Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 748744-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект внесен совместно с законопроектами N 748684-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде)" и N 748758-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений".
Законопроект разработан в целях реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", предусматривающего введение электронных трудовых книжек, в связи с чем предполагается с 1 января 2020 года наделить Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) полномочиями по организации и ведению учета сведений о трудовой деятельности застрахованных лиц. В свою очередь обязанность по формированию и представлению таких сведений в информационную систему ПФР в электронной форме возлагается на работодателей (страхователей).
В указанных целях рассматриваемым законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в части:
- расширения понятийного аппарата Федерального закона N 27-ФЗ путем дополнения понятия "индивидуальный (персонифицированный) учет" новым объектом учета - сведениями о трудовой деятельности каждого зарегистрированного лица для использования данных сведений при его трудоустройстве;
- дополнения состава индивидуального лицевого счета (далее - ИЛС) новым разделом "Сведения о трудовой деятельности", который будет содержать всю необходимую информацию о трудовой деятельности зарегистрированного лица, включая, в том числе, сведения о приеме на работу, о переводах на другую работу, об увольнении и основаниях прекращения трудового договора и др., т.е. сведения, содержащиеся в настоящее время в трудовых книжках на бумажном носителе (за исключением сведений о награждениях и поощрениях);
- установления формата представления страхователем сведений о трудовой деятельности (на бумажном носителе или в форме электронного документа) в зависимости от численности работающих у него застрахованных лиц;
- введения с 1 января 2020 года обязанности страхователя ежемесячно представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о его трудовой деятельности. С 1 января 2021 года такая информация должна представляться не только ежемесячно, но и - в случаях приема на работу и увольнения - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (или иного аналогичного документа);
- установления обязанности ПФР направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и его территориальные органы (Роструд) информацию о нарушениях со стороны страхователей по непредставлению в установленный срок либо представлению неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
- установления обязанности органов ПФР предоставлять зарегистрированному лицу по его обращению сведения о трудовой деятельности, содержащиеся в его ИЛС, бесплатно любым удобным для него способом, а именно: на бумажном носителе, в форме электронного документа с использованием сети Интернет, единого портала государственных и муниципальных услуг и др. способом;
- установления административной ответственности страхователя за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Понимая направленность и актуальность рассматриваемого законопроекта, комитет обращает внимание на наличие ряда замечаний к законопроекту.
В частности, на базе системы персонифицированного учета ПФР предлагается создать государственную информационную систему учета трудовой деятельности и трудового стажа застрахованных лиц, т.е. вести систему учета трудовой деятельности и трудового стажа в электронном виде.
В этой связи полагаем, что название Федерального закона N 27-ФЗ, а также его преамбула нуждается в уточнении, поскольку законопроектом расширяется предмет указанного Федерального закона в части наделения ПФР полномочиями по получению, обработке и хранению информации, не связанными с обязательным пенсионным страхованием.
Законопроектом предлагается раздел ИЛС "Сведения о трудовой деятельности" считать составной частью ИЛС. При этом из проектируемой редакции пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ непонятно, что новый раздел ИЛС - это составная общей части ИЛС, в связи с этим комитет считает, что состав ИЛС нуждается в уточнении.
Одновременно с этим нуждается в корректировке предлагаемый законопроектом текст нового пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку предусмотренный указанным пунктом перечень сведений, которые будут представляться страхователем в ПФР, не позволяет определить принадлежность указанных сведений конкретному застрахованному лицу, в связи с отсутствием в нем сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица, его фамилии, имени, отчества и т.д.
Из текста проектируемого пункта 2.4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, неясно, должна ли информация о каждом застрахованном лице, работающем у страхователя, представляться им ежемесячно, либо страхователь должен ежемесячно представлять сведения о трудовой деятельности только тех застрахованных лиц, которые были либо приняты на работу, либо уволены и в других случаях. В этой связи представляется целесообразным уточнить редакцию проектируемого пункта 2.4.
Рассматриваемый законопроект внесен совместно с законопроектом N 748684-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде)", которым предусмотрено ведение наряду с "электронной трудовой книжкой" существующих трудовых книжек на бумажном носителе, если соответствующее заявление работника будет получено работодателем до 1 января 2021 года. При этом ни законопроект N 748684-7, ни рассматриваемый законопроект не содержат положений, предусматривающих сохранение указанного права работника при его трудоустройстве (переходе на новое место работы) после 1 января 2021 года, а также данный вопрос не урегулирован в отношении неработающих и безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, которые не смогут реализовать право выбора способа ведения трудовой книжки в течение 2020 года.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало ряд юридико-технических замечаний.
На проект федерального закона поступило 74 отзыва законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них консолидированное мнение в поддержку законопроекта выразили 19 субъектов Российской Федерации, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.