Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 92-АПА19-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Донгака Вячеслава Октяброовича на решение Верховного Суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Улуг-Хемского кожууна от 2 августа 2019 года N 29 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва Донгака В.О., выдвинутого в порядке самовыдвижения по Улуг-Хемскому одномандатному избирательному округу N 12".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Донгака В.О. - Вахрушева С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Территориальной избирательной комиссии Улуг-Хемского кожууна Щегонина А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 5 июня 2019 года N 2252-ПВХ-П на 8 сентября назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) третьего созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии Улуг-Хемского кожууна, наделённой полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Улуг-Хемскому одномандатному избирательному округу N 12, от 2 августа 2019 года N 29 Донгаку В.О., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Улуг-Хемскому одномандатному избирательному округу N 12 в связи с выявлением более десяти процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, то есть по основаниям, предусмотренным подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 8 части 8 статьи 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года N 1031-ВХ-1 "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва".
Донгак В.О. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и об отмене приведённого решения избирательной комиссии, считая, что выводы о признании недействительными 73 подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения, являются необоснованными, поскольку список лиц, осуществлявших сбор подписей был представлен в избирательную комиссию. Фактически лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, в список внесено, однако в нем по вине нотариуса отсутствует подпись такого лица. Кроме того из 20 подписей, признанных недействительными на основании справки ЭКЦ МВД по Республике Тыва, согласно заключению специалиста экспертного агентства 4 подписи являются действительными.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Донгак В.О. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Таких оснований не имеется.
Выводы суда первой инстанции о законности отказа избирательной комиссии в регистрации Донгаку В.О. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Из материалов дела усматривается, что для регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 необходимо 293 подписи избирателей, в то время как количество достоверных и действительных подписей избирателей, представленных кандидатом Донгаком В.О., признанных судом первой инстанции, составляет 239, что недостаточно для регистрации кандидата.
В апелляционной жалобе Донгак В.О. настаивает на том, что список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в отношении гражданки Биче-оол Ч.К., в избирательную комиссию был представлен, нарушение в виде отсутствия подписи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, произошло по вине нотариуса, а кандидат имел право заменить список лиц, осуществлявших сбор подписей в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия, проверяя доводы апелляционной жалобы, соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что содержание подписных листов и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, непосредственно исследованных в судебном заседании, объективно подтверждает выводы окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Улуг-Хемскому одномандатному избирательному округу N 12 о недействительности подписей избирателей, изложенные в протоколе проверки, позволяет убедиться в отсутствии необходимых сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей Биче-оол Ч.К.
При этом суд, отклоняя довод Донгака В.О. о непредоставлении ему возможности устранить недостатки в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, правомерно указал на то обстоятельство, что в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" внесение изменений, уточнений и дополнений в список лиц, осуществлявших сбор подписей, невозможно.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что оснований, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции или его изменение, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Донгака Вячеслава Октяброовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 92-АПА19-12
Текст определения опубликован не был