Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Геоизол" (далее - Заявитель) на действия АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Санкт-Петербургским ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик), аукционной комиссией Санкт-Петербургского ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Аукционная комиссия), Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по созданию (размещению) объекта зеленых насаждений общего пользования Санкт-Петербурга: "Парк б/н северо-западнее пересечения Камышовой ул. и Яхтенной ул." 1, 2 этапы (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172200002519000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, ненадлежащим образом исполнившего предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданное Комиссией ФАС России от 05.08.2019 по делу N 19/44/105/2130 (далее - Предписание).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 27.02.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 188 921 865,15 рублей;
5) источник финансирования - Бюджет Санкт-Петербурга на 2019 год в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2018 N 711-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", КБК - 102F287630;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "30.11.2018"
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.06.2019;
5) на участие в закупке подано 2 заявки на участие в закупке;
6) до участия в Аукционе допущено 2 участника закупки;
8) дата проведения Аукциона - 26.08.2019;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
10) победителем Аукциона признано ООО "Специализированное строительное управление-5" с минимальным предложением о цене контракта - 895 300 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из жалобы Заявителя следует, что действиями Оператора электронной площадки Заявитель введен в заблуждение относительно срока обеспечения наличия денежных средств на специальном счете Заявителя для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно пункту 18 части 16 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно, в том числе, путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункту 18 части 16 статьи 44" следует читать "части 18 статьи 44"
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в исключительно в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель 31.07.2019 обратился в ФАС России с жалобой на действия Аукционной комиссии, мотивированной тем, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Комиссией ФАС России по результатам рассмотрения принято решение от 05.08.2019 по делу N 19/44/105/2130 (далее - Решение) о признании указанной жалобы обоснованной, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушения пунктов 1, 2 части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктов 1, 2 части 2 статьи 64" следует читать "пунктов 1, 2 части 1 статьи 64"
На основании Решения выдано Предписание, содержащее, в том числе, следующее:
"1. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона (далее - Протоколы) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить соответствующую информацию в единой информационной системе в ЕИС, в том числе, информацию об отмене Протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов...
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
4. Оператору электронной площадки через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 3 настоящего предписания, осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытым участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе".
На заседании Комиссии установлено, что Уполномоченным органом в подтверждение исполнения Предписания в адрес ФАС России направлено письмо от 16.08.2019 N 10-00-192/19-0-3, в котором изложено, что Заказчиком 14.08.2019 отменены протоколы рассмотрения заявок от 29.08.2019 N 0172200002519000018-1-3 и рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 30.07.2019 N 0172200002519000018-6-3 (далее - Протоколы). Уполномоченным органом также в адрес Оператора электронной площадки 14.08.2019 направлена информация об отмене Протоколов и новых датах рассмотрения заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Предписания, Оператор электронной площадки обязан уведомить участников закупки о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе не позднее 1 рабочего дня со дня отмены Протоколов, то есть не позднее 15.08.2019. Следовательно, блокирование операций по счетам в отношении денежных средств должно быть осуществлено Оператором электронной площадки, согласно пункту 4 Предписания, через 4 рабочих дня, то есть 21.08.2019.
Представители Заявителя на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым, Оператором электронной площадки 09.08.2019 направленно в адрес Заявителя уведомление о необходимости наличия денежных средств на специальном счете Заявителя в срок до 15.08.2019 для обеспечения заявки на участие в Аукционе. При этом, блокирование операций по счетам в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки, согласно вышеуказанному уведомлению, Оператором будет осуществлено 16.08.2019.
Вместе с тем, Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки надлежащим образом соблюдена последовательность совершения действий, указанных в Предписании.
Таким образом, на основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Геоизол" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.08.2019 по делу N 19/44/105/2354 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.