Паспорт
ведомственной целевой программы "Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации"
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2019 г. - 2024 г. |
Разработчик ведомственной целевой программы |
Министерство транспорта Российской Федерации |
Участники ведомственной целевой программы |
нет |
Наименование государственной программы Российской Федерации, или наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации, Реквизиты документа, которым утверждена ведомственная целевая программа |
Направление (подпрограмма) "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" |
Цели ведомственной целевой программы и их значения по годам реализации |
Целями ведомственной целевой программы являются: цель 1 - обеспечение органов управления транспортным комплексом информацией о состоянии и ходе развития транспортной системы, ее безопасности и устойчивости, прогнозе спроса на транспортные услуги по результатам анализа до 1600 обрабатываемых показателей. Количество показателей, обрабатываемых в централизованном банке данных информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (далее - АСУ ТК), характеризующих состояние транспортной системы составит: в базовом 2018 году - 800 обрабатываемых показателей; в 2019 году - 1200 обрабатываемых показателей; в 2020 году - 1300 обрабатываемых показателей; в 2021 году - 1400 обрабатываемых показателей; в 2022 году - 1500 обрабатываемых показателей; в 2023 году - 1550 обрабатываемых показателей; в 2024 году - 1600 обрабатываемых показателей. Показатели определяются на основании данных системы АСУ ТК на конец отчетного периода. цель 2 - повышение уровня информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с обеспечением до 30000 субъектов транспортной деятельности. Количество субъектов транспортной деятельности, подключенных к единому защищенному закрытому информационному пространству в сфере обеспечения безопасности населения на транспорте составит: в базовом 2018 году - 0 единиц; в 2019 году - 100 единиц; в 2020 году - 500 единиц; в 2021 году - 3000 единиц; в 2022 году - 7000 единиц; в 2023 году - 15000 единиц; в 2024 году - 30000 единиц. Показатели определяются на основании данных Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ) на конец отчетного периода. |
Задачи ведомственной целевой программы |
Для достижения цели 1 определено решение следующей задачи: задача 1 - автоматизация и информационно-аналитическое обеспечение процессов управления транспортным комплексом. Для достижения цели 2 определено решение следующей задачи: задача 2 - совершенствование и обеспечение функционирования систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с учетом изменения законодательства в области транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте, а также в рамках принимаемых на государственном уровне мер по обеспечению безопасности международных и массовых, в том числе, спортивных мероприятий. |
Параметры финансового обеспечения реализации ведомственной целевой программы |
Объем финансирования программы составляет 9 894 962,4 тыс. рублей*, в том числе, объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 9 894 962,4 тыс. рублей*, в том числе: на 2019 г. - 1 583 963,3 тыс. рублей; на 2020 г. - 1 583 028,9 тыс. рублей; на 2021 г. - 1 584 370,0 тыс. рублей; на 2022 г. - 1 647 744,8 тыс. рублей*; на 2023 г. - 1 713 654,6 тыс. рублей*; на 2024 г. - 1 782 200,8 тыс. рублей*. |
______________________________
* Примечание: объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета будет уточнен при формировании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период
Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
Настоящая ведомственная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение следующих целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы":
- повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 4,2 тыс. пасс.-км на 1 жителя;
- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 10 процентов по отношению к уровню 2016 года, путём создания информационной инфраструктуры сквозных цифровых технологий и цифровой платформы транспортного комплекса в интересах обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан, развития и обеспечения функционирования систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте.
Соответственно, целями настоящей ведомственной целевой программы являются:
цель 1 - обеспечение органов управления транспортным комплексом информацией о состоянии и ходе развития транспортной системы, ее безопасности и устойчивости, прогнозе спроса на транспортные услуги по результатам анализа до 1600 обрабатываемых показателей;
цель 2 - повышение уровня информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с обеспечением до 30000 субъектов транспортной деятельности.
Для достижения цели 1 в рамках Программы определено решение следующей задачи 1 -
автоматизация и информационно-аналитическое обеспечение процессов управления транспортным комплексом.
Для достижения цели 2 в рамках Программы определено решение следующей задачи 2 -
совершенствование и обеспечение функционирования систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с учетом изменения законодательства в области транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте, а также в рамках принимаемых на государственном уровне мер по обеспечению безопасности международных и массовых, в том числе, спортивных мероприятий.
Описание ожидаемых результатов реализации ведомственной целевой программы
Целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации ведомственной целевой программы по годам
Ведомственная целевая программа является одним из инструментов реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Ожидаемыми результатами по достижению цели 1 - обеспечение органов управления транспортным комплексом информацией о состоянии и ходе развития транспортной системы, ее безопасности и устойчивости, прогнозе спроса на транспортные услуги по результатам анализа до 1600 обрабатываемых показателей в рамках решения задачи 1 - автоматизация и информационно-аналитическое обеспечение процессов управления транспортным комплексом являются:
- повышение качества управленческих решений по развитию транспортной инфраструктуры, технологий, управлению безопасностью и др. за счет использования при принятии решений консолидированной, своевременной, достоверной, полной информации, применения средств аналитической обработки данных и поддержки принятия решений;
- сокращение затрат на поиск, обработку, представление информации за счет внедрения эффективных систем хранения и визуализации данных;
- снижение транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров за счет решения логистических задач и информационной поддержки взаимодействия видов транспорта;
- повышение качества и скорости обоснования инвестиционных проектов в сфере транспорта и комплексной оценки их эффективности, сравнения вариантов реализации за счет внедрения системы транспортного планирования на основе комплекса моделей, транспортно-экономического баланса и базовых цифровых ресурсов транспортной отрасли;
- повышение степени открытости и информированности пользователей транспортных услуг всех категорий за счет внедрения современных инструментов информирования и предоставления сведений и данных в цифровых форматах;
- прирост активных прикладных пользователей информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (далее - АСУ ТК) по отношению к значению в базовом году составит к концу 2019 года - 10%, к концу 2020 года - 15%, к концу 2021 года - 25%, к концу 2022 года - 35%, к концу 2023 года - 45%, к концу 2024 года - 50%;
- количество сквозных процессов деятельности органов управления транспортным комплексом, реализуемых в цифровой форме, составит к концу 2019 года - 3 шт., к концу 2020 года - 6 шт., к концу 2021 года - 7 шт., к концу 2022 года - 9 шт., к концу 2023 года - 11 шт., к концу 2024 года - 12 шт.;
- количество подключенных к АСУ ТК субъектов Российской Федерации и их информационных источников к концу 2019 года составит 35 шт., к концу 2020 года составит 45 шт., к концу 2021 года составит 55 шт., к концу 2022 года составит 65 шт., к концу 2023 года составит 75 шт., к концу 2024 года составит 82 шт.;
- количество инфраструктурных проектов в сфере транспорта, реализуемых с привлечением государственного финансирования, подготовка и/или реализация которых осуществляется с использованием системы эффективного транспортного планирования в составе АСУ ТК, по отношению к значению в базовом году к концу 2019 года составит 5%, к концу 2020 года составит 20%, к концу 2021 года составит 30%, к концу 2022 года составит 40%, к концу 2023 года составит 60%, к концу 2024 года составит 85%;
- коэффициент бесперебойной работы АСУ ТК к концу 2019 года составит 99,1%, к концу 2020 года составит 99,2%, к концу 2021 года составит 99,3%, к концу 2022 года составит 99,5%, к концу 2023 года составит 99,75%, к концу 2024 года составит 99,9%.
Ожидаемыми результатами по достижению цели 2 - повышение уровня информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с обеспечением до 30000 субъектов транспортной деятельности в рамках решения задачи 2 - совершенствование и обеспечение функционирования систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с учетом изменения законодательства в области транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте, а также в рамках принимаемых на государственном уровне мер по обеспечению безопасности международных и массовых, в том числе, спортивных мероприятий являются:
- существенное возрастание числа пользователей и объема формируемых и коллективно используемых информационных ресурсов в сфере транспортной безопасности за счет развития функциональных возможностей Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ);
- внедрение и возможность использования информационных ресурсов ЕГИС ОТБ в деятельности структурных подразделений региональных органов власти, ответственных за мониторинг реализации требований транспортной безопасности;
- совершенствование системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с учетом изменения законодательства в области транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте;
- количество автоматизированных государственных функций по направлению обеспечения транспортной безопасности за счет создания дополнительных функциональных подсистем ЕГИС ОТБ, обеспечивающих информационную поддержку процессов и мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности уполномоченным представителям органов исполнительной власти к концу 2019 года составит 29 шт., к концу 2020 года составит 30 шт., к концу 2021 года составит 31 шт., к концу 2022 года составит 32 шт., к концу 2023 года составит 33 шт., к концу 2024 года составит 34 шт.;
- обеспечение (поддержание) заданных параметров доступности сервисов и данных в области информационного обеспечения транспортной безопасности для уполномоченных пользователей федеральных органов исполнительной власти в период реализации программы (2019 г. - 2024 г.) на уровне не менее 98,0%;
- обеспечение информационного взаимодействия с органами транспортного обеспечения массовых спортивных мероприятий (Федеральным центром управления пассажирскими перевозками, городскими центрами управления пассажирскими перевозками), информационными системами органов обеспечения безопасности массовых спортивных мероприятий (Оперативный штаб, уполномоченные органы ФСБ России и МВД России);
- оперативное предоставление руководству Министерства, уполномоченным должностным лицам Министерства транспорта Российской Федерации максимального объема информации о конкретном объекте транспортной инфраструктуры (субъекте транспортной инфраструктуры) и/или угрозе объектам транспортного комплекса.
Сведения о целях, задачах, а также значения целевых показателей (индикаторов), характеризующие результаты реализации Программы по годам, приведены в Приложении N 1.
Значения целевых индикаторов Программы определяются на конец отчетного периода (ежегодно). Сведения о порядке сбора информации и методике расчета плановых значений целевых индикаторов ведомственной целевой программы "Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации" приведены в Пояснительной записке к Программе.
Перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия
Для достижения целей и решения задач ведомственная целевая программа включает комплекс мероприятий.
В рамках достижения цели 1 - обеспечение органов управления транспортным комплексом информацией о состоянии и ходе развития транспортной системы, ее безопасности и устойчивости, прогнозе спроса на транспортные услуги по результатам анализа до 1600 обрабатываемых показателей решение задачи 1 - автоматизация и информационно-аналитическое обеспечение процессов управления транспортным комплексом осуществляется реализацией двух мероприятий:
- эксплуатация информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК);
- развитие АСУ ТК.
В рамках данных мероприятий предусматривается внедрение в полном объеме, эксплуатация и развитие комплексной системы, обеспечивающей постоянное и качественное информационно-аналитическое обеспечение реализации основных стратегических направлений и связанных с ними процессов развития единой комплексной интегрированной сбалансированной транспортной системы, обеспечивающей потребности инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами.
Базовым элементом указанной комплексной системы и должна стать федеральная государственная информационно-аналитическая система регулирования на транспорте (АСУ ТК), первая очередь которой создана и введена в эксплуатацию в рамках реализации общепрограммных мероприятий ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", а концепция создания полнофункциональной системы полностью соответствует целям и задачам, указанным в стратегических и программных документах в сфере транспорта.
В рамках данных мероприятий осуществляется:
- формирование в составе АСУ ТК автоматизированной системы транспортного планирования, обеспечивающей оптимизацию инвестиционных планов развития транспортной инфраструктуры и транспортного комплекса в целом на основе транспортно-экономического баланса, балансов пассажирских перевозок, моделирования транспортно-логистических потоков и пассажиропотоков, моделей оценки показателей транспортной системы при реализации запланированных мероприятий, а также экономических моделей;
- формирование в составе АСУ ТК системы поддержки принятия решений в сфере государственного управления транспортным комплексом, обеспечивающей повышение эффективности реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года;
- формирование в составе АСУ ТК централизованной системы автоматизированного статистического учета на транспорте, включая создание единого отраслевого банка статистических данных, обеспечивающего, в том числе разработку и мониторинг транспортно-экономического баланса;
- формирование в составе АСУ ТК системы мониторинга и оценки состояния транспортного комплекса на базе информации статистического учета на транспорте, интеграции и аналитической обработки данных из внешних информационных источников, сбора и агрегации данных навигационных систем, телематического мониторинга транспортных потоков, систем контроля состояния и управления содержанием объектов транспортной инфраструктуры, мониторинга технологической безопасности в транспортном комплексе, систем технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса, систем допуска к коммерческой деятельности в области перевозок, регулирования профессионального допуска к транспортной деятельности, подготовки и аттестации специалистов транспортного комплекса;
- формирование в составе АСУ ТК единой межведомственной системы обмена данными между органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, включая контрольные и регулирующие органы, для обеспечения эффективности государственного управления, включая поддержку процедур календарно-ресурсного планирования, финансирования и учета расходов, управления документами и взаимодействием участников транспортного комплекса, а также поддержку подготовки и представления в различных форматах интегрированной отчетности о ходе реализации программ и проектов в транспортной отрасли;
- эксплуатация инфраструктуры АСУ ТК с целью обеспечения заданных параметров доступности сервисов и данных внутренним и внешним потребителям.
Общий объем финансирования мероприятия "Эксплуатация информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК)" за счет средств федерального бюджета оценивается в размере 1 575 312,96 тыс. рублей*, в том числе:
на 2019 год - 185 000,00 тыс. рублей;
на 2020 год - 265 000,00 тыс. рублей;
на 2021 год - 265 000,00 тыс. рублей;
на 2022 год - 275 600,00 тыс. рублей*;
на 2023 год - 286 624,00 тыс. рублей*;
на 2024 год - 298 088,96 тыс. рублей*;
Направление расходования средств (КБК) - 103 04 08 2480490019 242.
Общий объем финансирования мероприятия "Развитие АСУ ТК" за счет средств федерального бюджета оценивается в размере 3 111 999,82 тыс. рублей*, в том числе:
на 2019 год - 566 179,40 тыс. рублей;
на 2020 год - 485 245,00 тыс. рублей;
на 2021 год - 485 245,00 тыс. рублей;
на 2022 год - 504 654,80 тыс. рублей*;
на 2023 год - 524 840,99 тыс. рублей*;
на 2024 год - 545 834,63 тыс. рублей*;
Направление расходования средств (КБК) - 103 04 08 2480490019 242.
В рамках достижения цели 2 - повышение уровня информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с обеспечением до 30000 субъектов транспортной деятельности решение задачи 2 - совершенствование и обеспечение функционирования систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с учетом изменения законодательства в области транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте, а также в рамках принимаемых на государственном уровне мер по обеспечению безопасности международных и массовых, в том числе, спортивных мероприятий обеспечивается реализацией двух мероприятий:
- развитие единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, включая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств;
- эксплуатация систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте.
В рамках мероприятия "Развитие единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), включая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (далее - АЦБПДП)" осуществляется:
- обеспечение Российской Федерацией паритетных мер в области транспортной безопасности в связи с принятием Европейским парламентом Европейского союза 14 апреля 2016 года директивы, устанавливающей требование о предоставлении авиаперевозчиками, в том числе российскими, персональных данных о пассажирах при осуществлении воздушных перевозок в формате PNR;
- реализация планов по внедрению в Российской Федерации интерактивной системы предварительного информирования о пассажирах на базе АЦБПДП в составе ЕГИС ОТБ с использованием нового, принятого с участием Российской Федерации международного стандарта передачи сообщений о пассажирских перевозках воздушным транспортом PNRGOV;
- реализация оперативных решений государственных органов по развитию функциональных возможностей ЕГИС ОТБ в интересах совершенствования информационного обеспечения транспортной безопасности;
- внедрение ЕГИС ОТБ в деятельность структурных подразделений региональных органов власти, ответственных за мониторинг реализации требований транспортной безопасности;
- восстановление технических характеристик ЕГИС ОТБ, обеспечивающих выполнение установленных показателей назначения, на основе замены или ремонта комплектующих изделий и оборудования;
- реализация планов по внедрению в Российской Федерации электронных удостоверений личности гражданина, осуществляемых под руководством Минкомсвязи России;
- реализация мер по совершенствованию функциональных и технических характеристик ЕГИС ОТБ и методических основ построения и использования функциональных подсистем на основе опыта практического применения системы и вновь возникающих потребностей со стороны потребителей и персонала, обеспечивающего ее функционирование;
- внесение изменений в технические и проектные решения ряда компонентов системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте (далее - СИОБНТ) в связи с принятыми решениями государственных органов услуг о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236).
Общий объем финансирования мероприятия "Развитие единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, включая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств" за счет средств федерального бюджета оценивается в размере 1 208 584,63 тыс. рублей*, в том числе:
на 2019 год - 192 571,30 тыс. рублей;
на 2020 год - 192 571,30 тыс. рублей;
на 2021 год - 193 912,40 тыс. рублей;
на 2022 год - 201 668,90 тыс. рублей*;
на 2023 год - 209 735,65 тыс. рублей*;
на 2024 год - 218 125,08 тыс. рублей*;
Направление расходования средств (КБК) - 103 04 08 2480490019 242.
В рамках мероприятия "Эксплуатация систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте" обеспечивается функционирование введенных в декабре 2013 года в эксплуатацию следующих государственных информационных систем: единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), системы сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК), Координационного центра Минтранса России и единой межведомственной системы сопряжения информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности на транспорте (СС РМ), техническая поддержка вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, непрерывная техническая поддержка пользователей систем - подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
Общий объем финансирования мероприятия "Эксплуатация систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте" за счет средств федерального бюджета оценивается в размере 3 999 064,96 тыс. рублей*, в том числе:
на 2019 год - 640 212,60 тыс. рублей;
на 2020 год - 640 212,60 тыс. рублей;
на 2021 год - 640 212,60 тыс. рублей;
на 2022 год - 665 821,10 тыс. рублей*;
на 2023 год - 692 453,95 тыс. рублей*;
на 2024 год - 720 152,11 тыс. рублей*;
Направление расходования средств (КБК) - 103 04 08 2480490019 242.
Перечень мероприятий ведомственной целевой программы, а также информация об объемах их финансового обеспечения по годам реализации (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) представлены в Приложении N 2 и Приложении N 3 соответственно.
Срок реализации ведомственной целевой программы
Программа реализуется в 2019-2024 годах.
______________________________
* Примечание: объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета будет уточнен при формировании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период
Пояснительная записка
к ведомственной целевой программе "Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации"
I. Обоснование необходимости реализации ведомственной целевой программы и ее соответствие целям государственной программы (задаче подпрограммы государственной программы)
Современный этап развития экономики, включая транспортный комплекс, характеризуется цифровой трансформацией экономических процессов, возрастанием роли и места информационно-коммуникационных технологий. Ввиду этого в России внедрение информационно-коммуникационных, цифровых технологий отнесено к числу стратегических государственных приоритетов.
Принятые в Российской Федерации к 2018 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития информационных и цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики, включая транспорт.
В частности, как определено государственной программой Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 основными целями программы "Развитие транспортной системы" являются, в том числе, повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения и повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте.
Для решения этих целей государственной программой Российской Федерации на период до 2024 года предусмотрен переход к интенсивному, инновационному и социально ориентированному типу развития транспортного комплекса, который требует широкого внедрения в транспортном комплексе информационно-коммуникационных технологий, повышения уровня информированности, информационного взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан, формирования и сквозного применения на всех этапах транспортного процесса информационных ресурсов (данных) в цифровой форме, которые становятся ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, повышают конкурентоспособность, качество жизни граждан, обеспечивают экономическую эффективность и экономический рост.
Соответственно, целями настоящей Программы определены следующие:
цель 1 - обеспечение органов управления транспортным комплексом информацией о состоянии и ходе развития транспортной системы, ее безопасности и устойчивости, прогнозе спроса на транспортные услуги на основе увеличения количества обрабатываемых в централизованном банке данных информационно-аналитической системы регулирования на транспорте показателей до 1600 единиц;
Показатели определяются на основании данных системы АСУ ТК на конец отчетного периода.
цель 2 - повышение уровня информационного обеспечения безопасности населения на транспорте на основе увеличения до 30000 количества субъектов транспортной деятельности, подключенных к единому защищенному закрытому информационному пространству в сфере обеспечения безопасности.
Показатели определяются на основании данных Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ) на конец отчетного периода.
Для достижения цели 1 определено решение следующей задачи 1 - автоматизация и информационно-аналитическое обеспечение процессов управления транспортным комплексом.
Для достижения цели 2 определено решение следующей задачи 2 - совершенствование и обеспечение функционирования систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с учетом изменения законодательства в области транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте, а также в рамках принимаемых на государственном уровне мер по обеспечению безопасности международных и массовых, в том числе, спортивных мероприятий.
При переходе к инновационному варианту развития транспортной системы с применением информационно-коммуникационных технологий будет обеспечено:
- развитие конкурентного рынка транспортных услуг, повышение его открытости и прозрачности;
- расширение номенклатуры и повышение качества транспортных услуг на основе применения современных транспортных, логистических и информационно-телекоммуникационных технологий, развитие новых форм организации транспортного процесса и взаимодействия между видами транспорта;
- повышение производительности труда;
- сокращение издержек в логистических цепях поставок, в том числе при мультимодальных перевозках и на международных транспортных коридорах, проходящих через территорию Российской Федерации;
- повышение загрузки транспортной инфраструктуры, включая загрузку международных транспортных коридоров РФ;
- повышение доступности транспортных услуг для населения;
- обеспечение надежности и безопасности функционирования транспортной системы, в том числе транспортной безопасности;
- создание и применение эффективных механизмов мониторинга транспортных процессов, управления функционированием и развитием транспорта.
Для достижения целей и решения задач ведомственная программа включает комплекс мероприятий.
Основанием для выполнения мероприятий Программы являются следующие нормативные правовые документы:
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596;
Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 642;
Транспортная стратегия Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р;
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2017 N 425 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу аттестации сил обеспечения транспортной безопасности";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. N 1699-р "Об утверждении Концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, и плана мероприятий по реализации Концепции";
Протоколы заседания Совета безопасности Российской Федерации от 01.10.2014, 12.08.16, 01.12.16.;
Протоколы заседаний Национального антитеррористического комитета от 02.2014 г., 09.08.2016 г.;
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 243 "Об утверждении порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных".
II. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ведомственной целевой программы, общая оценка ее вклада в достижение цели государственной программы, оценка рисков ее реализации
Достижение всех целей, определенных настоящей Программой, с обеспечением совершенствования информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (далее - АСУ ТК), развития системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, включая единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), основанные на научном подходе использования информационно-коммуникационных технологий, реализованных на качественно новом уровне, позволяющем использовать потенциал данных в цифровой форме как ключевой фактор производства, позволит серьезным образом повысить эффективность государственного управления в транспортном комплексе.
Сюда относится и развитие конкурентного рынка транспортных услуг, повышение его открытости и прозрачности; повышение доступности транспортных услуг для населения; расширение номенклатуры и повышение качества транспортных услуг на основе применения современных транспортных, логистических и информационно-телекоммуникационных технологий, развитие новых форм организации транспортного процесса и взаимодействия между видами транспорта; повышение производительности труда; обеспечение надежности и безопасности функционирования транспортной системы, в том числе транспортной безопасности; применение эффективных механизмов мониторинга транспортных процессов, управления функционированием и развитием транспорта.
Достижение этих важнейших результатов от реализации мероприятий Программы будет формировать основной социально-экономический эффект.
При этом, можно выделить две группы показателей результативности:
Прямые:
- Коэффициент бесперебойной работы АСУ ТК к концу 2024 года составит 99,9%;
- Прирост активных прикладных пользователей АСУ ТК к концу 2024 года составит 50%;
- Количество сквозных процессов деятельности органов управления транспортным комплексом, реализуемых в цифровой форме, к концу 2024 года составит 12 шт.;
- Количество подключенных к АСУ ТК субъектов Российской Федерации и их информационных источников к концу 2024 года составит 82 единицы;
- Количество инфраструктурных проектов в сфере транспорта, реализуемых с привлечением государственного финансирования, подготовка и/или реализация которых осуществляется с использованием системы эффективного транспортного планирования в составе АСУ ТК, к концу 2024 года составит 85% по отношению к значению в базовом году;
- Количество автоматизированных государственных функций по направлению обеспечения транспортной безопасности за счет создания дополнительных функциональных подсистем ЕГИС ОТБ, обеспечивающих информационную поддержку процессов и мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности уполномоченным представителям органов исполнительной власти составит к концу 2024 года 34 шт.;
- Обеспечение (поддержание) заданных параметров доступности сервисов и данных в области информационного обеспечения транспортной безопасности для уполномоченных пользователей федеральных органов исполнительной власти на уровне не менее 98,0%.
Косвенные:
- Повышение качества управленческих решений по развитию транспортной инфраструктуры, технологий, управлению безопасностью за счет использования при принятии решений консолидированной, своевременной, достоверной информации, применения средств аналитической обработки данных и поддержки принятия решений;
- Сокращение затрат на поиск, обработку, представление информации за счет внедрения эффективных систем хранения и визуализации данных;
- Снижение транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров за счет решения логистических задач и информационной поддержки взаимодействия видов транспорта;
- Повышение качества и скорости обоснования инвестиционных проектов в сфере транспорта и комплексной оценки их эффективности, сравнения вариантов реализации за счет внедрения системы транспортного планирования на основе комплекса моделей, транспортно-экономического баланса и базовых цифровых ресурсов транспортной отрасли;
- Рост привлекательности транспортной системы России для иностранных грузоперевозчиков за счет повышения надежности процесса перевозок и эффективности функционирования транспортной системы в целом.
Таким образом, реализация мероприятий настоящей Программы прямым образом влияет на достижение заданных целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий.
На решение задач и достижение целей настоящей Программы оказывают влияние следующие факторы и риски:
Нормативные правовые риски.
Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы направленной на урегулирование отношений, возникающих в связи с эксплуатацией и дальнейшим развитием функционирования АСУ ТК и системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, включая ЕГИС ОТБ. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы.
Сокращение бюджетного финансирования.
При сокращении объемов бюджетных ассигнований, в том числе, инвестиционных возможностей федерального бюджета и плановых лимитов финансирования мероприятий по настоящей Программе достижение планируемых результатов становится затруднительным.
Экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие информационных технологий, что ставит выполнение Программы в зависимость от ее бюджетной обеспеченности, общей экономической ситуации в стране, благоприятного инвестиционного климата.
Учитывая экономическую ситуацию в стране и прогнозы экспертов по развитию мировой экономики, внешние экономические риски успешного выполнения Программы можно считать незначительными.
Обеспечение выполнения Программы необходимыми для достижения результатов ресурсами возможно при условии последовательного выполнения финансовых обязательств, зафиксированных в Программе.
Организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности большого числа исполнителей и управления сложными проектами, требующими согласованной технической политики.
Риски, связанные с "человеческим фактором", характерные при внедрении новых технологий.
В качестве мер по управлению организационными и финансовыми рисками будут использоваться: ежеквартальный мониторинг реализации Программы, закрепление персональной ответственности за достижение непосредственных и конечных результатов Программы, осуществление мероприятий финансового контроля.
Мероприятия, включенные в проект ведомственной целевой программы, не дублируют мероприятия проекта ведомственного проекта "Цифровой транспорт и логистика", разработанного Минтрансом России во исполнение пункта 11 Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова от 08.08.2018 N МА-п10-5023.
III. Обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию ведомственной целевой программы
Объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета соответствуют параметрам Федерального закона от 29.11.2018 N 459 ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 9 894 962,4 тыс. рублей*.
В том числе, объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета предусмотрен в размере 9 894 962,4 тыс. рублей*, в том числе:
на 2019 г. - 1 583 963,3 тыс. рублей;
на 2020 г. - 1 583 028,9 тыс. рублей;
на 2021 г. - 1 584 370,0 тыс. рублей;
на 2022 г. - 1 647 744,8 тыс. рублей*;
на 2023 г. - 1 713 654,6 тыс. рублей*;
на 2024 г. - 1 782 200,8 тыс. рублей*.
Параметры ресурсного обеспечения в 2022-2024 годах рассчитаны на основе расходов 2021 года с учетом дефляторов, установленных базовым сценарием среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019-2024 год, опубликованного на сайте Минэкономразвития России (http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/201801101).
В частности, был применен индекс потребительских цен в среднем за год, который составил в 2022-2024 годах 104,0 процента.
Все затраты на реализацию Программы составляют расходы по информатизации в транспортной отрасли Российской Федерации и направлены на реализацию 4 мероприятий в рамках решения двух задач по достижению двух целей.
На достижение цели 1 - обеспечение органов управления транспортным комплексом информацией о состоянии и ходе развития транспортной системы, ее безопасности и устойчивости, прогнозе спроса на транспортные услуги на основе увеличения количества обрабатываемых в централизованном банке данных информационно-аналитической системы регулирования на транспорте показателей до 1600 единиц влияет решение задачи 1 Программы - автоматизация и информационно-аналитическое обеспечение процессов управления транспортным комплексом.
Решение данной задачи обеспечивается реализацией 2-ух мероприятий:
- "Эксплуатация информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК)";
- "Развитие АСУ ТК",
бюджетные ассигнования которых из федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены в размере 2 251 669,40 тыс. рублей, в том числе:
на 2019 год - 751 179,40 тыс. рублей;
на 2020 год - 750 245,00 тыс. рублей;
на 2021 год - 750 245,00 тыс. рублей;
на 2022 год - 780 254,80 тыс. рублей*;
на 2023 год - 811 464,99 тыс. рублей*;
на 2024 год - 843 923,59 тыс. рублей*;
На достижение цели 2 - повышение уровня информационного обеспечения безопасности населения на транспорте на основе увеличения до 30000 количества субъектов транспортной деятельности, подключенных к единому защищенному закрытому информационному пространству в сфере обеспечения безопасности влияет решение задачи 2 Программы - совершенствование и обеспечение функционирования систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с учетом изменения законодательства в области транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте, а также в рамках принимаемых на государственном уровне мер по обеспечению безопасности международных и массовых, в том числе, спортивных мероприятий.
Решение данной задачи обеспечивается реализацией 2-ух мероприятий:
- "Развитие единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), включая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств";
- "Эксплуатация систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте",
бюджетные ассигнования которых из федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены в размере 2 499 692,80 тыс. рублей, в том числе:
на 2019 год - 832 783,90 тыс. рублей;
на 2020 год - 832 783,90 тыс. рублей;
на 2021 год - 834 125,00 тыс. рублей;
на 2022 год - 867 490,00 тыс. рублей*;
на 2023 год - 902 189,60 тыс. рублей*;
на 2024 год - 938 277,19 тыс. рублей*;
Перечень мероприятий ведомственной целевой программы, их связь с задачами Программы, а также ожидаемые результаты реализации мероприятий представлены в Приложении N 2 Паспорта ведомственной целевой программы.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы с разбивкой финансирования по каждому мероприятию с указанием сроков их реализации представлены в Приложении N 3 Паспорта ведомственной целевой программы.
Обоснования объемов осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на реализацию ведомственной целевой программы приведены в соответствующих финансово-экономических обоснованиях для каждого из мероприятий Программы.
IV. Сведения о порядке сбора информации и методике расчета плановых значений целевых индикаторов ведомственной целевой программы
Наименование целевого показателя или индикатора |
Единица измерения |
Методика определения значения показателя |
Исходные данные для определения (расчета) |
Количество показателей, обрабатываемых в централизованном банке данных информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК), характеризующих состояние транспортной системы |
единиц |
Определяется на конец отчетного периода как значение фактического количества показателей, обрабатываемых в централизованном банке данных информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК), характеризующих состояние транспортной системы. Показатель рассчитывается нарастающим итогом по всем годам реализации. |
Определяется путем запроса к информационно-аналитической системе регулирования на транспорте (АСУ ТК). |
Количество субъектов транспортной деятельности, подключенных к единому защищенному закрытому информационному пространству в сфере обеспечения безопасности населения на транспорте |
единиц |
Определяется на конец отчетного периода как значение фактического количества субъектов транспортной деятельности, подключенных к единому защищенному закрытому информационному пространству в сфере обеспечения безопасности населения на транспорте (Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности /ЕГИС ОТБ/ и Системы сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры /СС ТМК/). Показатель рассчитывается нарастающим итогом по всем годам реализации. |
Определяется на основании данных систем ЕГИС ОТБ и СС ТМК по количеству зарегистрированных субъектов транспортной инфраструктуры, а также количеству заключенных соглашений об информационном взаимодействии, актов подключений. |
Коэффициент бесперебойной работы АСУ ТК |
процент |
Определяется на конец отчетного периода процентным методом по формуле: (В - П) / В х 100%, где: В - время в ч, прошедшее с предыдущей даты контроля за исключением времени, затраченного на плановые простои Главного центра обмена данными (ГЦОД) АСУ ТК; П - время незапланированных простоев ГЦОД АСУ ТК в часах, либо функционирования при ненормальных показателях (в аварийном режиме). |
Определяется на основании данных системы мониторинга функционирования оборудования ГЦОД АСУ ТК. |
Прирост активных прикладных пользователей АСУ ТК |
процент |
Определяется на конец отчетного периода как значение фактического количества активных пользователей АСУ ТК Показатель рассчитывается нарастающим итогом по всем годам реализации. |
Определяется путем запроса к системе регистрации и учета пользователей АСУ ТК. |
Количество сквозных процессов деятельности органов управления транспортным комплексом, реализуемых в цифровой форме |
единиц |
Определяется на конец отчетного периода как значение фактического количества сквозных процессов деятельности, автоматизируемых прикладными компонентами программного обеспечения АСУ ТК, находящимися в стадии эксплуатации. Сквозным процессом деятельности является процесс, в реализации которого задействованы более трех организационных уровней. Показатель рассчитывается нарастающим итогом по всем годам реализации. |
Определяется на основании организационных регламентов работы пользователей с инструментарием АСУ ТК, введенных в действие на дату контроля. |
Количество подключенных к АСУ ТК субъектов Российской Федерации и их информационных источников |
единиц |
Определяется на конец отчетного периода как сумма значений фактического количества введенных в действие регламентов информационного взаимодействия АСУ ТК с внешними источниками данных и функционирующих специализированных процедур загрузки данных из открытых источников через подсистему информационного взаимодействия (П-ИВ). Показатель рассчитывается нарастающим итогом по всем годам реализации. |
Определяется на основании реестра регламентов информационного взаимодействия и журнала процедур загрузки данных подсистемы информационного взаимодействия. |
Количество инфраструктурных проектов в сфере транспорта, реализуемых с привлечением государственного финансирования, подготовка и/или реализация которых осуществляется с использованием системы эффективного транспортного планирования в составе АСУ ТК |
процент |
Определяется на конец отчетного периода как процентное отношение общего количества проектов в сфере транспорта, реализуемых с привлечением государственного финансирования (далее - проекты), к количеству проектов, по которым проведены модельные расчеты с использованием инструментария функциональной задачи "Моделирование транспортных потоков" из состава АСУ ТК. Показатель рассчитывается нарастающим итогом по всем годам реализации. |
Общее количество проектов определяется на основании действующей редакции Государственной программы "Развитие транспортной системы". Количество проектов, по которым проведены модельные расчеты с использованием инструментария функциональной задачи "Моделирование транспортных потоков" из состава АСУ ТК определяется по количеству выданных по результатам расчетов заключений. |
Количество автоматизированных государственных функций по направлению обеспечения транспортной безопасности за счет создания дополнительных функциональных подсистем ЕГИС ОТБ, обеспечивающих информационную поддержку процессов и мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности уполномоченным представителям органов исполнительной власти |
единиц |
Определяется на конец отчетного периода как значение фактического количества реализованных автоматизированных государственных функций по направлению обеспечения транспортной безопасности функционалом ЕГИС ОТБ. Показатель рассчитывается нарастающим итогом по всем годам реализации. В качестве госфункций, оказываемых ФОИВ, подлежащих автоматизации с использованием ресурсов ЕГИС ОТБ являются: аккредитация и ведение реестра специализированных организаций в области транспортной безопасности; категорирование объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС); ведение реестра категорированных ОТИ и ТС; утверждение результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС; утверждение планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС; ведение реестра органов аттестации; ведение реестра аттестующих организаций; ведение реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности и т.п. |
Определяется на основании данных ЕГИС ОТБ по количеству реализованных с помощью функционала данной системы автоматизированных государственных функций по направлению обеспечения транспортной безопасности, а также актов сдачи работ в части реализации сервисов в рамках мероприятия "Развитие единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, включая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств". |
Обеспечение (поддержание) доступности сервисов и данных систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте для осуществления функций в области обеспечения транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации |
процент |
Определяется на конец отчетного периода процентным методом по формуле: Доступность = (("возможное время доступности сервисов и данных системы" - "время отсутствия доступности сервисов и данных системы") / "возможное время доступности сервисов и данных системы") X 100%. При этом, Доступность равна отношению разницы возможного времени доступности сервисов и данных системы и времени отсутствия доступности, к возможному времени доступности сервисов и данных системы. |
"Возможное время доступности сервисов и данных системы" рассчитывается как суммарное время всех программно-технических комплексов (ПТК) системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте. Значение параметра равно календарному периоду времени в минутах, за отчетный период. "Время отсутствия доступности сервисов и данных системы" рассчитывается как суммарное время всех ПТК системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте. Значение параметра соответствует периоду времени в минутах, в течение которого за отчетный период, согласно учетным записям инцидентов в информационной системе TTVOLY, ПТК находились в нерабочем состоянии, по причине аварии/сбоя ресурсов ПТК |
______________________________
* Примечание: объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета будет уточнен при формировании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период
И.о. Министра транспорта |
И.С. Алафинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.