Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2019 г. N 5-АПА19-114
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тарасова Павла Михайловича на решение Московского городского суда от 6 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 от 16 июля 2019 года N 8/2 о регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 Тарасова Антона Александровича.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение Тарасова П.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы председателя окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 Горшковой О.В., представителя данной избирательной комиссии Голышева И.В., представителя Тарасова А.А. - Томилова А.С., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 от 16 июля 2019 года N 8/2 Тарасов Антон Александрович, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24.
Не согласившись с таким решением, Тарасов Павел Михайлович, зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене данного решения избирательной комиссии.
В обоснование своих требований указал, что кандидатом Тарасовым А.А. был предоставлен в окружную комиссию неполный комплект документов, неполные сведения, а предоставленные документы оформлены с нарушением требований закона, что в силу части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В частности, кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения, не предоставлены надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения: идентификационный номер налогоплательщика, сведения о профессиональном образовании, месте работы, об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе, принадлежности к политической партии. В нарушение требований части 7 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы подписные листы не сброшюрованы и не пронумерованы. В подписных листах кандидата отсутствует отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда. Подписные листы составлены не по форме, установленной законодательством. Финансовый отчет заполнен ненадлежащим образом, заполнена строка 4 отчета, которая заполняется только в итоговом финансовом отчете. Отсутствует документ об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда. Отсутствует надлежащим образом оформленное уведомление о реквизитах избирательного счета. Кандидатом неоднократно использовались преимущества своего должностного или служебного положения. Среди документов, предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований закона, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствуют сведения, предусмотренные частями 1, 3 и 3.1 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы. Решение окружной избирательной комиссией принято без рассмотрения протокола рабочей группы по проверке подписей, решение рабочей группы и ведомости проверки подписных листов на заседании не оглашались, данные документы не приложены к опубликованному решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата. Среди подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей избирателей собраны в местах, где сбор подписей запрещен. Количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата, недостаточно. Не проводилась проверка подписей избирателей на предмет наличия подписавшихся лиц в регистре избирателей, списке избирателей в машиночитаемом виде. Не проводилась проверка достоверности собранных подписей. Административный истец не был допущен к ознакомлению с документами проверки.
Решением Московского городского суда от 6 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Тарасов П.М. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы окружной избирательной комиссией по выборам в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24, Тарасовым А.А. и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса города Москвы, сделав обоснованный вывод о том, что Тарасов А.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 с соблюдением установленного порядка, нарушений норм избирательного законодательства при этом не было допущено.
Согласно подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 указанного федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Пунктом 3 статьи 33 этого же федерального закона предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Согласно пункту 3.1 статьи 33 названного федерального закона при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные положения содержатся в статье 32 Избирательного кодекса города Москвы.
Как следует из материалов административного дела, 11 июня 2019 года Тарасов А.А. представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24, которое по своему содержанию в полной мере соответствует установленным требованиям. К данному заявлению были приложены необходимые документы, подтверждающие указанные кандидатом сведения о своей личности.
Доводы апелляционной жалобы об обратном связаны с оспариванием фактических обстоятельств дела, которые получили в обжалуемом решении исчерпывающую оценку по результатам всестороннего и полного исследования судом доказательств, представленных сторонами. Каких-либо сомнений в правильности такой оценки у Судебной коллегии не имеется.
По тем же причинам не могут быть приняты во внимание доводы заявителя жалобы о нарушении Тарасовым А.А. порядка сбора подписей избирателей.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Тарасова А.А., представлены в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде в количестве 9 папок на 843 листах в соответствии с требованиям пункта 16 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Форма и содержание подписных листов для сбора подписей избирателей соответствуют требованиям пункта 8 статьи 37 данного федерального закона и пункта 12 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы, в подписных листах кандидата указан номер специального счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов. Представленные кандидатом протокол от 5 июля 2019 года об итогах сбора подписей избирателей и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, также признаны судом достоверными доказательствами соблюдения установленного порядка выдвижения кандидата. Допущенные при их оформлении технические неточности не опровергают названного вывода и не свидетельствуют о наличии достаточных оснований для отказа в регистрации кандидата.
Кроме того, приведенные доводы административного истца были заявлены им в рамках уточнения ранее приведенной позиции за пределами установленного законом срока для обращения в суд.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что предоставленный Тарасовым А.А. в избирательную комиссию первый финансовый отчет соответствует требования статьи 62 Избирательного кодекса города Москвы, Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учета и отчетности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/7. В строке 3.1 финансового отчета указано, что на организацию сбора подписей избирателей израсходовано 30000 рублей Приведенные сведения подтверждаются договором на изготовление подписных листов от 11 июня 2019 года N 1, распиской от 11 июня 2019 года, приходным кассовым ордером от 11 июня 2019 года N 863754, справкой нотариуса, выпиской со специального избирательного счета кандидата в Московском банке Сбербанка России от 5 июля 2019 года, согласно которому со счета кандидата списано 30000 рублей на оплату подписных листов.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы на 10 лет, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 24 составляет 176256 человека.
Решением Московской городской избирательной комиссией от 23 мая 2019 года N 92/2 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого по соответствующему избирательному округу" по одномандатному избирательному округу N 24 установлено минимальное число подписей 5288 и максимальное 5816, необходимое для регистрации кандидата.
Решениями окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 от 5 июня 2019 года N 1/4 и N 1/9 с учетом решения от 5 июля 2019 года N 6/5 утвержден состав рабочей группы окружной избирательной комиссии для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. По результатам проверки членами рабочей группы подписных листов 12 июля 2019 года составлен итоговый протокол проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 Тарасова А.А. Как следует из данного итогового протокола проверки подписных листов, количество подписей избирателей, заявленных в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, - 5656, из них признано недействительными - 342 подписи, недостоверными - 5 подписей, общее количество подписей, признанных недостоверными и недействительными, - 347 подписей, что составляет 6,1 процента и является достаточным для принятия решения о регистрации кандидата.
Следовательно, оспариваемое постановление окружной избирательной комиссии о регистрации Тарасова А.А. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 было принято в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса города Москвы и является законным.
В этой связи оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Доводы, приведенные административным истцом в апелляционной жалобе, полностью повторяют его правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции и получившую надлежащую оценку в обжалуемом судебном решении. Оснований не согласиться с выводами суда, основанными на правильном применении законодательства Российской Федерации о выборах, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не установила.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 6 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова Павла Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2019 г. N 5-АПА19-114
Текст определения опубликован не был