Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Уралстроймонтаж" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" (далее - Заказчик), Администрации города Нижний Тагил (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссии Администрации города Нижний Тагил (далее - Единая комиссия), АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству в городе Нижний Тагил автодорожного мостового перехода через Нижнетагильский пруд и сопутствующей дорожной и инженерной инфраструктуры в 2018 - 2022 г.г. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0162300000819000525) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта и документации о Запросе предложений установлены неисполнимые сроки выполнения работ;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о Запросе предложений установлены неисполнимые условия исполнения государственного контракта.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 26.08.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 929 274 917,10 рублей;
4) источник финансирования - местный бюджет; КБК -90304090331444500414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 03.09.2019;
6) на основании части 27 статьи 83.1 Закона о контрактной системе Запрос предложений признан несостоявшимся, поскольку не подано ни одной заявки.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта и документации о Запросе предложений установлены неисполнимые сроки выполнения работ.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта документации о Запросе предложений установлен срок выполнения работ: "Начало работ: со дня заключения настоящего Контракта; Окончание работ: 30 июня 2022 года".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное положение документации о Запросе предложений установлено Заказчиком неправомерно, поскольку согласно и документации о Запросе предложений, начало выполнения работ в сентябре 2019 года.
Вместе с тем, представитель Заказчика, Уполномоченного органа пояснил на заседании Комиссии, что в соответствии с пунктом 6.1 проекта государственного контракта документации о Запросе предложений генподрядчик в срок не позднее 10 календарных дней со дня заключения государственного контракта предоставляет на утверждение (согласование) Заказчику, график производства работ, оформленный по форме Приложения N 16, в котором указываются, в том числе, помесячное распределение объемов работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе и не ограничивает количество потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о Запросе предложений неправомерно установлен неисполнимый срок выполнения работ, влекущий ограничение количества участников закупки не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о Запросе предложений установлены неисполнимые условия исполнения государственного контракта.
Пунктом 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
Пунктом 7.9 проекта государственного контракта документации о запросе предложений установлено следующее: "По взаимному согласию стороны установили, что отсутствие подписи уполномоченного Заказчиком лица (хотя бы одного лица) в акте по форме КС-2 и справке по форме КС-3, свидетельствует о недействительности этих документов, как составленных с нарушением принятых сторонами правил, документы не влекут правовых последствий, в том числе не влекут обязанности Заказчика по оплате работ. Другие документы, не указанные в настоящем пункте, либо документы, составленные с нарушением установленных сторонами правил, не могут служить основанием для оплаты работ по настоящему Контракту. По соглашению сторон, указанное правило о юридической силе составленных в одностороннем порядке актов по форме КС-2 и по форме КС-3 (недействительности указанных документов), имеет силу соглашения сторон о признании сторонами обстоятельств в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление вышеуказанных положений в документации о Запросе предложений позволяет потенциальным участникам закупки определить потребность Заказчика, подготовить заявку на участие в закупке, определить потенциальному подрядчику выполняемые работы в ходе исполнения государственного контракта, а также определить порядок сдачи-приемки и оплаты работ, что не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. При этом, вышеуказанные положения документации о Запросе предложений относятся к этапу исполнения государственного контракта и не влияют на подачу заявок.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случае признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 55.1 Закона о контрактной системе установлено, что если в результате продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме открытый конкурс в электронной форме признан не состоявшимся по основаниям, указанным в части 3 статьи 55.1 Закона о контрактной системе, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям ЕИС, Заказчиком, Уполномоченным органом 28.06.2019 размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству в городе Нижний Тагил автодорожного мостового перехода через Нижнетагильский пруд и сопутствующей дорожной и инженерной инфраструктуры в 2018 - 2022 г.г. (номер извещения в ЕИС 0162300000819000374) (далее - Конкурс).
Информационной картой Конкурсной документации установлен размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе, который составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с проектом государственного контракта Конкурсной документации размер обеспечения исполнения государственного контракта обеспечения исполнения государственного контракта составляет 30% от начальной (максимальной) цены контракта, при этом авансирование государственным контрактом не предусмотрено.
Информационной картой документации о Запросе предложений установлен размер обеспечения заявки на участие в Запросе предложений, который составляет 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом 26.08.2019 опубликовано извещение о проведении запроса предложений.
Вместе с тем, согласно проекту государственного контракта документации о Запросе предложений размер обеспечения исполнения государственного контракта обеспечение исполнения контракта представляется подрядчиком в размере 15% от начальной (максимальной) цены контракта, а также заказчик выплачивает подрядчику на выполнение работ по государственному контракту аванс в размере 10% от цены государственного контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при проведении Запроса предложений в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, вышеуказанные существенные положения Конкурсной документации должны быть также установлены в документации о Запросе предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, изменившего существенные условия государственного контракта и условий подачи заявок, не соответствуют части 4 статьи 55.1, части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о Запросе предложений с учетом решения от 06.09.2019 N 19/44/105/2399, Закона о контрактной системе.
При этом, при внесении изменений в документацию о Запросе предложений Заказчику, Уполномоченному органу необходимо установить новый срок выполнения работ, не противоречащий, в том числе, проектной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Уралстроймонтаж" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 06.09.2019 N 19/44/105/2399 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 сентября 2019 г. N 19/44/105/2399 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был