Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 92-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва от 2 августа 2019 года N 76/483-4 об отказе Монгушу Монгуну-оолу Сынааевичу в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2, выдвинутым в порядке самовыдвижения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва Щегонина А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Монгуша М.С. - Вахрушева С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва от 2 августа 2019 года N 76/483-4 Монгушу М.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2, выдвинутым в порядке самовыдвижения, на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с выявлением более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
6 августа 2019 года Монгуш М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва от 2 августа 2019 года N 76/483-4 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2, выдвинутым в порядке самовыдвижения, и обязать комиссию зарегистрировать Монгуша М.С. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что основанием для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2 явилось необоснованное признание недействительными 72 подписей избирателей в связи с несоответствием действительности сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, Монгуш Д.Б., тогда как в подписных листах ею указан адрес места жительства в точном соответствии со штампом о регистрации по месту жительства в её паспорте.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года административный иск Монгуша М.С. удовлетворён.
Решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва от 2 августа 2019 года N 76/483-4 об отказе Монгушу М.С. в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, признано незаконным и отменено.
На территориальную избирательную комиссию города Кызыла возложена обязанность зарегистрировать Монгуша М.С. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2, выдвинутым в порядке самовыдвижения.
В апелляционной жалобе представитель территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением норм материального права, настаивая на том, что лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, при заверении подписей избирателей указаны данные штампа регистрационного органа "Кара-Хаакская сумонная администрация", а не адрес места жительства, как требует законодательство.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 указанного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно постановлению избирательной комиссии Республики Тыва от 2 июня 2014 года N 76/387-6 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва для регистрации кандидата по Автодорожному одномандатному избирательном округу N 2 необходимо представить 360 подписей избирателей.
В избирательную комиссию для регистрации кандидат в депутаты по указанному избирательному округу Монгуш М.С. представил подписные листы с 396 подписями избирателей, 76 (19,19%) из которых комиссией признаны недействительными, что явилось основанием для отказа в регистрации указанному кандидату.
Признавая незаконным и отменяя решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва от 2 августа 2019 года N 76/483-4 об отказе Монгушу М.С. в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2, суд достоверно установил недействительность 12 подписей избирателей в связи с выполнением подписей избирателей одним и тем же лицом, наличием неоговоренных исправлений в сведениях об избирателях и сборщике подписей, указанием сборщиком подписей Монгушем С.С. недействительных сведений в части названия улицы в адресе места жительства.
При этом обоснованно не согласился с признанием недействительными комиссией остальных подписей избирателей в связи с несоответствием действительности сведений о месте жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, - Монгуш Д.Б.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объёме или не соответствуют действительности.
Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного субъекта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из подписных листов, удостоверенных Монгуш Д.Б., местом ее жительства указана Республика Тыва, Кызылский кожуун, Кара-Хаакская сумонная администрация, ул. Новая, д. 2, кв. 1, что соответствует штампу в её паспорте (л.д. 11).
Судом достоверно установлено, что указание сборщиком подписей Монгуш Д.Б в качестве населённого пункта "Кара-Хаакская сумонная администрация" не препятствует его однозначному восприятию в качестве места жительства, поскольку в Республике Тыва имеется только один сумон Кара-Хаакский (дополнительное название Кара-Хаак) Кызылского кожууна.
Выводы суда первой инстанции о незаконности отказа избирательной комиссией в регистрации Монгушу Монгуну-оолу Сынааевичу в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу N 2 соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции или его изменение, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 92-АПА19-9
Текст определения опубликован не был