Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "ПО "Возрождение" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссией ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия) при проведении ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участков автомобильной дороги М-10 "Россия" - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство путепровода с направленными съездами на км 672+500 автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург, Ленинградская область (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100009919000087) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционной комиссии действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 28.06.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 739 023 753 рубля;
4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 1080409242V620100414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.07.2019;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
9) победителем Аукциона признано АО "Евротрансстрой" с минимальным предложением о цене контракта 2 725 328 634,23 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2019 N 33669 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в первой части заявки сведений в отношении товаров, предлагаемых к поставке при выполнении работ, не соответствующих требованиям технического задания документации об Аукционе.
В частности, согласно Протоколу "В пункте 15 "Выключатели автоматические (тип 3)" первой части заявки участник указал конкретные показатели, не соответствующие требованиям таблицы 5 ГОСТ Р 50345-2010".
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующее требования к товару N 15 "Выключатели автоматические (тип 3) - "Диапазон номинальных поперечных сечений медных присоединяемых проводников 1.0-4.0 мм2", "Номинальный ток должен быть 10 или 16А".
Согласно таблице 5 ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" (далее - ГОСТ Р 50345-2010) для выключателей автоматических применяемых при номинальном токе 16 А диапазон номинальных поперечных сечений медных присоединяемых проводников должен соответствовать 1.0-4.0 мм2, при этом, согласно примечанию по согласованию между изготовителем и потребителем допускается применение выводов для медных проводников с меньшим диапазоном присоединяемых сечений в пределах вышеуказанного диапазона.
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявок документации об Аукционе: "В случае, если значения параметра указаны с использованием союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений, указанных через данный символ. Символ "тире" установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений уже и включает крайние значения".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в составе заявки по товару N 15 "Выключатели автоматические (тип 3)" предложены номинальный ток и диапазон номинальных поперечных сечений медных присоединяемых проводников, не противоречащие Инструкции и ГОСТ Р 50345-2010.
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя содержит, в том числе, следующие характеристики по товару N 15 "Выключатели автоматические (тип 3)" предложен номинальный ток 16А, диапазон номинальных поперечных сечений медных присоединяемых проводников 2.0-3.0 мм2. При этом Комиссия приходит к выводу, что сведения Заявителя в отношении товара N 15 "Выключатели автоматические (тип 3)" соответствуют требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе и не противоречат ГОСТ Р 50345-2010.
Также согласно Протоколу Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "В пункте N 64 "Урна" первой части заявки участник указал недостоверную информацию. Требования к размерам урны установлены исходя из того, что урна может быть прямоугольной или круглой. В случае, если урна имеет прямоугольную форму сечения она имеет значения ширины и глубины. В случае если урна имеет круглую форму сечения, то урна будет иметь значение диаметра".
Пунктом 64 технического задания документации об Аукционе к товару "Урна" установлены следующие требования: "Урна должна быть напольная, опрокидывающаяся. Цвет должен быть чёрный, синий, зелёный или серый. Глубина должна быть более 240мм. Ширина должна быть более 350 мм. Высота не должна быть менее 500мм. Диаметр должен быть более 250мм. Объём должен быть от 20 л".
На заседании Комиссии установлено, что в заявке Заявителя в отношении товара 64 "Урна" содержатся следующие сведения: "Урна напольная, опрокидывающаяся. Цвет чёрный. Глубина 300 мм. Ширина 360 мм. Высота 500 мм. Диаметр 300 мм. Объём 21,2 л".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что требования технического задания документации об Аукционе по товару N 64 "Урна" не содержит сведений о том, что урна должна быть прямоугольной или круглой, в связи с чем, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, которые вводят участников закупки в заблуждение, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что сведения Заявителя в отношении указанного товара соответствуют требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили доказательств, однозначно свидетельствующих о несоответствии содержащихся в заявке Заявителя сведений в отношении вышеуказанных товаров ГОСТ, требованиям технического задания документации об Аукционе и Инструкции по заполнению заявок, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, участник закупки может поставить "не применяется", "отсутствует", "не нормируется", "не определяется" и их производных однокоренных слов".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость определения участниками закупки наличия или отсутствия характеристик товаров, используемых при выполнении работ, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что положения Инструкции, не позволяющие однозначным образом определить порядок указания характеристик товаров в составе заявки на участие в закупке не должны учитываться при рассмотрении заявок, поданных на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении ненадлежащих требований к составу заявки на участие в закупке, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "ПО "Возрождение" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 13.09.2019 N 19/44/105/2457 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2019 г. N 19/44/105/2457 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был