Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению
правительства Тульской области
от 13.09.2019 N 638-р
Концепция
подготовки спортивного резерва в Тульской области до 2025 года
1. Общие положения
В Концепции подготовки спортивного резерва в Тульской области до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Тульской области на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", государственной программой Тульской области "Развитие физической культуры и спорта в Тульской области", утвержденной постановлением правительства Тульской области от 09.11.2017 N 530 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие физической культуры и спорта в Тульской области".
2. Состояние системы подготовки
спортивного резерва в Тульской области
В Тульской области сложилась определенная региональная система учреждений физкультурно-спортивной направленности, имеющих преемственность, позволяющая осуществлять многолетнюю непрерывную подготовку спортивного резерва. Активная фаза формирования сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, пришлась на 2017-2018 годы.
В области физической культуры и спорта в 2018 году 15 физкультурно-спортивных организаций перешли на программы спортивной подготовки полностью и 8 организаций перешли частично. Деятельность данных организаций станет основой для реализации положений Концепции.
Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 9320 человек и 495 человек - тренеров.
Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 1717 спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе, 5208 спортсменов - на этапе начальной подготовки, 3603 спортсмена - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 416 спортсменов
- на этапе совершенствования спортивного мастерства и 93 спортсмена - на этапе высшего спортивного мастерства.
Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 69,1 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства
- только 11,5 процента спортсменов.
Принятие в Тульской области распоряжения правительства Тульской области от 19.12.2018 N 814-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по поэтапному обеспечению финансирования услуг по спортивной подготовке, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями Тульской области в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки, на 2018-2025 годы", направленного на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, позволило в 2018 году увеличить объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Доведение объемов финансирования до уровня федерального стандарта спортивной подготовки будет проводиться планомерно, что позволит достичь планового (100 - процентного) уровня финансирования к 2025 году.
Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей.
Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта. В 2018 году увеличилось количество тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению профессиональных стандартов.
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта.
Дальнейшее развитие сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный отдел координации деятельности и методического обеспечения организаций спортивной подготовки государственного учреждения Тульской области "Центр спортивной подготовки сборных команд Тульской области" позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на региональном и муниципальном уровнях.
3. Цели и задачи Концепции
Целями Концепции являются:
создание условий для дальнейшего повышения эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Тульской области, направленной на рост уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку;
продление спортивного долголетия лиц, проходящих спортивную подготовку;
расширение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Тульской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
формирование и дальнейшее развитие сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва; развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований; создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области, организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и региональных спортивных федераций.
4. Механизмы реализации Концепции
4.1. Формирование и дальнейшее развитие сети
организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Формирование и дальнейшее развитие сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривает:
завершение к 2020 году формирования региональной системы подготовки спортивного резерва;
создание соответствующих условий организациям для выполнения поставленных федеральным законодательством целей и задач;
увеличение количества организаций, имеющих право использовать в своем наименовании слово "олимпийский" или образованные на его основе слова и словосочетания в порядке, установленном Министерством спорта Российской Федерации;
подготовка предложений по созданию в муниципальных образованиях Тульской области подразделений региональных организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта;
внедрение до 2025 года добровольной аккредитации на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, установленной Министерством спорта Российской Федерации;
формирование "единого центра управления" координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва на базе государственного учреждения Тульской области "Центр спортивной подготовки сборных команд Тульской области";
совершенствование оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления Тульской области, учитывающей реализацию муниципальными физкультурно-спортивными учреждениями программ спортивной подготовки;
формирование качественного межотраслевого взаимодействия в вопросах подготовки спортивного резерва.
4.2. Совершенствование нормативного правового
регулирования подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
осуществление мониторинга внесения изменений в законодательство Тульской области в сфере подготовки спортивного резерва в части приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации;
разработку Концепции развития физической культуры и спорта в Тульской области на период до 2030 года с учетом основных мероприятий по развитию системы подготовки спортивного резерва;
подготовку предложений по разработке и утверждению мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности тренеров;
совершенствование нормативной правовой базы по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4.3. Развитие кадрового потенциала системы
подготовки спортивного резерва в Тульской области
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение тренерских кадров качественным дополнительным профессиональным образованием;
формирование новой генерации тренеров, обладающих знаниями об особенностях взросления детского организма, соответствующих нагрузках с учетом сенситивных периодов, без форсирования подготовки и ориентированных на совершенствование прикладных профессиональных компетенций;
внедрение профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями, реализующими программы высшего образования, расположенными на территории Тульской области, программ по направлению подготовки "Спорт";
реализацию программ с выпуском дипломированных специалистов по направлению подготовки 49.02.01, 49.03.01 и 49.04.01 "Физическая культура" (уровень среднего профессионального образования, уровень бакалавриата и магистратуры соответственно);
разработку и реализацию регионального плана мероприятий по привлечению молодых специалистов в организации, осуществляющие спортивную подготовку, в муниципальных образованиях Тульской области;
совершенствование системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с внедрением типовых отраслевых норм труда;
внедрение новых методов поощрения тренерских кадров, спортсменов и спортсменов-инструкторов с целью стимулирования в вопросах профессиональных компетенций и их дальнейшей работы по специальности;
доведение средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, к средним значениям по Тульской области;
стимулирование учителей физической культуры, принимающих участие в отборе спортивно одаренных детей в учреждения, осуществляющие спортивную подготовку.
4.4. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического
обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривает:
утверждение на региональном и муниципальном уровнях нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта;
разработку и утверждение "дорожной карты" по развитию спортивной инфраструктуры, строительству и реконструкции спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства, в период до 2025 года;
внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта;
разработку проекта постановления правительства Тульской области об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние;
создание безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, используемых при спортивной подготовке.
4.5. Совершенствование системы отбора
спортивно одаренных детей на основе федеральных
стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
совершенствование условий, обеспечивающих возможность выявления и отбора спортивно одаренных детей, обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования (по общеразвивающим и предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) и занимающихся в спортивных клубах, расположенных на базе общеобразовательных организаций;
создание в государственном учреждении Тульской области "Центр спортивной подготовки сборных команд Тульской области" структурного подразделения, отвечающего за организацию работы по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки;
совершенствование системы формирования основного и резервного составов спортивных сборных команд Тульской области, определение и включение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Тульской области в разрезе видов спорта.
4.6. Совершенствование научно-методического,
медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
осуществление инновационной и экспериментальной деятельности государственными учреждениями Тульской области и муниципальными учреждениями Тульской области спортивной подготовки, внедрение полученных результатов в практику;
разработку плана мероприятий ("дорожной карты") по научному, медицинскому и медико-биологическому обеспечению занимающихся в организациях спортивной подготовки;
реализацию программ (мероприятий), основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга);
издание антидопинговых материалов для организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
проведение научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва.
4.7. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
развитие системы проведения региональных спортивных соревнований, комплексных спортивных мероприятий;
разработку методических рекомендаций по организации и проведению юношеских и юниорских первенств Тульской области, спартакиад и других детско-юношеских спортивных мероприятий;
разработку и внедрение системы оценки качества организации спортивных соревнований на региональном уровне;
определение оптимального количества спортивных соревнований регионального уровня по виду спорта;
формирование аккредитованными региональными спортивными федерациями региональных судейских корпусов по видам спорта.
4.8. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена,
его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни;
воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивной сборной команды Российской Федерации и спортивной сборной команды Тульской области;
поддержку одаренных спортсменов, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и образовательных организациях, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки.
5. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Концепция предусматривает реализацию в 2 этапа:
I этап - 2019-2020 годы;
II этап - 2021-2025 годы.
Начиная с I этапа реализации Концепции, комитетом Тульской области по спорту совместно с региональными спортивными федерациями и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации Концепции в Тульской области будет сформирована сеть организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, с необходимым нормативным правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на региональном уровне. Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит для спортивных сборных команд Тульской области увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия. Будут заложены основы для формирования у населения Тульской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
В качестве основных целевых ориентиров по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва в Тульской области до 2025 года определены:
увеличение доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях,
осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе
совершенствования спортивного мастерства (на I этапе до 24,5 процента и на II этапе до 25,5 процента);
увеличение доли лиц, занимающихся по программам спортивной
подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере
физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта (на I этапе до 65,9 процента и на II этапе до 100,0 процентов);
увеличение доли лиц, занимающихся по программам спортивной
подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки (на первом этапе до 46,0 процентов и на II этапе до 60,0 процентов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.