Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан А.С. Курочкина и Е.В. Курочкиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Граждане А.С. Курочкин и Е.В. Курочкина оспаривают конституционность примененных в деле с их участием положений абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 1778), согласно которым государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении исковых требований А.С. Курочкина и Е.В. Курочкиной, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына, 2010 года рождения, к исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и администрации муниципального образования о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата. При этом суды исходили из того, что истцы в приобретенном по договору купли-продажи жилом доме, пострадавшем от наводнения, не были зарегистрированы по месту жительства.
По мнению заявителей, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 7 (часть 1), 17 (часть 1), 19 (часть 2) и 42 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают отказ в предоставлении государственных жилищных сертификатов собственникам утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан.
Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя, Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оспариваемые положения (как в предыдущей, так и в ныне действующей редакции), направленные на оказание социальной поддержки в приобретении жилого помещения гражданам, постоянно проживавшим в жилых домах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, являвшихся для них единственным местом проживания, подлежащие применению с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 года), о возможности признания права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия, собственника жилого помещения или членов его семьи, которые на момент стихийного бедствия не были зарегистрированы или отсутствовали в утраченном жилом помещении по уважительным причинам, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе в части наличия уважительных причин отсутствия регистрации в утраченном жилом помещении и другого жилого помещения для проживания, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Курочкина Андрея Сергеевича и Курочкиной Елены Вячеславовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. N 2025-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Курочкина Андрея Сергеевича и Курочкиной Елены Вячеславовны на нарушение их конституционных прав положениями абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)