Введение
В связи с поступающими вопросами от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам временного помещения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Благотворительным фондом "Измени одну жизнь" подготовлены методические рекомендации.
Основания для временного помещения детей в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства1.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей2.
Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка3.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия4.
Законодательством Российской Федерации в настоящее время предусмотрено право родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей (далее - законные представители) на временное устройство своего ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот) в целях получения ребенком медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.
Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот не прекращает прав и обязанностей законных представителей в отношении этого ребенка5.
Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда учет мнения ребенка противоречит его интересам.
Следует обратить внимание, что законодательство не регламентирует вопрос о том, в какой форме должно быть выражено мнение ребенка, достигшего десяти лет, и не содержит требования о наличии письменного заявления от ребенка. Свое мнение ребенок может выразить в устной форме, а орган опеки и попечительства фиксирует его в акте обследования условий жизни несовершеннолетнего.
Выяснять мнение ребенка следует с учетом его возраста и степени развития, обусловливающей способность ребенка сформулировать собственные взгляды по рассматриваемому вопросу, в присутствии психолога или педагога-психолога, в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. При опросе ребенка органу опеки и попечительства необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него родителей (одного из них) или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.
Необходимо отметить, что данное право законных представителей на временное устройство ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот, предусматривается в качестве крайней меры, когда отсутствуют или невозможны иные альтернативные способы оказания помощи законным представителям или возможность оказания услуг ребенку не в стационарной форме.
С учетом основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье первостепенной задачей уполномоченных органов, в том числе органов опеки и попечительства и иных органов и организаций является создание условий для сохранения проживания ребенка в семье, предотвращения его временного помещения в организацию для детей-сирот.
Перед принятием решения о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот необходимо рассматривать иные способы по устранению причины, препятствующей выполнению законными представителями своих обязанностей, с учетом доступной социальной инфраструктуры и возможностей для получения социальных, медицинских, образовательных и иных услуг, которые могут быть предоставлены семье для решения ее трудной жизненной ситуации. Кроме того, должен быть рассмотрен вариант дневного или пятидневного пребывания ребенка в организации для детей-сирот.
При этом, в случае если вопрос об организации оказания указанной помощи или предоставления услуг относится к компетенции других уполномоченных органов и организаций соответствующая информация о необходимости ее предоставления должна направляться незамедлительно.
Таким образом, в случае невозможности сохранения проживания ребенка в семье, а также его передачи одному из законных представителей или родственникам, ребенок временно помещается в организацию для детей-сирот. В таких случаях задачей уполномоченных органов и организаций является минимизация срока пребывания ребенка в организации для детей-сирот, а также создание необходимых условий и содействия для поддержки детско-родительских отношений в период пребывания ребенка в организации для детей-сирот.
При временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот семье может потребоваться, например, помощь врача-нарколога или материальная помощь. Таким семьям требуется социальное сопровождение - оказание содействия в доступе к медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
При принятии семьи на социальное сопровождение в отношении нее осуществляются следующие действия:
- за ней закрепляется ответственный специалист (куратор), непосредственно организующий предоставление помощи и отвечающий за результат;
- проводится выявление проблем (и ресурсов) семьи;
- для семьи (оптимально - вместе с ней) составляется индивидуальная программа социального сопровождения;
- в ходе реализации индивидуальной программы социального сопровождения осуществляются действия по решению проблем(ы) семьи в соответствии с утвержденной индивидуальной программой и проводится промежуточная диагностика и мониторинг (консилиум) с целью корректировки дальнейших действий в отношении семьи.
К организациям для детей-сирот относятся организации, в которые дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя6.
В случае если дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства в организации для детей-сирот деятельность таких организаций должна быть организована в соответствии с Положением деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 (далее соответственно - Положение, постановление N 481).
Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.
К таким случаям, например, можно отнести:
- удаленность образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы или адаптированные основные общеобразовательные программы (например, в области искусств, физической культуры и спорта), от места жительства семьи с детьми;
- получение образования детьми по образовательным программам основного общего и среднего общего образования с интегрированными дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;
- наличие в семье ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, ребенка или детей, нуждающихся в проведении восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) и их социальной адаптации;
- невозможность получения социальных услуг в форме социального обслуживания на дому7.
Следует обратить внимание, что постановлением N 481 установлены общие требования к организациям для детей-сирот, при этом необходимо учитывать, что в зависимости от ведомственной принадлежности деятельность самих организаций регламентируется также специальными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".
В настоящее время порядок содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. N 343н "Об утверждении Порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2012 г., регистрационный N 24638). Вместе с тем указанный Порядок применяется в части, не противоречащей постановлению N 481.
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2014 г., регистрационный N 35441). Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг утверждается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
При временном помещении ребенка в организацию, предоставляющую социальные услуги, между законным представителем и этой организацией, в том числе если такая организация является и организацией для детей-сирот, в обязательном порядке заключается договор о предоставлении социальных услуг.
Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законный представитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении ребенка.
В настоящее время перечень уважительных причин, по которым законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не определен. В связи с этим орган опеки и попечительства самостоятельно осуществляет оценку и анализ такой причины. Вместе с тем определить в законодательстве перечень всех уважительных причин, по которым законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, невозможно. Перечень уважительных причин будет носить открытый характер. При этом, в частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законные представители имеют право временно поместить ребенка в организацию для детей-сирот в связи с утратой семьей жилого помещения в результате стихийного бедствия, если они являются одинокими родителями, безработными, беженцами или вынужденными переселенцами. Указанным законом предусмотрено, что организации для детей-сирот принимают в этом случае несовершеннолетних на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения.
Таким образом, органам опеки и попечительства рекомендуется рассматривать в качестве уважительных причин, в связи с которыми законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, например, следующие обстоятельства:
- проживание семьи с детьми в жилом помещении, непригодном для постоянного проживания или не отвечающем установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации8, утрата жилого помещения в результате стихийного бедствия;
- признание законных представителей (единственного законного представителя) с детьми беженцами или вынужденными переселенцами9;
- получение законными представителями (единственным законным представителем) медицинской помощи в условиях стационара;
- признание законных представителей (единственного законного представителя) безработным10;
- трудовые отношения законных представителей (единственного законного представителя), связанные с работой вахтовым методом11;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства семьи с детьми;
- отсутствие средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, при которых законные представители временно не могут исполнять свои обязанности.
При этом вопрос о необходимости временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот рассматривается в качестве крайней меры и только в случае, если иные виды помощи не возможны.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, выражающееся в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, является основанием для ограничения родителей в родительских правах или лишения родителей родительских прав12 и не может рассматриваться органом опеки и попечительства в качестве уважительной причины для временного помещения детей в организацию для детей-сирот.
Срок, на который дети временно помещаются в организацию для детей-сирот, рекомендуется рассматривать в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, но не более 3-х месяцев.
Отношения, возникающие при временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, регулируются Семейным кодексом Российской Федерации и постановлением N 481.
Заключение Соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Условия для временного помещения в организацию для детей-сирот ребенка, законные представители которого по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, а также перечень документов, предоставляемых органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот, определены в Положении.
Согласно пунктам 12 и 13 Положения законным представителям представляется право на временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот на основе соглашения, заключенного между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства, о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (далее - Соглашение). Соглашением в обязательном порядке предусматривается участие законного представителя ребенка в его воспитании, посещении и участии в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот. Кроме того, Соглашением определяются обязательные мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий Соглашения. Примерная форма такого Соглашения, согласно требованиям Положения, утверждена приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 753 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38800).
Необходимо учитывать, что Положением не предусмотрена возможность помещения детей в организацию для детей-сирот до момента заключения Соглашения.
Положением не регулируется процедура заключения Соглашения, однако определяется, что в целях его заключения законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка13.
Вместе с тем представляется, что заявление законных представителей о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот должно быть совместным. При этом не ограничивается право на заключение Соглашения одним из законных представителей с согласия другого законного представителя.
При отсутствии соглашения между законными представителями относительно временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот возникшие разногласия следует разрешать органу опеки и попечительства в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения законных представителей, а также мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Учет мнения законного представителя, проживающего отдельно, не обязателен только при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным. В связи с этим законным представителям при обращении в орган опеки и попечительства должны быть разъяснены их права и обязанности, а также последствия в случае уклонения от исполнения обязанностей либо злоупотребления своими правами в отношении ребенка в течение периода, на который ребенок временно помещен в организацию для детей-сирот. Так, оставление (отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций) является основанием для составления акта об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации14, и для учета ребенка в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
При обращении законных представителей в органы опеки и попечительства при принятии решения о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот должен быть привлечен уполномоченный представитель организации для детей-сирот в целях согласования положений Соглашения, включения в него необходимых требований как к законным представителям, так и к организации для детей-сирот, а также уполномоченный орган государственной власти в сфере социального обслуживания (для определения возможных социальных услуг для помощи семье в заботе о ребенке в соответствии с законодательством о социальном обслуживании).
По решению органа опеки и попечительства для рассмотрения обращений законных представителей о временном помещении детей в организацию для детей-сирот может быть создана межведомственная группа, в которую наряду со специалистами органа опеки и попечительства и работниками организации для детей-сирот могут быть включены специалисты (сотрудники) аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа управления социальной защитой населения или учреждения социального обслуживания, медицинских организаций, органов внутренних дел.
Орган опеки и попечительства представляет в организацию для детей-сирот документы, перечень которых указан в Положении. Таким образом, орган опеки и попечительства после обращения законных представителей о заключении Соглашения должен:
1) запросить у законных представителей документы и сведения, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 15 Положения:
а) личное заявление о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот;
б) копию свидетельства о рождении или паспорта ребенка;
в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей.
Документом, удостоверяющим личность, является паспорт, а также к таким документам относятся, в том числе, военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти15.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства16.
К документам, удостоверяющим полномочия законного представителя, относятся решение суда об усыновлении (удочерении), свидетельство об установлении отцовства, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
Копии свидетельства о рождении или паспорта ребенка, копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей, представляются законными представителями с предъявлением оригиналов, если копии документов не заверены.
г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии).
Сведения о родственниках ребенка (их наличии) также целесообразно указывать законным представителям в заявлении о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот;
д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот.
Порядок выдачи такого заключения федеральным законодательством не регулируется. Как правило, заключение выдается медицинской организацией по аналогии с Правилами проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот17.
е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) - для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии носит для законных представителей детей рекомендательный характер.
Представленное законными представителями детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания18.
ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем19 реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается и выдается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах20.
2) провести обследование условий жизни несовершеннолетнего и его семьи.
Форма акта и порядок обследования могут быть определены субъектом Российской Федерации, так как федеральным законодательством они не предусмотрены. Органами опеки и попечительства также может быть использована форма акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2009 г., регистрационный N 15610), целью которого является выявление обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином.
3) получить направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок получения направления определяется субъектом Российской Федерации.
4) обеспечить участие уполномоченного представителя организации для детей-сирот в согласовании условий Соглашения; организовать его подписание законными представителями;
5) представить документы, указанные в пункте 15 Положения, вместе с Соглашением в организацию для детей-сирот.
Согласно общим правилам о заключении договора21, орган опеки и попечительства направляет предложение подписать Соглашение законным представителям, а также в организацию для детей-сирот. Сторонами обсуждаются вопросы, связанные с обязательствами сторон, в том числе путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны Соглашения.
С учетом имеющейся сети организаций для детей-сирот сторонами Соглашения одновременно могут выступать орган опеки или попечительства по месту жительства или пребывания ребенка и орган опеки и попечительства по месту расположения организации для детей-сирот. При этом в Соглашении должны быть конкретно определены полномочия каждого органа опеки и попечительства.
В соответствии с Положением в Соглашении обязательно должны быть предусмотрены мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании. Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2014 г., регистрационный N 35441).
Соответственно, органом опеки и попечительства в порядке межведомственного взаимодействия должно оказываться содействие законным представителям в подаче необходимых заявлений и заключении договора о предоставлении социальных услуг, а мероприятия по предоставлению семье помощи рекомендуется предусматривать в соответствии со сроками и условиями, предусмотренными для предоставления соответствующих услуг индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Также, возможно на основании соглашения о сотрудничестве и с согласия учредителя осуществлять взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) в целях профилактики социального сиротства.
Сторонам Соглашения необходимо предоставить возможность запрашивать друг у друга любую информацию, необходимую для исполнения обязательств по настоящему Соглашению.
В Соглашении необходимо предусмотреть порядок прекращения Соглашения, в том числе по причине передачи ребенка законному представителю до окончания срока временного пребывания, определенного Соглашением, и при существенном нарушении Соглашения одной из сторон.
При нарушении законными представителями закрепленных в Соглашении обязательств (нарушение графика посещения ребенка, уклонение от участия в его воспитании и т.д.) организация для детей-сирот может инициировать вопрос об организации дальнейшего жизнеустройства ребенка согласно установленным законодательством требованиям.
Законные представители
Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот, в том числе в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей законного представителя в отношении этого ребенка22.
В личном заявлении о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот, которое представляется органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот, законные представители указывают причину и обоснованный срок временного помещения ребенка. В Соглашении указывается та же уважительная причина, по которой законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении своего ребенка, что и в заявлении, и определяется срок временного помещения ребенка. По окончании срока, определенного Соглашением, законные представители обязаны забрать ребенка из организации.
Законные представители не ограничены в праве забрать ребенка до окончания срока, на который ребенок временно помещен в организацию для детей-сирот. Для этого законные представители обращаются в организацию для детей-сирот с соответствующим заявлением.
В случае необходимости оставления ребенка в организации для детей-сирот на новый срок законные представители обращаются в организацию для детей-сирот до истечения срока действия ранее заключенного Соглашения. О намерении законных представителей заключить новое Соглашение на новый срок руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства23.
Таким образом, законные представители должны в своем личном заявлении в орган опеки и попечительства указать уважительную причину, по которой они не могут забрать ребенка из организации для детей-сирот, и обосновать необходимость заключения нового Соглашения, а также срок временного помещения ребенка в организацию. Новое Соглашение заключается не ранее окончания срока действия ранее заключенного Соглашения.
На период временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот законные представители обязаны посещать его, принимать участие в воспитании и в обеспечении содержания ребенка24.
Поэтому в Соглашении необходимо указывать обязанности законных представителей:
- незамедлительное предоставление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство при помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, а также при предоставлении ему иных медицинских услуг, в том числе при проведении диспансеризации;
- график посещения ребенка в организации для детей-сирот в соответствии с установленным режимом дня ребенка (включая, при наличии у законных представителей возможности, условие забирать ребенка из организации для детей-сирот на выходные, праздничные дни или в иных случаях; рекомендуемое количество посещений ребенка не менее 1 раза в неделю);
- оказание содействия в продолжении получения ребенком дополнительного образования в иных организациях (например, оплата занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, организация сопровождения на творческие конкурсы, соревнования и т.п.);
- исполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка (при наличии), своевременное получение технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации;
- исполнение иных обязанностей законного представителя по воспитанию и содержанию ребенка в зависимости от причины и сроков временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот.
Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с пунктом 26 Положения материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей - сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания несовершеннолетним детям предоставляются бесплатно.
Учитывая, что Положением не регламентируются действия организации для детей-сирот в части приема у законных представителей ребенка на срок, определенный в Соглашении, а также передачи ребенка законным представителям по окончании срока пребывания либо до окончания срока временного пребывания, данные действия организации для детей-сирот необходимо определить в Соглашении.
Передача ребенка до окончания срока, определенного Соглашением, должна осуществляться организацией для детей-сирот только при наличии соответствующего заявления законных представителей.
В случае намерения законных представителей не забирать ребенка и заключить новое Соглашение организации для детей-сирот необходимо незамедлительно проинформировать орган опеки и попечительства об этом намерении.
Организация для детей-сирот в Соглашении должна быть наделена обязанностями по информированию органа опеки и попечительства о неисполнении или ненадлежащем исполнении законными представителями условий, определенных Соглашением, либо о неявке законных представителей по истечении срока пребывания ребенка в организации для детей-сирот.
В случае неявки законных представителей по истечении срока пребывания ребенка организация для детей-сирот обязана в течение трех рабочих дней со дня истечения срока пребывания ребенка составить акт об оставлении ребенка в организации и представить его в орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот25. В случае если организация для детей-сирот и место жительства или пребывания ребенка с законными представителями находятся на территории разных органов опеки и попечительства, акт об оставлении ребенка в организации рекомендуется направлять в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка с законными представителями.
В соответствии с требованиями Положения в Соглашении необходимо учесть, что организация для детей-сирот обязана обеспечить26:
- взаимодействие с законными представителями в целях исполнения ими обязательств, определенных Соглашением, и минимизации срока пребывания ребенка в организации для детей-сирот;
- условия пребывания ребенка в организации, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
- психологическую (психолого-педагогическую) помощь ребенку, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, повторно временно помещенным в организацию для детей-сирот;
- уход за ребенком, организацию физического развития с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организацию получения ребенком образования, а также воспитание ребенка, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое и трудовое;
- незамедлительное информирование законных представителей о заболевании ребенка, получении им травмы, о помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, при оказании которых требуется информированное добровольное согласие законного представителя на медицинское вмешательство27;
- незамедлительное информирование законных представителей о доставлении ребенка в подразделения органов внутренних дел в связи с его безнадзорностью, беспризорностью, в том числе с самовольным уходом из организации для детей-сирот, а также совершением им правонарушения или антиобщественных действий;
- осуществление мероприятий по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, в части своей компетенции;
- организацию режима дня ребенка с учетом предоставления возможности для личного общения ребенка с законными представителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;
- реализацию права ребенка выражать свое мнение.
Соглашением должно быть предусмотрено право организации для детей-сирот давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство при помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи, а также предоставлении иных медицинских услуг, в том числе при проведении диспансеризации, в случае неявки законного представителя.
Орган опеки и попечительства
Принимая во внимание, что орган опеки и попечительства организует подготовку и подписание Соглашения, обязанность по рассмотрению намерения законных представителей о заключении нового Соглашения возлагается на орган опеки и попечительства. Соглашение заключается в порядке, установленном пунктами 13 и 15 Положения.
Основанием для заключения нового Соглашения могут быть причины, подтверждающие необходимость временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и отсутствие оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей.
В Соглашении необходимо установить обязанность органа опеки и попечительства осуществлять в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, проверку условий жизни ребенка, временно помещенного в организацию для детей-сирот, в организации для детей-сирот и по месту жительства или пребывания с законными представителями. Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. Форма акта проверки утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1642 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36219).
Кроме того, порядок проведения органами опеки и попечительства проверки условий жизни детей, временно помещенных в организацию, в части, не урегулированной федеральным законодательством, может быть установлен субъектом Российской Федерации.
На случай, если законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства, определенные Соглашением, рекомендуется в качестве условий Соглашения предусмотреть проведение органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних профилактической работы с законными представителями с разъяснением таким лицам необходимости принятия ими мер по защите прав и законных интересов ребенка, а также возможных последствий в случае уклонения от исполнения обязанностей либо злоупотреблений своими обязанностями.
Орган опеки и попечительства должен обеспечить защиту прав и законных интересов ребенка в случае неявки законного представителя по истечении срока пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенного Соглашением28. При получении акта об оставлении ребенка в организации от организации для детей-сирот орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения указанного акта обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также внести в электронном или бумажном виде имеющуюся информацию в анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей29.
В случае, если сторонами Соглашения одновременно являются орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка и орган опеки и попечительства по месту расположения организации для детей-сирот, в Соглашении рекомендуется наделить орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка обязательствами по:
1) подготовке и подписанию Соглашения; представлению Соглашения и документов, предусмотренных пунктом 15 Положения, в организацию для детей-сирот;
2) рассмотрению заявления законных представителей о намерении заключения нового Соглашения на новый срок;
3) проведению проверки условий жизни ребенка по месту жительства или пребывания с законными представителями;
4) проведению профилактической работы с законными представителями ребенка при получении информации от организации для детей-сирот о неисполнении или ненадлежащем исполнении законными представителями обязательств, определенных Соглашением;
5) обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот в случае неявки законных представителей по истечении срока пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенного Соглашением.
Орган опеки и попечительства по месту расположения организации для детей-сирот рекомендуется наделить обязательствами по осуществлению проверки условий жизни ребенка в организации для детей-сирот и информирования органа опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка с законными представителями.
------------------------------
1статьи 7 - 8, пункт 1 статьи 9 Конвенции о правах ребенка, пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации
2пункт 1 статьи 64, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации
3пункт 6 статьи 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации
4часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
5пункт 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 13 и пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N° 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", часть 3 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; статьи 14, 20 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
6пункт 1 статьи 155.1 и пункт 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации.
7постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг"
8постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
9Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах"
10Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
11глава 47 Трудового кодекса Российской Федерации.
12статьи 73 и 69 Семейного кодекса Российской Федерации.
13 В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства. Согласно статье 4 Семейного кодекса Российской Федерации к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
14Приложение N 4 к Порядку, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный N 36498)
15Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
16Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
17Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 711н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39447).
18Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242).
19Распоряжение Правительства Российской федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
20Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г. N , регистрационный N 47579).
21глава 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
22пункт 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации.
23пункт 14 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481.
24пункт 13 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481.
25статья 122 Семейного кодекса Российской Федерации и пункт 7 приказа Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный N 36498).
26постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Главного санитарного врача от 10.07.2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 г., регистрационный N 38528)
27статья 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
28пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации.
29пункты 6 и 10 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный N 36498).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Министерства просвещения РФ "Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: рекомендации для специалистов органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Текст рекомендаций опубликован не был