистема) в Государственной информационной системе "Социальный регистр населения Республики Татарстан" и пополняется по мере поступления информации о вновь выявленных детях, нуждающихся в услугах ранней помощи.
4.2. Ответственных должностных лиц, имеющих доступ к информационной подсистеме на основе персональных регистрационных данных (логина и пароля), определяют участники оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан, указанные в пункте 3.1 Порядка.
4.3. Единый банк данных содержит следующую информацию о детях целевой группы и их семьях, включенных в систему оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан:
персональные данные ребенка и членов его семьи;
сведения об основаниях принятия решения о нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, а также решение о снятии нуждаемости;
наименование организации - поставщика услуг ранней помощи, участвующего в оказании услуг ранней помощи ребенку и его семье.
V. Выявление детей целевой группы и их семей
5.1. Выявление детей целевой группы осуществляется медицинскими организациями, организациями социального обслуживания, организациями системы образования в рамках исполнения своих функциональных обязанностей.
5.2. Родители (законные представители) ребенка в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии, наличием трудностей в поведении и (или) адаптации вправе обратиться в любую организацию, указанную в пункте 5.1 Порядка.
5.3. Организации, указанные в пункте 5.1 Порядка, выявив ребенка целевой группы:
выдают направление в медицинскую организацию, оказывающую первичную специализированную медицинскую помощь, по месту жительства ребенка;
вносят информацию о ребенке и его семье в информационную подсистему с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
5.4. Медицинские организации, оказывающие первичную специализированную медико-санитарную помощь, при поступлении информации о выявлении ребенка целевой группы либо при обращении родителей (законных представителей) ребенка обеспечивают проведение диагностического обследования.
Информация, полученная при первичном обращении в медицинские организации, должна содержать:
персональные данные о ребенке (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, возраст);
данные о здоровье ребенка (установленные диагнозы);
предмет беспокойства родителей в развитии или поведении ребенка;
готовность семьи к получению услуг ранней помощи в соответствии с индивидуальной программой;
согласие на обработку персональных данных с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В случае выявления нарушений в развитии, здоровье ребенка родителям (законным представителям) ребенка медицинскими организациями выдается направление на углубленную оценку развития ребенка в кабинете ранней помощи (первичный прием), организованном на базе медицинской организации, являющейся организацией - поставщиком услуг ранней помощи (далее - кабинет ранней помощи).
VI. Признание нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи
6.1. Первичный прием в кабинетах ранней помощи проводится специалистами в срок не более 14 рабочих дней с даты обращения.
Первичный прием в кабинете ранней помощи включает:
обработку первичного обращения родителей (законных представителей) ребенка;
сбор и изучение анамнеза;
сбор и анализ информации об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;
анализ медицинской документации (при наличии);
анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).
При выявлении нуждаемости в ранней помощи специалисты кабинета ранней помощи инициируют заседание межведомственного консилиума с участием организаций - поставщиков услуг ранней помощи (далее - межведомственный консилиум), ребенка и его родителей (законных представителей).
6.2. Межведомственный консилиум проводится не реже двух раз в месяц на базе кабинета ранней помощи. Организацию межведомственного консилиума и взаимодействие с каждым его членом осуществляет ответственный специалист кабинета ранней помощи.
На межведомственном консилиуме осуществляется:
определение нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи;
информирование родителей (законных представителей) ребенка о порядке предоставления услуг ранней помощи и о правах получателей услуг ранней помощи;
определение организации - поставщика услуг ранней помощи из перечня организаций - поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан по выбору родителей (законных представителей) ребенка целевой группы.
Решение межведомственного консилиума оформляется протоколом.
6.3. По итогам проведения межведомственного консилиума на основе письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" информация о нуждаемости (или ненуждаемости) ребенка и его семьи в услугах ранней помощи вносится в информационную подсистему.
По итогам межведомственного консилиума родителям (законным представителям) ребенка выдается выписка из протокола межведомственного консилиума.
В случае отсутствия согласия родителей (законных представителей) ребенка на получение услуг ранней помощи предлагается оформить письменный отказ от предоставления услуг ранней помощи.
6.4. В случае определения организацией - поставщиком услуг ранней помощи организации социального обслуживания в территориальных органах социальной защиты населения производится признание семьи с ребенком целевой группы нуждающимися в социальном обслуживании и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2014 N 908 "Об утверждении Порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
VII. Оказание услуг ранней помощи организациями - поставщиками услуг ранней помощи
7.1. Организациями - поставщиками услуг ранней помощи при предоставлении услуг ранней помощи должны быть обеспечены условия доступности предоставления услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", Законом Республики Татарстан от 23 июня 2017 года N 41-ЗРТ "Об обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых в них услуг в Республике Татарстан".
7.2. Организацией - поставщиком услуг ранней помощи при оказании услуг ранней помощи осуществляется:
заключение договора на оказание услуг ранней помощи с родителями (законными представителями) ребенка;
назначение ведущего специалиста (куратора);
проведение дифференцированной диагностики и оценочных процедур для формирования индивидуальной программы;
формирование индивидуальной программы;
реализация индивидуальной программы;
промежуточная и (или) итоговая оценка результативности реализации индивидуальной программы;
пролонгация или завершение реализации индивидуальной программы;
содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
7.3. Заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка на оказание услуг ранней помощи осуществляется между организацией - поставщиком услуг ранней помощи и родителями (законными представителями) ребенка в течение пяти рабочих дней от первичного обращения к организации - поставщику услуг ранней помощи при предоставлении документов, определяемых нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, указанных в пункте 3.1 Порядка.
7.4. Оценочные процедуры для формирования индивидуальной программы (углубленная оценка) проводятся с согласия родителей (законных представителей) ребенка при взаимодействии с ними, исходя из потребностей ребенка и его семьи, с учетом выявленных ограничений жизнедеятельности в ситуациях, максимально приближенных к естественным.
Оценочные процедуры проводятся ведущим специалистом (куратором) или командой организации - поставщика услуг ранней помощи не позднее 14 рабочих дней со дня заключения договора с родителями (законными представителями) ребенка на оказание услуг ранней помощи.
7.5. Индивидуальная программа формируется в электронном виде в течение 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) на оказание услуг ранней помощи путем занесения соответствующих сведений в информационную подсистему и распечатывается на бумажном носителе в двух экземплярах, каждый из которых подписывается ведущим специалистом (куратором) и родителем (законным представителем) ребенка. Один экземпляр выдается на руки родителю (законному представителю) ребенка, а другой экземпляр хранится в организации.
7.6. Индивидуальная программа составляется на срок от 6 до 12 месяцев и может быть пролонгирована при наличии показаний.
7.7. Индивидуальная программа должна включать:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, возраст ребенка;
выявленные функциональные нарушения в развитии и здоровье ребенка;
перечень мероприятий по оказанию услуг ранней помощи, места и формы их предоставления, оказываемые организациями - поставщиками услуг ранней помощи;
примерный объем и срок реализации индивидуальной программы;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и контактные данные родителей (законных представителей) ребенка.
Форма индивидуальной программы утверждается Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
7.8. Реализация индивидуальной программы осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
родители (законные представители) ребенка должны участвовать во всех мероприятиях со своим ребенком, являющимся получателем услуг ранней помощи, за исключением тех ситуаций, в которых ребенок адаптирован, а специалист и родитель (законный представитель) ребенка согласовали план проведения занятия, требующего максимальной самостоятельности ребенка;
взаимодействие с ребенком и его семьей должно строиться на основе их собственной активности и участия;
в соответствии с целями индивидуальной программы к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями (прошедшие обучение, курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки по ранней помощи);
услуги ранней помощи должны предоставляться детям целевой группы и их семьям в формах, определенных исходя из целей индивидуальной программы, возможностей и готовности ребенка и его семьи, места и условий проживания ребенка, возможностей организации - поставщика услуг ранней помощи.
7.9. Выбор методик и технологий при реализации индивидуальной программы определяется организацией - поставщиком услуг ранней помощи и производится с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
7.10. Определяя направления и содержание развивающей, коррекционной и консультативной работы, специалисты должны основываться в первую очередь на ресурсах ребенка и его семьи, а также на функциональных особенностях ребенка, на его потенциальных возможностях, выявленных при первичной и углубленной оценке развития ребенка и на факторах окружающей среды.
7.11. Информация о проведении в отношении ребенка и его семьи мероприятий по оказанию услуг ранней помощи вносится организациями - поставщиками услуг ранней помощи в Единый банк данных не позднее 10 рабочих дней со дня оказания услуг.
7.12. Промежуточная и итоговая оценка реализации индивидуальной программы организациями - поставщиками услуг ранней помощи проводится с использованием тех же методов и методик, что и оценка при составлении индивидуальной программы и включает в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей) ребенка полученными услугами.
Промежуточная оценка результативности реализации индивидуальной программы, а также оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) ребенка полученными услугами проводятся не реже одного раза в три месяца. По итогам полученных результатов инициируется при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу.
7.13. При итоговой оценке эффективности индивидуальной программы учитываются следующие аспекты ее реализации:
динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;
характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;
динамика участия ребенка в различных социальных ситуациях;
повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка в развитии и воспитании;
улучшение поддержки семьи ребенка в плане социальных контактов;
расширение доступа родителей (законных представителей) и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям.
7.14. По итогам реализации индивидуальной программы на межведомственном консилиуме организацией - поставщиком услуг ранней помощи представляется информация об исполнении индивидуальной программы и достигнутых результатах, рассматриваются вопросы о снятии нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи или при необходимости о нуждаемости в продолжении реализации индивидуальной программы, а также информация, необходимая для обеспечения преемственности при смене организации - поставщика услуг и (или) перехода ребенка в образовательную организацию.
7.15. Индивидуальная программа пролонгируется, если ребенок в возрасте от трех до семи лет, имеющий ограничения жизнедеятельности, получавший до трех лет услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы, по решению межведомственного консилиума недостаточно подготовлен к переходу в дошкольную образовательную организацию и не имеет медицинских противопоказаний для получения услуг ранней помощи в рамках индивидуальной программы.
7.16. Завершение индивидуальной программы осуществляется в следующих случаях:
ребенок достиг возраста трех лет (в случае отсутствия необходимости пролонгации индивидуальной программы);
ребенок достиг возраста семи лет (в случае пролонгации индивидуальной программы после трех лет);
ребенок больше не нуждается в услугах, так как цели развития достигнуты, факторы риска устранены;
родители (законные представители) ребенка принимают решение о прекращении реализации индивидуальной программы;
при возникновении иных объективных причин, создающих препятствия для продолжения реализации индивидуальной программы.
7.17. По результатам реализации индивидуальной программы организацией - поставщиком услуг ранней помощи проводится консультирование семьи ребенка целевой группы, составляются заключение и рекомендации для образовательных организаций по сопровождению семьи ребенка целевой группы в целях содействия включению детей целевой группы в образовательную систему, предоставляется необходимая информация родителям (законным представителям) ребенка для принятия решения о выборе образовательной организации, консультирование специалистов образовательной организации, которые будут посещать семьи с детьми целевой группы на период адаптации детей в образовательной организации.
VIII. Регламент межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций системы образования в рамках оказания услуг ранней помощи
8.1. Межведомственное взаимодействие между медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и организациями системы образования осуществляется в целях преемственности при выявлении детей целевой группы и оказании услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
8.2. Выявление детей целевой группы осуществляется:
медицинскими организациями (детскими поликлиниками на этапе оказания первичной специализированной медицинской помощи) - на основе выявления заболевания, приводящего к нарушениям функций организма ребенка, или выявления задержки развития;
организациями социального обслуживания (реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексными центрами социального обслуживания населения), организациями системы образования (дошкольными образовательными организациями, психолого-медико-педагогическими комиссиями, центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, органами опеки и попечительства и др.) - на основе выявления проявляющихся нарушений (отставаний) в развитии, потенциально относящих ребенка к целевой группе, или риска их возникновения.
8.3. В случае выявления ребенка целевой группы или обращения родителей (законных представителей) ребенка по направлению организации, указанной в пункте 8.2 Порядка:
8.3.1. Организации, оказывающие первичную специализированную медицинскую помощь:
проводят диагностическое обследование ребенка (первичный прием) с установкой диагноза (по показаниям - с привлечением профильных специалистов);
в случае выявления нарушений в развитии, здоровье ребенка при согласии родителей (законных представителей) ребенка на проведение оценки развития ребенка выдают направление в кабинет ранней помощи согласно разработанной маршрутизации по территориальному принципу;
вносят соответствующую информацию в Единый банк данных.
8.3.2. Специалисты кабинета ранней помощи проводят углубленную оценку развития ребенка и при наличии показаний для оказания услуг ранней помощи инициируют заседание межведомственного консилиума.
8.4. Организации социального обслуживания, организации системы образования в случае выявления ребенка целевой группы:
информируют родителей (законных представителей) ребенка об услугах и имеющихся организациях - поставщиках услуг ранней помощи;
выдают направление родителям (законным представителям) ребенка для обращения в медицинскую организацию по месту жительства для подтверждения нуждаемости в услугах ранней помощи;
в течение трех рабочих дней со дня выявления вносят информацию о выявленном ребенке и его семье в Единый банк данных.
8.5. Организации - поставщики услуг ранней помощи осуществляют организацию предоставления услуг ранней помощи в соответствии с Порядком.
8.6. Организациями - поставщиками услуг ранней помощи обеспечивается преемственность в реализации индивидуальной программы (в части сопровождения конкретного ребенка и семьи) при смене организации - поставщика услуг ранней помощи и (или) переходе ребенка в образовательную организацию.
IX. Деятельность республиканских ресурсных центров по организации ранней помощи
9.1. Республиканские ресурсные центры ранней помощи (далее - ресурсные центры) организуются на базе следующих организаций - поставщиков услуг ранней помощи:
государственное бюджетное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Апрель" в городском округе "город Казань";
государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан";
государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток".
9.2. Ресурсные центры осуществляют:
координацию предоставления семье услуг в рамках индивидуальной программы;
мониторинг ведения, заполнения и исполнения индивидуальной программы с помощью информационной подсистемы;
поддержку профессиональной деятельности специалистов, оказывающих услуги ранней помощи;
взаимодействие со специалистами ранней помощи по вопросам планирования и реализации мероприятий ранней помощи, являющимися участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан;
организацию сетевого взаимодействия по вопросам оказания ранней помощи посредством проведения консилиумов с участием специалистов ресурсных центров (далее - консилиумы ресурсных центров).
9.3. Консилиумы ресурсных центров проводятся не реже одного раза в полгода и рассматривают следующие вопросы:
спорные и сложные случаи, возникающие в работе специалистов различных ведомств, с целью оказания дополнительной помощи со стороны других субъектов межведомственного взаимодействия;
обмен и распространение положительного опыта по предоставлению услуг ранней помощи;
организация преемственности в деятельности организаций - поставщиков услуг ранней помощи.
9.4. Ресурсные центры ежеквартально формируют сводную статистическую и аналитическую отчетность об итогах реализации индивидуальной программы семей с детьми целевой группы (далее - сводный отчет):
9.4.1. Ресурсный центр, созданный на базе государственного бюджетного учреждения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Апрель" в городском округе "город Казань", представляет сводный отчет в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
9.4.2. Ресурсный центр, созданный на базе государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", представляет сводный отчет в Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
9.4.3. Ресурсный центр, созданный на базе государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток", представляет сводный отчет в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Перечень
организаций - поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 6 сентября 2019 г. N 790)
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан";
государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 9" г. Казани;
государственное казенное учреждение здравоохранения "Республиканский дом ребенка специализированный";
государственное автономное учреждение здравоохранения "Камский детский медицинский центр";
государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 2" г. Набережные Челны;
государственное автономное учреждение здравоохранения "Высокогорская центральная районная больница";
государственное автономное учреждение здравоохранения "Тукаевская центральная районная больница";
государственное бюджетное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Апрель" в городском округе "город Казань";
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Здравушка" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан";
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Солнышко" в городском округе "город Набережные Челны";
государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток";
отделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 120 с углубленным изучением отдельных предметов", городская психолого-педагогическая служба "Ресурс" (по согласованию);
муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-медико-социального сопровождения N 85" (по согласованию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принято решение о реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в г. Казани, г. Набережные Челны, Тукаевском и Высокогорском муниципальных районах Республики Татарстан.
Ранняя помощь - это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка.
Определены цели, основные задачи, этапы оказания услуг ранней помощи, регламент межведомственного взаимодействия органов и организаций, предоставляющих услуги.
К целевым группам относятся дети в возрасте до трех лет, относящиеся к категориям: дети-инвалиды; дети, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или задержка развития; дети с риском развития нарушений функций организма; дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
Получатели ранней помощи имеют право на получение всех мероприятий по оказанию услуг ранней помощи; получение услуг ранней помощи в тех естественных жизненных ситуациях, в которые ребенок вовлечен; получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы; обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности и пр.
Услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей ребенка.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 сентября 2019 г. N 790 "О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан"
Вступает в силу с 9 сентября 2019 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 9 сентября 2019 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 69, 17 сентября 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2024 г. N 528
Изменения вступают в силу с 8 июля 2024 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 2024 г. N 23
Изменения вступают в силу с 23 января 2024 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 июля 2023 г. N 892
Изменения вступают в силу с 27 июля 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июня 2023 г. N 745
Изменения вступают в силу с 26 июня 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 февраля 2020 г. N 134
Изменения вступают в силу с 25 февраля 2020 г.