В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 30.12.2015 N 562-рп "О создании рабочей группы по разработке концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области" и в целях реализации государственной политики по обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, организации сетевого взаимодействия организаций образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры, спорта по созданию условий для полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Новосибирской области:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция).
2. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.) совместно с министерством социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.), министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (Шмидт И.В.), министерством культуры Новосибирской области (Решетников И.Н.), министерством здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.), департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области (Ахапов С.А), во взаимодействии с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области" министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Барковская О.С.), Главным управлением образования мэрии города Новосибирска (Шварцкопп В.А.):
1) в срок до 01.05.2016 разработать план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции (далее - план мероприятий);
2) обеспечить реализацию плана мероприятий.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.
Губернатор Новосибирской области |
В.Ф. Городецкий |
Концепция
развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016 - 2020 годы
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 19 апреля 2016 г. N 103-рп)
I. Общие положения
Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", и федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области", Законом Новосибирской области от 12.03.1999 N 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области", постановлением Правительства Новосибирской области от 08.07.2013 N 296-п "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий", постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012 - 2017 годы", постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 572-п "О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях", постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы", приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 01.04.2015 N 925 "О Единой базе учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области", приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 25.03.2013 N 771 "О расширении проекта "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области", приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 29.10.2013 N 2457 "О реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в сфере образования на территории Новосибирской области".
В соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами государство обеспечивает доступность и качество образования детям с учетом их способностей, возможностей, желаний и интересов, в том числе посредством развития инклюзивного образования.
Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью. Достижение цели обеспечивается в процессе развития образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование в условиях развивающей образовательной среды, при решении следующих задач: формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса; создание инклюзивной политики; развитие инклюзивной практики (далее - инклюзивные образовательные организации).
Концепция разработана с целью обеспечения управления развитием инклюзивного образования как инновационного процесса на основе программно-проектного и системно-деятельностного подходов с использованием современных инструментов мониторинга, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала государственного управления образованием. В Концепции раскрыты основные принципы и стратегические направления развития инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе образования Новосибирской области как наиболее уязвимых групп детского населения с особыми образовательными потребностями с позиции гарантии обеспечения прав на инклюзивное образование.
Стратегия реализации основных принципов и концептуальных идей развития инклюзивного образования отражается в плане действий по развитию инклюзивного образования в Новосибирской области, разрабатываемом в соответствии с мероприятиями государственной программы Новосибирской области "Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы" (далее - Государственная программа Новосибирской области), плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на территории Новосибирской области, утвержденном министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 3 июня 2015 года.
II. Понятия, используемые в Концепции
Основные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В целях настоящей Концепции также применяются следующие понятия:
Инклюзивная культура - формирование системы принципов и ценностей инклюзивного образования и обеспечение психологической безопасности, комфортности, сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Инклюзивная политика - обеспечение нормативно-правовых основ инклюзивного образования; развитие архитектурной, материально-технической и доступной пространственно-предметной среды.
Инклюзивная практика - удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, с учетом их разнообразия и индивидуальных возможностей, повышение профессиональной компетентности педагогов и обеспечение целенаправленного просвещения, консультирования, информирования всех участников образовательного процесса и других ведомств по вопросам инклюзивного образования.
Инклюзивное образовательное пространство Новосибирской области - совокупность образовательных пространств инклюзивных образовательных организаций и организаций, обеспечивающих организационное и методическое сопровождение инклюзивного образования, в том числе осуществляющих сотрудничество в единой системе сетевого взаимодействия.
Образовательная среда - это совокупность всех условий в образовательном пространстве, способствующая обучению, воспитанию и развитию обучающихся и воспитанников, включающая пространственно-предметный, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты.
Особые образовательные потребности (нужды) - это потребности обучающихся, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с физическими и умственными недостатками, а также с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.
К особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью относятся:
начало специального обучения сразу же после выявления нарушения развития ребенка;
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации образовательного процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательной организации.
Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь (далее - ППМС-помощь) - оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам по решению проблем обучения, воспитания, развития и лечения обучающихся с трудностями в освоении основных образовательных программ, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение (далее - ППМС-сопровождение) - профессиональная согласованная деятельность педагогов и специалистов сопровождения - педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, направленная на создание социально-психологических условий, в которых обучающийся достигнет максимально возможных для него результатов.
Психолого-медико-педагогический консилиум - одна из форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся для ППМС-сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК) - коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Ранняя помощь - семейно ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.
Сетевое взаимодействие - система взаимосвязей организаций, обеспечивающих и реализующих инклюзивное образование с целью развития доступности качественного образования для всех категорий граждан, вариативности образования, открытости образовательных организаций и насыщенности информационного поля, повышения профессиональной компетентности педагогов.
Социализация - процесс становления личности, усвоение социальных норм и моделей социально приемлемого поведения.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (далее - ППМС-центр) - организация, оказывающая помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также предоставляющая помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся. Осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
III. Предпосылки развития инклюзивного образования в Новосибирской области
Для успешного развития инновационной практики инклюзивного образования в Новосибирской области созданы следующие предпосылки.
1. Сложившаяся система ППМС-сопровождения образования в Новосибирской области, которая включает:
1) региональный ППМС-центр - государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям "Областной центр диагностики и консультирования" (далее - ГБУ НСО "ОЦДК");
2) 10 филиалов ГБУ НСО "ОЦДК" в муниципальных образованиях Новосибирской области;
3) 5 муниципальных ППМС-центров;
4) 39 ПМПК;
5) 30 служб ППМС-сопровождения в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области (базовые школы);
6) 8 ресурсных центров;
7) 2 федеральные стажировочные площадки, созданные в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы", по направлению "Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся";
8) 51 стажировочную площадку;
9) 29 отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы (ранее - специальные (коррекционные) образовательные организации);
10) 247 дошкольных образовательных организаций с группами комбинированной и компенсирующей направленности, расположенных на территории Новосибирской области;
11) 11 консультативных пунктов для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семье.
2. Реализация с 2011 по 2015 годы мероприятий ведомственных целевых программ, утвержденных приказами министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.10.2010 N 1997 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы", от 04.03.2013 N 618 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы", и реализация Государственной программы Новосибирской области позволили осуществить ряд последовательных шагов по развитию качественного и доступного образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в трех направлениях:
1) создание эффективной системы оказания своевременной качественной ППМС-помощи семье и детям с ОВЗ и инвалидностью;
2) развитие вариативных условий для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью (специальное, инклюзивное, дистанционное образование);
3) совершенствование системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, включенных в систему образования детей с ОВЗ и инвалидностью и оказания им ППМС-помощи.
3. Реализация государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", позволила создать в Новосибирской области необходимые условия для совместного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью и детей, не имеющих нарушений здоровья в 53 общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области.
4. Создание системы научно-методического сопровождения доступного качественного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая интегрированное, инклюзивное, дистанционное, индивидуальное обучение на дому, обучение по адаптированным образовательным программам, которое осуществляют государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; ГБУ НСО "ОЦДК" и его филиалы; муниципальные ППМС-центры, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогический университет" позволило обеспечить повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников по вопросам обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
5. Реализация регионального проекта "Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области" (далее - региональный проект) в соответствии с приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 12.08.2011 N 1435 "О проведении конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Новосибирской области на реализацию регионального проекта "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области" в рамках комплекса мер по модернизации общего образования" позволило:
1) развить практику инклюзивного образования в 113 образовательных организациях,
2) обеспечить специальными образовательными условиями 2586 детей с ОВЗ и инвалидностью,
3) повысить профессиональную компетентность более 1500 педагогов,
4) создать единую региональную базу учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также сетевой методический ресурс;
5) разработать интерактивную карту образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам, расположенных на территории Новосибирской области;
6) осуществлять ежегодные мониторинги состояния системы образования и ППМС-сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, качества деятельности ПМПК на территории Новосибирской области, эффективности инклюзивного образовательного процесса в школах-участниках регионального проекта.
6. Деятельность "уникальных образовательных организаций" и "экспериментальных школ" (частное общеобразовательное учреждение школа "Аврора", муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа "Перспектива", государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Областной методический центр абилитационной педагогики" и муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И. Бороздина") позволила апробировать и внедрить инновационную практику инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
7. Деятельность родительских сообществ детей с ОВЗ и инвалидностью, общественных организаций, региональных средств массовой информации способствовала поддержке и распространению идей инклюзивного образования и формированию толерантного отношения к инвалидам, детям с ОВЗ и инвалидностью в социальной среде.
8. Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области проводятся мероприятия, направленные на обеспечение доступности профессионального образования. Подведомственными профессиональными образовательными организациями реализуются проекты и разрабатываются специальные программы, направленные на активное вовлечение в образовательную среду лиц с ОВЗ и инвалидностью, формирование толерантной культуры у молодежи.
Осуществление в Новосибирской области вышеперечисленных мер существенно изменило ситуацию по обеспечению законодательно закрепленных прав обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на получение доступного качественного образования, создало реальную основу для более динамичного развития инклюзивной практики и обеспечило предпосылки для развития системы инклюзивного образования на территории Новосибирской области.
IV. Основные принципы и концептуальные идеи развития инклюзивного образования в Новосибирской области
Развитие системы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Новосибирской области базируется на следующих принципах:
признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;
максимально возможное обеспечение социальной компетентности, независимости и самостоятельности в жизни человека с ОВЗ и инвалидностью средствами образования;
индивидуализация целей, задач, содержания и условий обучения и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
максимально возможное расширение образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью за пределы образовательной организации;
межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных исполнительных и законодательных органов государственной власти, социальных институтов, образовательных учреждений, заинтересованных лиц) с целью оптимизации процесса образовательной инклюзии обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе).
Развитие инклюзивного образования в Новосибирской области базируется на следующих концептуальных идеях:
1. Инклюзивное образование в Новосибирской области, как инновационное направление в системе образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, предполагает повышение доступности общего образования, повышения качества образования в образовательных организациях, в том числе обеспечения психологической безопасности, комфортности, сохранение здоровья для всех без исключения детей.
2. Инклюзивное образование рассматривается как возможность инициации системных изменений в образовательной среде в направлении решения всех стратегических задач, что определяет его социальный смысл в контексте модернизации системы образования Новосибирской области.
3. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками, на основании норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", что определяет сферу ответственности руководителей образовательных организаций и органов управления образованием в соответствии с их компетенцией.
4. Инклюзивное образование развивается как социально востребованный, экономически обоснованный, концептуально оформленный, программно реализуемый вариант соблюдения прав образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на доступное и качественное образование и полноценную социализацию, соответствующий специфике социально-экономического и демографического развития Новосибирской области.
5. Инклюзивное образование развивается в Новосибирской области как инновационное направление организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью наряду с другими законодательно закрепленными нормами (в отдельных классах, группах, в отдельных организациях, с использованием дистанционных образовательных технологий). При этом все варианты образования детей с ОВЗ и инвалидностью рассматриваются как равноценные и взаимосвязанные компоненты единой образовательной системы. Развитие инклюзивного образования не предполагает сокращения сети и ухудшения условий функционирования отдельных образовательных организаций, создаваемых для различных категорий детей с ОВЗ и инвалидностью.
6. Инклюзивное образование основывается на целостном, специфическом психодидактическом подходе к совместному (включенному) обучению детей. Включение образовательных организаций и педагогических коллективов в практику инклюзивного образования требует разработки, апробации, внедрения инновационных программ, технологий, методов и приемов организации образовательного процесса либо адаптации существующих дидактических подходов и средств к условиям совместного образования детей с ОВЗ и инвалидностью и их здоровых сверстников, а также совместного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с особыми образовательными потребностями (например, с комплексными нарушениями) с другими обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. В условиях инклюзивного образования наиболее эффективными дидактическими подходами признаются личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный; наиболее адекватными формами и методами обучения - интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и др.); наиболее адекватной моделью образовательной среды - творчески развивающая.
7. Инклюзивное образование должно развиваться на основе широкой социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родительской общественности, населения, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и других заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии.
8. Развитие инклюзивного образования на территории Новосибирской области обеспечивается организациями, осуществляющими научно-методическую, психолого-педагогическую, информационную и организационную помощь на основе единых ценностно-смысловых подходов и скоординированных действий. Согласование действий этих организаций и сложившихся практик образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью должно способствовать повышению синергетического эффекта и минимизировать инновационные риски инклюзивного образования.
9. Развитие инклюзивного образования в Новосибирской области осуществляется в рамках проектно-программного метода управления, что повышает ответственность субъектов управления образовательной системой всех уровней с разделением полномочий и определением зон ответственности: уровень субъекта Российской Федерации, муниципальный уровень, уровень образовательной организации.
10. Инклюзивное образование развивается на территории Новосибирской области поэтапно с постепенным расширением инклюзивного образовательного пространства по мере обеспечения всех необходимых условий: кадровых, нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических, финансово-экономических.
11. Инклюзивное образование в Новосибирской области реализуется как практика постепенного увеличения реальных возможностей включения в образовательный процесс различных групп обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В этих условиях значительно возрастает роль и ответственность центральной и территориальных ПМПК, определяющих и рекомендующих специальные образовательные условия и целесообразную форму включения (полная, частичная, эпизодическая) в образовательный процесс для каждого ребенка.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" заключение ПМПК имеет рекомендательный характер для родителей, но в случае предъявления его родителями в образовательную организацию оно является основанием для создания рекомендованных условий для обучения и воспитания детей исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией.
12. Инклюзивное обучение и полноценная социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможны только в условиях инклюзивной образовательной организации, настойчиво и целенаправленно формирующей инклюзивную культуру, создающей инклюзивную политику и развивающей инклюзивную практику.
Показателями готовности образовательной организации к реализации эффективной и безопасной для всех участников образовательного процесса инклюзивной образовательной практики являются достижения в аспекте развития трех обозначенных компонентов образовательной инклюзии.
Развитие инклюзивного образования определяется совокупностью следующих управленческих задач:
1) развитие нормативно-правовой основы организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в классах и группах совместно со здоровыми сверстниками; совместного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с комплексными нарушениями с другими обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
2) совершенствование материально-технической базы образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование (доступная пространственно-предметная среда);
3) обеспечение необходимыми программно-методическими ресурсами образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование (качественная и соответствующая психофизическим возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью дидактическая среда);
4) существенное повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование;
5) развитие службы комплексного ППМС-сопровождения образовательного процесса;
6) развитие межведомственного сотрудничества по вопросам обучения и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
7) развитие сотрудничества образовательной организации и семьи с целью оказания ППМС-помощи и поддержки родителям и повышения социальной ответственности семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью и ребенка с ОВЗ.
V. Обеспечение прав обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на выбор организационной формы инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает возможность обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью совместно с другими обучающимися (здоровыми сверстниками). Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития могут получать образование совместно с другими обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Концепцией предусматривается реализация вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на всех уровнях общего образования.
Дошкольное образование
1. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью дошкольного возраста осуществляется в дошкольных группах совместно со сверстниками, которые включаются в группу комбинированной направленности в соответствии с рекомендацией ПМПК.
2. Инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации, обеспечивается службами ранней помощи, которые организуют семейно ориентированную комплексную социальную и коррекционно-педагогическую помощь для детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), а также консультативную поддержку и просвещение родителей, включая обязательное проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий с детьми при активном участии семьи.
3. Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью дошкольного возраста организуется в группах кратковременного пребывания, которые создаются в целях оказания систематической ППМС-помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Общее образование
1. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью совместно со сверстниками на общих основаниях. Обучающиеся осваивают стандарт начального общего, основного общего, среднего общего образования. По окончании основного общего, среднего общего образования обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью проходят итоговую аттестацию в установленной законодательством форме, в соответствии с заключением ПМПК. Освоившим образовательный стандарт выдается документ государственного образца.
2. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью со сверстниками с обязательной организацией специальных условий обучения и воспитания, с возможностью пролонгирования сроков обучения, с обязательным осуществлением ППМС-сопровождения, обеспечивающим коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Обучающиеся получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений здоровья. По окончании основного общего, среднего общего образования обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью проходят итоговую аттестацию в установленной законодательством форме, в соответствии с заключением ПМПК. Лицам, освоившим образовательный стандарт, выдается документ об образовании.
3. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью со сверстниками с обязательной организацией специальных условий обучения и воспитания, с обязательным осуществлением ППМС-сопровождения, обеспечивающим коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, в пролонгированные сроки. Обучающиеся получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. По завершению обучения лицам, не освоившим образовательные программы общего или среднего образования, обучающимся по адаптированным образовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
4. Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития образовательный процесс организуется в соответствии со специальной индивидуальной программой развития, учитывающей специфические образовательные потребности обучающегося и разработанной на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Образовательный процесс реализуется в образовательной организации либо индивидуально на дому, с возможностью эпизодического включения детей в образовательный процесс.
5. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, осуществляется образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и письменное обращение родителей (законных представителей). Обучение на дому организуется в разных формах (очной, очно-заочной, заочной), с использованием дистанционных образовательных технологий, без ограничения на посещение школы детьми, с эпизодическим включением в образовательный процесс, если это допускается медицинским заключением.
Профессиональное образование
Обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью в организациях среднего профессионального и высшего образования организуется на общих основаниях в учебных группах с созданием необходимых специальных образовательных условий.
VI. Стратегические направления развития инклюзивного образования в Новосибирской области
Нормативно-правовое обеспечение развития инклюзивного образования
Нормативно-правовое обеспечение развития инклюзивного образования осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования на территории Новосибирской области, утверждаемым министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
Научно-методическое и организационное сопровождение инклюзивного образования
Приоритетные направления организации инклюзивного образования на территории Новосибирской области:
1. Разработка методических рекомендаций, методических пособий по созданию и реализации специальных образовательных условий, включая практику проектирования адаптированных образовательных программ, по организации комплексного ППМС-сопровождения и социализации детей.
2. Создание дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи).
3. Разработка вариантов систем оценивания образовательных достижений детей при осуществлении инклюзивного образования.
4. Обобщение опыта организации взаимодействия с родителями с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и социальной ответственности семьи.
5. Формирование электронного образовательного ресурса (далее - ЭОР) по материалам методического опыта инклюзивных образовательных организаций; обеспечение доступа к ЭОР всех образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ и инвалидностью.
Организация методического сопровождения инклюзивного образования должна осуществляться посредством использования потенциала системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования Новосибирской области и посредством активизации и включения в сетевое взаимодействие ресурсных центров, стажировочных площадок и пунктов, консультативных пунктов, ППМС-служб базовых школ, областной методической службы, районных информационно-методических центров.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение развития инклюзивного образования включает несколько направлений:
профессиональную подготовку педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования в системе образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе посредством включения в их программы курсов и дисциплин по вопросам инклюзивного образования для обучающихся всех направлений и специальностей;
повышение квалификации и профессионального мастерства руководителей, педагогов и специалистов ППМС-сопровождения инклюзивного образования в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, модульных семинаров, программ деятельности стажировочных площадок и пунктов на базе инклюзивных образовательных организаций;
повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, обеспечение профессионального развития педагогических работников в системе внутришкольной методической работы, а также посредством организации конференций, научных школ, конкурсов и иных региональных, муниципальных и окружных мероприятий;
обеспечение обязательности наличия специалистов ППМС-сопровождения в образовательных организациях, осуществляющих инклюзивную практику.
Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение инклюзивного образования
Материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций специализированным оборудованием осуществляется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
Финансово-экономическое обеспечение инклюзивных образовательных организаций в Новосибирской области осуществляется посредством системы поправочных коэффициентов, учитывающих особенности деятельности образовательных организаций и применяемых к фонду оплаты труда, рассчитанному по нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и в соответствии с законодательством среднего профессионального и высшего образования.
Совершенствование порядка формирования финансово-экономического обеспечения предполагает корректировку поправочных коэффициентов на основании расчетов нормативных затрат в условиях инклюзивного образования и совершенствование механизма формирования органами местного самоуправления заявок на предоставление субвенций из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области и механизма отчетности по расходованию средств.
Развитие образовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование
Эффективность развития образовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование, обеспечивается при наличии в ней:
локальных нормативных актов по реализации инклюзивного образования;
адаптированных образовательных программ, разработанных с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и инвалидностью;
ППМС-сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума;
разработанных коррекционно-развивающих, профилактических программ и программ сопровождения;
специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, тьютора) в штате или на договорной основе;
иных требований, если они установлены министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
VII. Межведомственное взаимодействие в процессе реализации инклюзивного образования
Исполнительные органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления обеспечивают принятие дополнительных правовых и организационных мер, направленных на реализацию права лиц с ОВЗ и инвалидностью на доступное и качественное образование, включая:
развитие системы ранней помощи, в том числе выявления детей с ОВЗ и инвалидностью;
обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, в школах и далее в системе профессионального образования;
вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников;
включение в сетевое взаимодействие по развитию инклюзивного образования организаций социальной защиты и здравоохранения;
развитие практик создания межведомственных консилиумов и координационных советов муниципального уровня;
повышение ответственности руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области за обеспечение права обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на доступное и качественное образование.
VIII. Ожидаемые результаты
Реализация настоящей Концепции будет способствовать:
обеспечению права всех детей на доступное и качественное образование;
выработке единой методологической основы инклюзивного образования;
созданию целостного правового поля инклюзивного образования;
распространению доступных практик инклюзивного образования;
повышению эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных и образовательных организаций в условиях инклюзивного образовательного пространства Новосибирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 19 апреля 2016 г. N 103-рп "Об утверждении концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016 - 2020 годы"
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.nso.ru 19 апреля 2016 г.