г. Уфа
Председательствовал координатор Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан
С.Т. Сагитов
Присутствовали члены РТК: |
|
|
координатор стороны, представляющей в РТК Правительство Республики Башкортостан, министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
- Л.Х. Иванова |
|
координатор стороны, представляющей в РТК Федерацию профсоюзов Республики Башкортостан, председатель Федерации профсоюзов Республики Башкортостан |
- М.Г. Хусаинов |
|
координатор стороны, представляющей в РТК объединения работодателей Республики Башкортостан председатель Союза работодателей Республики Башкортостан |
- В.Ю. Шолом |
|
от Правительства Республики Башкортостан |
А.Р. Абдюков, Г.Р. Ахметшина, A.А. Бакиров, А.А. Галин, В.М. Туманин, B.Н. Новиков, К.Г. Гайнетдинова, А.С. Фахретдинов |
|
от Федерации профсоюзов Республики Башкортостан |
В.А. Апокин, А.Р. Ахуньянов, Л.А. Алексеева, Р.В. Калякулин, А.В. Кузьменко, З.Ф. Ганиева, P.M. Харрасов, P.M. Хисамутдинов, P.M. Хуснуллин |
|
от объединений работодателей Республики Башкортостан |
Е.А. Артемова, В.М. Коротун, Н.А. Лютов, Е.Е. Бартновская, B.C. Касьянов, Л.Р. Николаева, A.M. Сулейманов |
|
Ответственный секретарь РТК |
Ю.М. Мельников |
|
от секретариата РТК |
С.В. Колесникова, В.М. Сотников |
|
Приглашенные: |
Т.Н. Астрелина, М.А. Газизов, М.М. Латыпов, Р.А. Исхаков, Е.Г. Степанов |
|
Приглашенные награждаемые: |
Э.Р. Шайхутдинова, P.P. Сатикова, З.С. Гиздатуллин, Е.Н. Тукбаев, И.С. Яборова, И.Ф. Тимирова, Н.Б. Поротикова, И.В. Федоров, Ф.А. Ибрагимов, Е.Р. Кашуба, В.И. Супов, Г.Р. Мухамадеева, Б.А. Александров, Е.В. Коваль, Е.В. Грибовская, З.О. Ибрагимова, P.P. Хамзин, A.M. Муратшин, Т.Д. Кутушев, Т.Л. Микова, Л.Р. Манапова, Р.Х. Муллагалиев, И.К. Шарипов, А.А. Фабер, М.Н. Ишмухаметова, З.А. Сабирова, З.Ф. Насибуллина, Н.В. Салынов, Л.В. Назарова |
Повестка заседания Республиканской трехсторонней комиссии
I. Церемония награждения победителей республиканского межотраслевого конкурса "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства" и лиц, внесших значительный вклад в развитие системы социального партнерства в Республике Башкортостан
II.
1. "Об итогах выполнения Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы в I полугодии 2018 года"
2. "О создании благоприятных условий труда в Республике Башкортостан"
3. "Об итогах регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в 2018 году"
4. О Всероссийской акции профсоюзов, посвященной Всемирному дню действий "За достойный труд!"
5. О некоторых вопросах организации и проведения республиканских конкурсов "Трудовая летопись" и "Мастера Башкортостана".
I. Решение Республиканской трехсторонней комиссии
1. Об итогах выполнения Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы в I полугодии 2018 года
(С.Т. Сагитов)
Заслушав информацию координаторов (представителей) сторон Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) об итогах выполнения в 1 полугодии 2018 года Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы (далее - Республиканское соглашение), РТК отмечает, что совместная работа профсоюзов, работодателей и Правительства Республики Башкортостан, основанная на принципах социального партнерства, проходила в рамках конструктивного взаимодействия, проведения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений.
В области социально-экономического развития.
По итогам 1 полугодия 2018 года экономическая ситуация в Республике Башкортостан в результате проведенных социально направленных мероприятий продолжает оставаться устойчивой к внешним вызовам.
По оценке Министерства экономического развития Республики Башкортостан, за январь-май 2018 года валовой региональный продукт относительно соответствующего периода предыдущего года увеличился на 1,9% (за январь-май 2017 года рост валового внутреннего продукта Российской Федерации оценивается в 1,3%).
Доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан за I полугодие 2018 года исполнены в объеме 114 182,5 млн. рублей, что составило 52,8 процента к годовому плану.
Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан профинансированы на сумму 87 621,9 млн. рублей, что составило 39,1 процента к годовому плану.
В структуре расходов консолидированного бюджета наибольший удельный вес занимает социальная составляющая бюджета - 79,4 процента всех расходов или 69 533,0 млн. рублей, в том числе расходы на образование - 35,9 процента всех расходов консолидированного бюджета, на социальную политику - 25,6 процента, на здравоохранение, физическую культуру и спорт (с учетом расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) - 9,7 процента, на культуру, кинематографию, средства массовой информации - 5,1 процента, жилищно-коммунальное хозяйство - 3,0 процента, на охрану окружающей среды 0,1 процента. На дорожное хозяйство и развитие транспорта направлено 6,6 процента всех расходов, государственную поддержку сельского хозяйства и рыболовства - 3,2 процента.
Таким образом, по состоянию на 01.07.2018 года доля расходов на социальную сферу в структуре консолидированного бюджета Республики Башкортостан соответствует п. 5 показателей (критерий) оценки выполнения Республиканского Соглашения (приложение N 1).
В области доходов и уровня жизни населения.
С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11163 рубля в месяц(1), в Республике Башкортостан (с учетом районного коэффициента) составил 12837,45 рублей в месяц.
Среднедушевые денежные доходы в республике в январе-июне 2018 года составили 25127,2 руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 0,2%, что ниже среднероссийского темпа на 5,2 проц. пункта (в РФ - 30499 руб. - увеличились на 5,4%).
За январь-июнь 2018 года в Республике Башкортостан, как и в целом по России, наблюдалось замедление темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом обязательных платежей и добровольных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-июне 2018 года к январю-июню 2017 года составили 98,4% при среднероссийском значении 102,6%.
Среднемесячная заработная плата в Республике Башкортостан за январь-июнь 2018 года достигла 32065,9 руб. и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 9,7%, что ниже среднероссийского темпа на 1,5 проц. пункта (в РФ - 42550 руб. - на 11,2%). Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) за этот период составила 108,2%, что ниже российского значения на 0,5% (в РФ - 108,7%).
По данным Росстата, свыше 500 тыс. чел. в республике имеют доходы ниже прожиточного минимума.
По данным выборочного обследования в апреле 2017 года соотношение средней зарплаты 10% работников с наибольшей и 10% с наименьшей зарплатой составляет 10,4 раз, что почти в 2 раза превышает установленное Республиканским соглашением.
Сохраняется просроченная задолженность по заработной плате.
По данным органов статистики, на 1 июля 2018 года задолженность по заработной плате составляет 0,447 млн. руб. По данным профсоюзного мониторинга, задолженность перед работниками - 241 млн. руб.
По инициативе профсоюзов через комиссии по трудовым спорам организаций в первом полугодии 2018 года взыскано свыше 4 млн. руб. своевременно невыплаченной заработной платы.
В результате совместной работы по погашению просроченной задолженности по заработной плате сторон социального партнерства с участием представителей федеральных правоохранительных и контрольно-надзорных органов, администраций муниципальных образований по состоянию на 1 июля т. г. удалось ликвидировать и частично погасить задолженность по заработной плате в 83 организациях на общую сумму 185,6 млн. руб.
В области обеспечения занятости и развития рынка труда.
Уровень регистрируемой безработицы уменьшился с начала года на 0,06 проц. пункта, составив 0,97% на 1 июля 2018 года (в Российской Федерации - 0,9%, в Приволжском федеральном округе - 0,8%).
По состоянию на 1 июля 2017 года в центрах занятости населения было зарегистрировано 19,3 тыс. безработных, что на 6,6% меньше, чем на начало 2018 года. Уровень общей безработицы, определяемой по методологии Международной организации труда, в среднем за март-май 2018 года составил 5,4% (в Российской Федерации - 4,9%, в Приволжском федеральном округе - 4,5%).
В течение I полугодия 2018 года продолжена работа по развитию и совершенствованию форм взаимодействия центров занятости населения и работодателей, по оперативному пополнению, актуализации республиканского банка вакансий.
В результате проделанной работы количество вакансий по состоянию на 1 июля 2018 года увеличилось на 26,3% или почти на 11,3 тыс. единиц (с 42,9 до 54,2 тыс. единиц).
Всего в I полугодии 2018 года работодателями заявлена потребность в 140,6 тыс. работников, что на 4,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года (134,0 тыс. чел.).
Это позволило трудоустроить 35,7 тыс. человек, уровень трудоустройства в I полугодии 2018 года составил 74,4% (за аналогичный период 2017 года - 72,8%).
В целях повышения эффективности трудоустройства ищущих работу граждан проведено 113 мероприятий профориентационной направленности (классные часы, викторины, практические семинары, "деловые игры", мастер-классы, конкурс эссе и сочинений на тему "Профессии будущего", беседы "Профессии будущего", КВН на тему "Я горжусь своей профессией", уроки по профориентации "Мой район - мои предприятия", активизирующие занятия "Престижная профессия", показательные программы "Аукцион профессий", выездные профориентационные мероприятия "Востребованные профессии..." с использованием мобильного офиса);
подготовлены информационные буклеты, памятки, справочники профессий (общий тираж - 44,1 тыс. экземпляров);
размещено более 1,7 тыс. информационных материалов для молодежи на информационных порталах занятости населения, сайтах центров занятости населения.
В течение I полугодия 2018 года проведено 286 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 2,1 тыс. предприятий и организаций и 31,1 тыс. человек, в том числе 1,3 граждан из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В области охраны труда и экологической безопасности
В анализируемый период сторонами продолжена работа, направленная на сокращение травматизма на производстве и профессиональной заболеваемости, создание безопасных условий на рабочих местах и укрепление здоровья работников.
Постоянно осуществляется контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных актов об охране труда, проводится инструктаж по охране труда работников.
Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на стимулирование работодателей к созданию безопасных условий труда и привлечение внимания общественности, населения к проблемам сохранения здоровья при осуществлении профессиональной деятельности.
На заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан рассмотрены вопросам#:
- о состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма в организациях Республики Башкортостан;
- о состоянии производственного травматизма со смертельным исходом в организациях Республики Башкортостан.
За 1 полугодие 2018 года в целях оценки фактических условий труда работников и качества проведения специальной оценки условий труда Министерством семьи и труда РБ осуществлено 15 государственных экспертиз условий труда в отношении 2291 работника организаций республики. По результатам экспертиз выявлены нарушения трудовых прав, допущенные в отношении 1571 работника.
Согласно информации Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, техническими инспекторами труда в первом полугодии 2018 года проведено более 220 проверок по соблюдению работодателями законодательства об охране труда в организациях республики, выявлено более 1000 нарушений нормативных актов в области охраны труда, выдано более 130 представлений на устранение отмеченных нарушений, которые выполнены. Кроме того, проводились независимые экспертизы условий труда, оказывалась конкретная помощь членам профсоюза при рассмотрении дел в судах. Избраны и действуют свыше 10,5 тысяч уполномоченных по охране труда профессиональных союзов.
В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, внедрения передового опыта работы в области охраны труда на предприятиях и в организациях республики организованы следующие мероприятия:
- вводные, первичные, повторные, внеочередные и целевые инструктажи по охране труда с работниками, с обязательным изучением разделов соответствующих правил;
- подписка на газеты и журналы по охране труда и промышленной безопасности;
- размещение и обновление наглядной агитации по мерам пожарной безопасности, по технике безопасности на производстве.
В текущем году продолжилась практика проведения социальными партнерами зональных семинаров - совещаний по вопросам охраны труда:
18.01.2018 - Архангельский, Благоварский, Благовещенский, Иглинский, Нуримановский, Уфимский, Чишминский муниципальные районы;
08.02.2018 - Аскинский, Балтачевский, Бураевского, Караидельского, Татышлинского, Янаульского районов;#
26.04.2018 - Альшеевского, Аургазинский, Гафурийский, Давлекановский, Кармаскалинский, Стерлибашевский, Стерлитамакский муниципальные районы.
В данных мероприятиях приняли участие 459 руководителей и специалистов организаций.
В области социальной защиты трудящихся и населения.
В отчетном периоде большое внимание уделялось вопросам социальной поддержки населения.
Расходы бюджета Республики Башкортостан в первом полугодии 2018 года по реализации государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан" составили 8,9 млрд. рублей или 48,5% к годовому плану.
В частности, за 1 полугодие 2018 года социальные выплаты представлены 16 396 гражданам на сумму 83,9 млн. рублей, в том числе:
- 14 914 получателям доплат к пенсиям (женщинам - участницам ВОВ; отдельным категориям инвалидов ВОВ; отдельным категориям инвалидов боевых действий; реабилитированным лицам; ветеранам труда за почетные звания и особые заслуги) на сумму 80,4 млн. рублей;
- 1 482 малоимущим студентам государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Республики Башкортостан, страдающих хроническими заболеваниями, получателям пособия на диетическое питание в общей сумме 3,5 млн. рублей.
Из бюджета Республики Башкортостан в первом полугодии 2018 года также выделены средства:
6,2 млн. рублей - на осуществление государственных полномочий по предоставлению бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы, на период обучения;
25,0 млн. рублей - на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью за счет средств федерального бюджета;
460,1 млн. рублей - на компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующий# образовательную программу дошкольного образования;
796,3 млн. рублей - на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных и патронатных семьях, а также вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям;
125,7 млн. рублей - на обеспечение питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2,4 млн. рублей - на проведение ремонта ранее занимаемых жилых помещений, расположенных на территории Республики Башкортостан, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансирование расходов на выплату стипендий, социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в I полугодии 2018 года производилось своевременно.
Совершенствуется правовая база, регулирующая вопросы организации отдыха и оздоровления детей. Так, принят Закон Республики Башкортостан от 4 июня 2018 года N 614-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей".
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 июля 2018 года N 305 утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан туристским организациям в целях реализации мероприятий подпрограммы "Развитие и усиление социальной роли туризма в Республике Башкортостан".
На организацию отдыха и оздоровления детей в I полугодии 2018 года предусмотрены средства в сумме 1 818,2 млн. рублей, в том числе:
1 545,1 млн. рублей - в бюджете Республики Башкортостан, из них на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 161,2 млн. рублей, организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) - 761,4 млн. рублей;
273,1 млн. рублей - в бюджетах муниципальных образований Республики Башкортостан.
Согласно информации Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, в 2018 году сумма средств, выделенных работодателями на летний отдых детей, составила более 22,0 млн. руб., профсоюзными организациями - более 10,7 млн. руб.
В области условий труда и социальных гарантий молодежи.
Меры по обеспечению содействия занятости молодежи реализовались в рамках подпрограммы "Занятость молодежи" государственной программы "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан".
В I полугодии 2018 года в центры занятости населения в поисках работы обратилось 12,6 тыс. граждан в возрасте 16-29 лет из них были трудоустроены 10,0 тыс. человек, или 79,2%.
Услуги по профессиональной ориентации получили 28,2 тыс. граждан из числа молодежи, по социальной адаптации на рынке труда и психологической поддержке - 1,7 тыс. человек.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда были направлены на профессиональное обучение 1417 безработных граждан из числа молодежи в возрасте 16-29 лет. На временные рабочие места трудоустроено 131 безработный гражданин в возрасте 18-20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих# работу впервые, и 11,3 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Реализуется Комплексный план мероприятий по профессиональной ориентации учащихся, социально-профессиональной адаптации молодых граждан на рынке труда Республики Башкортостан на 2016-2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2015 года N 1506-р.
Для информирования молодых граждан и определения профессиональных сфер деятельности функционирует информационный интернет-ресурс "Команда будущего", с помощью которого более 74 тыс. учащихся школ прошли профориентационное тестирование.
Из зарегистрированных по республике на 1 июля 2018 года 6085 коллективных договоров, наличие раздела социальных гарантий для молодежи (создание условий для активизации участия молодежи в жизни республики, обеспечение всесторонней социальной поддержки трудовой деятельности) предусмотрено в 4609 коллективных договорах(2) или 75,7%;
Федерацией профсоюзов РБ и ее членскими организациями учреждены и выплачивались порядка ста стипендий студентам высшего, среднего и учащимся начального профобразования.
В области социального партнерства сторонами проводилась последовательная работа по развитию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, анализу исполнения обязательств сторон.
На республиканском уровне действуют 19 отраслевых соглашений во всех важнейших отраслях и секторах экономики, 63 территориальных трехсторонних соглашения, 78 отраслевых соглашений, заключенных на территориальном уровне социального партнерства.
По состоянию на 1 июля 2018 года на территории Республики Башкортостан прошли уведомительную регистрацию 6085 коллективных договора с охватом 765,8 работников или 70,2% от среднесписочной численности работающих. Охват работников действием коллективных договоров увеличивается.
В то же время количество коллективных договоров снижается. Например, по состоянию на 1 июля 2017 года в республике действовало 6311 коллективных договора#, действием которых было охвачено 741,8 тыс. чел.
В соответствии с республиканским соглашением в коллективных договорах определены обязательства сторон в части:
- оказания материальной помощи при рождении ребенка (3035 КД или 49,9%);
- частичной оплаты пребывания детей дошкольных учреждениях (304 КД или 5%);
- предоставления гарантий работникам с семейными обязанностями сверх установленных законодательством (4423 КД или 72,7%);
- оказания помощи в приобретении жилья молодым семьям (538 КД или 12,2%).
В целях повышения заинтересованности работодателей в развитии социального партнерства и создании достойных условий труда (рост оплаты труда, создание качественных рабочих мест и условий для отдыха и быта, установление дополнительных гарантий для работников) в республике продолжена работа по формированию реестра социально ответственных работодателей.
По состоянию на 1 июля 2018 года в реестр социально ответственных работодателей Республики Башкортостан включены сведения о 82 организациях.
Из 192 обязательств сторон (59 совместных, 31 - Правительства Республики Башкортостан, 61 - работодателей, 25 - профсоюзов, 14 - объединений работодателей совместно с профсоюзами, 2 - Правительства Республики Башкортостан совместно с работодателями) по итогам I полугодия 2018 года не в полном объеме выполнены 5 обязательств (3,1%):
по применению работодателями приложения N 3 к Республиканскому соглашению (п. 3.6);
по обеспечению работодателями в порядке, установленном коллективным договором (соглашением, локальным нормативным актом), индексации заработной платы, в том числе задержанной, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (п. 3.7);
по обеспечению работодателями своевременной выплаты заработной платы, недопущению применения "теневых" схем оплаты труда (п. 3.9);
по включению в коллективные договора, отраслевые и территориальные соглашения разделов по работе с молодежью с предоставлением ей гарантий и льгот (п. 8.8);
по включению положений соответствующих пунктов Республиканского соглашения в коллективные договоры (п. 9.3).
Решение:
1. Информацию сторон об итогах выполнения в 1 полугодии 2018 года Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы принять к сведению.
2. В рамках реализации Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы сторонам принять меры по выполнению принятых обязательств, обратив особое внимание на реализацию обязательств, выполненных не в полном объеме.
3. Координаторам сторон Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принять меры, направленные на повышение удельного веса работников, охваченных коллективно-договорным регулированием трудовых отношений.
4. Координаторам отраслевых и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений:
обеспечить своевременное заключение соглашений, по которым истекли сроки действия, а также по заключению новых соглашений на соответствующем уровне социального партнерства, в целях развития принципов социального партнерства и обеспечения дополнительных гарантий работников;
в рамках работы комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на соответствующем уровне социального партнерства обеспечить проведение анализа охвата работников организаций (в том числе подведомственных организаций отрасли/организаций, действующих на территории муниципального образования) коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений и выработку предложений по повышению удельного веса работников, охваченных коллективно-договорным регулированием трудовых отношений, до конца текущего года.
(1) Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ).
(2) далее - КД.
2. О создании благоприятных условий труда в Республике Башкортостан
(Л.Х. Иванова, В.Ю. Шолом, В.А. Апокин, Т.Н. Астрелина, Е.Г. Степанов, М.М. Латыпов)
9 сентября 2016 года в г. Чита состоялось совещание у председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, где были обсуждены вопросы охраны труда и создания благоприятных условий труда.
В связи с актуальностью тематики, вопрос о создании благоприятных условий труда регулярно рассматривается на заседаниях региональных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.
25 января 2013 года в республике принята первая региональная программа "Достойный труд в Республике Башкортостан" на период до 2025 года, подписанная всеми сторонами социального партнерства.
Основными целями Программы являются совместные действия сторон социального партнерства по формированию условий для реализации принципов достойного труда в Республике Башкортостан.
Приоритетные направления Программы:
1. Содействие эффективной занятости населения;
2. Повышение заработной платы работников;
3. Обеспечение безопасных условий труда, охрана труда;
4. Развитие социального партнерства.
Для оценки эффективности Программы установлено 14 показателей.
На заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) принимается План реализации Программы с определением плановых значений по каждому показателю эффективности на очередной год, и подводятся итоги выполнения Плана за предыдущий год.
29 августа 2016 года Правительством Республики Башкортостан утверждена Концепция управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года, основными целями которой являются обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и создание условий для достойного труда. В числе задач, в том числе, - стимулирование роста заработной платы и доходов населения, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Трудовой потенциал республики на 1 января 2018 года составляет 1,993 млн. человек (1 992 785 чел.) рабочей силы, из них в экономике заняты 1,881 млн. человек (1 881 298 чел.) (94,4%).
Списочная численность работающих на 1 января 2018 года составила, по статистическим данным за январь - декабрь 2017 года, 1,120 млн. человек (за два года снижение больше чем на 30 тыс. чел.).
В 2018 году на рынке труда республики стабилизировалось большинство показателей.
По данным обследования (в среднем за май - июль 2018 года) уровень общей безработицы составил 4,6% от численности рабочей силы (в РФ - 4,7%, в ПФО - 4,3%).
Число зарегистрированных безработных уменьшилось с начала года на 9,3% (на 1 января 2018 года - 20,7 тыс. человек), составив на 1 сентября 18,7 тыс. человек.
Снизился уровень регистрируемой безработицы с 1,03% до 0,94%, коэффициент напряженности на рынке труда - с 0,5 до 0,4.
За январь-август 2018 года трудоустроено 46,4 тыс. человек. Уровень трудоустройства составил 74,6% от общего числа граждан, ищущих работу (в январе-августе 2017 года - 73,5%).
Всего за 9 месяцев т. г. работодателями заявлена потребность в 191,8 тыс. работников, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (180,6 тыс. чел.).
В результате принятых мер количество вакансий по состоянию на 1 сентября 2018 года увеличилось на 5,1 тыс. единиц (с 42,9 до 48,0 тыс. единиц).
В целях дальнейшего снижения напряженности на рынке труда постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2018 года N 44 внесены изменения в государственную программу "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан", в части включения мероприятий в области поддержки занятости, предусмотренных приоритетной региональной программой "Повышение производительности труда и поддержка занятости", направленные:
- на возмещение части расходов в связи с организацией опережающего профессионального обучения и профессиональной переподготовки, в том числе за пределами Республики Башкортостан, работников организаций, находящихся под риском высвобождения или высвобожденных, принятых из иных организаций после высвобождения в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, а также повышения квалификации работников, участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости в связи с реализацией программы повышения производительности труда;
- на частичное возмещение расходов на оплату труда работников, находящихся под риском увольнения, а также принятых из иных организаций после высвобождения в связи с реализацией программы по повышению производительности труда и участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан проект паспорта региональной составляющей вышеназванного федерального проекта в соответствии с Проектом паспорта федерального проекта "Поддержка занятости: трудоустройство, обучение, развитие инфраструктуры", одной из составляющей национального проекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости".
Целями проекта паспорта региональной составляющей являются:
- поддержка уровня занятости;
- формирование системы подготовки кадров для повышения производительности труда;
- развитие инфраструктуры занятости.
В региональной составляющей проекта задачи определены в соответствии с федеральным проектом:
- поддержание уровня занятости населения в Республике Башкортостан;
- формирование системы обучения сотрудников предприятий, направленного на повышение производительности труда;
- развитие инфраструктуры занятости.
Отдельной задачей (в соответствии с федеральным проектом) является повышение уровня квалификации сотрудников пенсионного возраста. К 2024 году планируется провести переобучение 750 граждан старшего возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям.
В соответствии с федеральным проектом, определены показатели:
- целевые значения по доле трудоустроенных работников среди участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости, высвобожденных и обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве (не ниже 70% в 2019 году и 90% к 2024 году);
- целевые значения по доле сотрудников предприятий - участников региональной составляющей, которые прошли обучение (не менее 10% сотрудников предприятий - участников национальной программы, которые прошли обучение, ежегодно);
целевые значения по количеству служб занятости населения, в которых реализуются пилотные проекты или мероприятия развития (не менее 4 служб занятости населения в республике ежегодно, в которых проводятся или проведены пилотные проекты и мероприятия развития, ежегодно);
- целевые значения по количеству граждан старшего возраста, которые прошли профессиональное обучение (и/или получили дополнительное профессиональное образование) в соответствии с востребованными в экономике навыками и компетенциями (не менее 125 человек ежегодно).
В целях повышения эффективности трудоустройства ищущих работу граждан за период январь-сентябрь 2018 года:
проведены 428 мероприятий профориентационной направленности (классные часы, викторины, практические семинары); 89 встреч представителей профессиональных образовательных организаций; 121 "горячая линия"; 780 ознакомительных экскурсий "Визит на предприятие", в которых приняли участие 21,5 тыс. учащихся;
получили государственные услуги по профессиональной ориентации 54,7 тыс. человек;
подготовлены информационные буклеты, памятки, справочники профессий (общий тираж - 11 тыс. экземпляров);
размещены более 900 тыс. информационных материалов на информационном портале занятости населения Министерства семьи и труда РБ, сайтах центров занятости населения;
проведены 354 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 2,7 тыс. организаций и 35 тыс. человек, в том числе 1,6 тыс. человек из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях предоставления возможности населению осваивать новые знания, получать нужную специализацию запланировано внедрить новую практику организации повышения квалификации или профессиональной переподготовки - за счет образовательных сертификатов(3).
Республика Башкортостан определена Министерством труда и социальной защиты РФ пилотным регионом по разработке механизма реализации и апробирования образовательных сертификатов.
Основной целью выдачи образовательных сертификатов является трудоустройство граждан в течение периода прохождения обучения или не позднее 1 месяца после завершения обучения.
Право на получение образовательного сертификата имеют зарегистрированные на территории республики граждане, испытывающие трудности в поиске работы, зарегистрированные в государственных казенных учреждениях центрах занятости населения.
В текущем году на указанные цели предусмотрено финансирование из бюджета Республики Башкортостан в размере 1 млн. рублей для выпуска не менее 100 образовательных сертификатов (в рамках госпрограммы "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения").
Меры по обеспечению содействия занятости молодежи реализовались в рамках подпрограммы "Занятость молодежи" государственной программы "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан".
По итогам 1 полугодия 2018 года услуги по профессиональной ориентации получили 12,7 тыс. граждан из числа молодежи, по социальной адаптации на рынке труда и психологической поддержке - 1,8 тыс. человек.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда были направлены на профессиональное обучение 1,4 тыс. безработных граждан из числа молодежи в возрасте 16-29 лет.
Проведены 5 республиканских мероприятий для учащейся молодежи:
1) республиканская информационная акция "От идеи к действиям" в Абзелиловском районе (ДОЦ "Уральские зори"), в которой приняли участие 16 предприятий и 8 профессиональных образовательных организаций. Всего посетили - 1,9 тыс. учащихся;
2) республиканское мероприятие "Ярмарка профессий" в г. Кумертау, в которой приняли участие 38 предприятий и 7 профессиональных образовательных организаций. Всего посетили - 2 тыс. учащихся;
3) в рамках Дней карьерного построения для молодежи 11 сентября 2018 года на площадке ГБУ РБ "Конгресс-холл" состоялся Форум "PROFуспех" и 12-13 сентября 2018 года на площадке выставочного комплекса "ВДНХ-Экспо" - фестиваль "PROFфест".
Охват мероприятиями Форума "PROFуспех" составил более 5 тыс. человек, из которых более 1 тыс. школьников, более 1,5 тыс. студентов и выпускников ССУЗов, более 2 тыс. студентов и выпускников ВУЗов, более 500 представителей органов государственной власти, местного самоуправления, представители крупного, среднего и малого бизнеса, научных и образовательных организаций, служб управления персоналом; провайдеров HR-услуг, консультантов, руководителей и специалистов центров занятости населения Республики Башкортостан, гости из 14 регионов РФ.
Мероприятиями фестиваля "PROFфест" охвачено 15 тыс. школьников и студентов ССУЗов;
4) республиканская информационная акция "От идеи к действиям" с. Акъяр Хайбуллинского района, в которой приняли участие 21 предприятие и 8 профессиональных образовательных организаций. Всего посетили - 1,8 тыс. учащихся;
5) профориентационная акция для учащейся молодежи "Фестиваль профессий" в г. Нефтекамск, в которой приняли участие 6 предприятий и 9 высших профессиональных образовательных организаций. Всего посетили - 2,5 тыс. учащихся.
В целях содействия трудоустройству в республике с 2009 года успешно реализуется мероприятие по организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования, в том числе с 2012 года - за счет средств регионального бюджета.
Стажировка организуется в соответствии с заключенным срочным трудовым договором с работодателем сроком до 6 месяцев. Работодателям производится возмещение их расходов на выплату заработной платы стажеров: не более минимального размера оплаты труда и начислений на фонд оплаты труда.
Данное мероприятие содействует формированию кадрового резерва в организации и получению молодыми гражданами практического опыта.
В 2017 году 425 выпускников трудоустроены в рамках организации стажировки, закрепляемость на рабочих местах составила 70%, на эти цели из бюджета республики израсходовано 7975,5 тыс. рублей. Выпускники образовательных организаций высшего образования активно работали в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом (43%); выпускники образовательных организаций по подготовке специалистов среднего звена - в обрабатывающей отрасли (24%); выпускники образовательных организаций по подготовке рабочих кадров - на предприятиях оптовой и розничной торговли (34%).
За эти годы в стажировке приняли участие около 14 тыс. молодых специалистов.
В этом году запланирована стажировка для 365 выпускников, на эти цели в бюджете республики предусмотрено 7,8 млн. рублей.
По состоянию на 1 октября 2018 года 270 выпускников направлены на стажировку, из них 62 выпускника ВУЗов. 191 выпускник уже завершил стажировку, пока трудоустроилось 50%.
На следующий год стажировка выпускников будет продолжена. В связи с увеличением величины МРОТ, финансирование этого мероприятия в 2019 году составит 18,3 млн. рублей.
Дополнительно к стажировке, в рамках федерального законодательства о занятости, реализуется мероприятие по временному трудоустройству безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые. Так, в 2017 году трудоустроено на временную работу 311 выпускников, за истекший период 2018 года - 166 выпускников.
С 2017 года в республике возобновилась реализация мероприятия по содействию трудоустройству незанятым инвалидам.
В 2017 году из бюджета Республики Башкортостан на создание рабочих мест для инвалидов работодателям возмещены расходы в размере 17,8 млн. рублей; трудоустроено 229 инвалидов в 150 организаций.
На 2018 год запланировано создание 275 рабочих мест для трудоустройства инвалидов (средства бюджета Республики Башкортостан - 21,2 млн. руб.) На 1 сентября текущего года трудоустроено 127 инвалидов в 102 организации.
Наибольшее число рабочих мест организовано в сфере оптовой и розничной торговли, операций с недвижимым имуществом и арендой (24 и 28 рабочих мест, соответственно), 21 рабочее место организовано на предприятиях обрабатывающего производства, 14 - в организациях гостиничной и ресторанной сферы, 10 - в оказывающих прочие коммунальные, социальные услуги, 9 - в организациях сельского хозяйства.
В целях увеличения числа квотируемых рабочих мест для инвалидов в 2018 году внесены изменения в Положение об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Республике Башкортостан. Изменен механизм формирования перечня работодателей, которым устанавливается квота. В соответствии с постановлением Правительства Республике Башкортостан от 13 ноября 2014 года N 506 "Об утверждении Положения об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Республике Башкортостан" квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Башкортостан, среднесписочная численность работников которых составляет 35 и более человек, в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. Все работодатели, соответствующие требованиям установления квоты, должны самостоятельно определить и установить квоту для трудоустройства инвалидов на своем предприятии, и в дальнейшем ежемесячно предоставлять информацию об установлении и выполнении квоты в службу занятости.
На 1 сентября т. г. в республике квота для трудоустройства инвалидов установлена на 3275 предприятиях в количестве 8801 рабочего места, в том числе 996 специальных рабочих мест.
Выполнение квоты по итогам августа 2018 года составило 77,1% (на заквотированных местах работают 6786 инвалидов).
Основной гарантией в сфере труда является выплата заработной платы.
По данным Министерства семьи и труда РБ, среднемесячная заработная плата одного работника за январь-июнь 2018 года достигла 32065,9 руб. и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 9,7%, что ниже среднероссийского темпа на 1,5 проц. пункта (в РФ - 42550 руб. - на 11,2%). Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) за этот период составила 108,2%, что ниже российского значения на 0,5% (в РФ - 108,7%).
Среди субъектов Приволжского федерального округа Республика Башкортостан занимает 5 место по размеру среднемесячной заработной платы, отставая от Пермского края, Республики Татарстан, Самарской и Нижегородской областей, и 6 место по показателю "реальная заработная плата".
В соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации обеспечивается достижение целевых показателей повышения заработной платы по всем 12-ти категориям работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы.
Выплата заработной платы должна осуществляться своевременно и в полном объеме.
По данным Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, по состоянию на 1 сентября 2018 года задолженность по заработной плате более 10,1 тыс. работникам 112 организаций республики составила 509,4 млн. руб., в том числе в 84 организациях-банкротах - 377,2 млн. руб. По сравнению с августом т. г. года сумма задолженности уменьшилась на 21,3 млн. руб., количество организаций-должников - на 4 (со 116 до 112 организаций).
Для принятия своевременных мер по недопущению роста просроченной задолженности по заработной плате оперативная информация об организациях курируемого вида экономической деятельности ежемесячно направляется в отраслевые министерства и ведомства республики.
Работа по погашению просроченной задолженности по заработной плате осуществляется в рамках деятельности Республиканской межведомственной комиссии по вопросам снижения неформальной занятости населения и своевременной выплаты заработной платы на территории Республики Башкортостан (далее - РМК) и комиссий при администрациях муниципальных образований Республики Башкортостан с участием представителей федеральных правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
В целях повышения эффективности работы по погашению задолженности по заработной плате работникам организаций Республики Башкортостан с августа текущего года в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан проводятся еженедельные заседания РМК.
С начала 2018 года проведено 12 заседаний РМК с рассмотрением 84 организаций. В результате принятых мер удалось частично погасить и ликвидировать задолженность по заработной плате в 106 организациях на общую сумму 289,2 млн. руб.
В соответствии с обязательствами Республиканского соглашения стороны ежегодно принимают решение об индексации размеров тарифных ставок первого разряда основных профессий рабочих с учетом роста потребительских цен на товары и услуги. Так, размеры тарифных ставок первого разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности с 1 апреля 2018 года увеличены на 1,6%, что соответствует индексу потребительских цен в декабре 2017 года к декабрю 2016 года - 101,6%.
Охрана труда - составная часть концепции достойного труда.
По оперативным данным Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, по итогам 8 месяцев 2018 года отмечается существенное снижение уровня производственного травматизма. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество случаев со смертельным исходом сократилось на 52,8% (за указанный период зарегистрировано 17 несчастных случаев против 36 случаев за аналогичный период 2017 года).
Тяжелый травматизм сократился на 31% (с 71 до 49 несчастных случаев с тяжелым исходом).
Также снизилось количество выявленных Гострудинспекцией сокрытых несчастных случаев (24 - в 2017 году, 17 - в 2018 году).
Во многом положительная динамика производственного травматизма является результатом усиления мер в сфере охраны труда.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы "Развитие социально-трудовых отношений" государственной программы "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан" на 2015-2020 годы является одной из составляющих системы мер, направленных на улучшение условий и охраны труда в республике.
В дополнение к ней распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 4 мая 2017 года N 385-р принята "дорожная карта" на 2017-2018 годы, направленная на снижение уровня производственного травматизма в особо травмоопасных отраслях экономики и содержащая комплекс разноплановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, с привлечением в соисполнители федеральных органов надзора, республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, а также общественных организаций. Круг решаемых задач довольно широк.
Основная задача - обеспечить снижение численности пострадавших в наиболее травмоопасных отраслях экономики, таких как обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, ЖКХ, транспорт.
Итоги первого года реализации "дорожной карты" показали, что все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме, по пяти из восьми показателей плановые значения достигнуты.
В апреле 2018 года Министерство семьи и труда РБ стало официальным членом глобальной кампании о проведении Концепции "нулевого травматизма". Следствием этого явилась разработка проекта Типовой программы "Нулевой травматизм" для последующего внедрения в организациях республики.
С 2017 года в организациях республики внедряются Методика расследования и учета микротравм, полученных работниками в процессе трудовой деятельности, и Методические рекомендации по проведению поведенческого аудита безопасности, заключающегося в выявлении возможных опасных ситуаций и в их предотвращении.
Для подведомственных учреждений республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления использование данных методик является обязательным.
По результатам мониторинга, проведенного Министерством семьи и труда РБ, установлено, что во всех республиканских органах исполнительной власти, имеющих подведомственные учреждения, и в 45 (71,4%) муниципальных образованиях указанные методики внедрены в подведомственных организациях и рекомендованы к использованию в организациях иных форм собственности.
Наиболее проблемные и острые вопросы, касающиеся производственного травматизма и безопасных условий труда, выносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан, а также Совета инспекций при этой комиссии, муниципальных межведомственных комиссий и Координационных советов.
В отраслевом разрезе обстоятельства и причины травматизма регулярно рассматриваются на коллегиях курирующих ведомств (Минсельхоз РБ, Минжилкомхоз РБ, Госстрой РБ).
С 2016 года ведется работа в рамках Порядка информационного обмена и взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления Республики Башкортостан и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в работе по снижению производственного травматизма (утвержден решением МВК по охране труда РБ от 01.07.2016 N 51), согласно которому в ежемесячном режиме на заседаниях рабочей группы Совета инспекций при МВК по охране труда заслушиваются руководители хозяйствующих субъектов, допустившие случаи травматизма.
Всего за 2018 год проведено 9 заседаний рабочей группы, рассмотрены все случаи травматизма со смертельным исходом и с наиболее тяжкими последствиями. Решения рабочей группы содержат поручения работодателям об устранении причин, приведших к несчастному случаю, о принятии мер по совершенствованию системы управления охраной труда. Контроль за исполнением указанных поручений возлагается на администрацию соответствующего муниципального образования.
На ежемесячных селекторных совещаниях с главами администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в постоянном режиме рассматриваются оперативная информация по травматизму и вопросы охраны труда.
С сентября 2016 года совместно с Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан ежемесячно проводятся практические семинары по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов организаций с привлечением федеральных органов надзора, обучающих центров и поставщиков средств защиты. Их особенностью стало включение практической части, когда представители специализированных организаций проводили со слушателями занятия с демонстрацией и применением средств индивидуальной защиты по вопросам обеспечения безопасности при работах с электрооборудованием, на высоте либо в колодцах и емкостях. В 2017 году такими кустовыми семинарами была охвачена вся республика. В 2018 году проведено 7 семинаров-совещаний.
В целях повышения качества обучения по охране труда в текущем году второй раз был проведен республиканский конкурс на звание "Лучшая обучающая организация по охране труда". По результатам конкурса ежегодно выстраивается региональный рейтинг обучающих организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В 2018 году в месячнике по охране труда приняли участие свыше 6 тысяч организаций с охватом почти 532 тысячи работников всех отраслей и форм собственности.
Ежегодно в рамках Российского промышленного форума, Агропромышленного форума, Форума строительства и ЖКХ проходят панельные сессии по теме создания безопасных условий труда.
По данным Башкортостанстата, сумма израсходованных средств в расчете на одного работника в 2017 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 3 тысячи рублей и составила 12,8 тысяч рублей (в 2016 году - 9,5 тысяч рублей, 2015 - 9,9 тысяч рублей).
В результате совместной работы с ФСС РФ растет количество страхователей, воспользовавшихся средствами на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
В рамках использования средств ФСС, в 2018 году более 3 тыс. страхователей (в 2017 году - 2,5 тыс.) получили разрешение на финансирование предупредительных мер на сумму 295,69 млн. рублей, что на 18,24 млн. рублей больше, чем в 2017 году (277,45 млн. рублей).
Специалистами территориальных подразделений Министерства семьи и труда РБ ежегодно проводится работа по сбору информации о состоянии условий и охраны труда в организациях республики, благодаря которой хозяйствующим субъектам различных уровней бюджета посредством своевременного устранения выявленных нарушений в 2017 году удалось избежать финансовой нагрузки в виде штрафов на сумму порядка 256 млн. рублей(4).
Одной из главных задач является вовлечение молодого поколения в развитие культуры безопасного труда.
Ежегодно в образовательных учреждениях республики проводится конкурс детского рисунка на тему "Охрана труда глазами детей".
В текущем году организованы мероприятия в форме квест-игры "Мы за безопасный труд" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций республики.
На реализацию данного проекта НКО Всероссийское детско-юношеское движение "Школа безопасности" предоставлен грант из республиканского бюджета.
На начало 2018 года в Республике Башкортостан удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, от общей численности работников по обследуемым видам экономической деятельности составил 32,0% (ПФО - 39,6%, в целом по России - 37,9%).
Сравнительный анализ по данному показателю среди регионов Приволжского федерального округа показывает, что Республика Башкортостан находится на 3 месте среди 14 региональных субъектов (в 2014 году - 4 место).
Начиная с 2014 года, особое внимание уделяется вопросам организации проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), введенной вместо аттестации рабочих мест.
В республике внедрена система мониторинга результатов проведения СОУТ.
В целом по республике за период с 1 января 2014 года по 1 сентября 2018 года спецоценка выполнена в 8457 организациях республики, оценены условия труда на 575 тысячах рабочих мест с численностью работающих более 726 тысяч человек. Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проведена спецоценка, составил 66,5%, а с учетом 5-летнего срока действия материалов аттестации - 72,2%.
Республика Башкортостан занимает второе место в Приволжском федеральном округе и пятое место в целом по стране по количеству рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее Роспотребнадзор), наиболее неблагоприятным из отраслей промышленности являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство и строительство. По санитарно-техническому состоянию более 314% хозяйствующих объектов, занимающихся различными видами производств, относятся к группе объектов с неудовлетворительными и крайне неудовлетворительными условиями труда.
Ежегодный анализ Роспотребнадзора о состоянии условий труда работающего населения республики, с учетом лабораторных и инструментальных исследований на рабочих местах свидетельствует, что кардинального изменения на промышленных предприятиях не происходит.
В 2017 году доля рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам, на промышленных предприятиях республики составила по вибрации 3,6% (2016 г. - 3,1%), по шуму - 21,3% (2016 г. - 28,0%), по микроклимату - 11,2% (2016 г. - 6,2%), по освещенности - 12,1% (2016 г. - 8,3%), по электромагнитным полям - 6,8% (2016 г. - 2,1%). Доля проб воздуха на пары и газы, не соответствующих гигиеническим требованиям, составила 2,9% (2016 г. - 3,2%), доля проб воздуха на пыль и аэрозоли, превышающих ПДК, составила 12,1% (2016 г. - 21,8%). Кроме того, в республике сохраняется высокая доля ручного труда.
Указанное положение с условиями труда обуславливается, в первую очередь, оборудованием с высокой изношенностью основных факторов (до 70-90%) и низкой механизацией труда.
По данным Роспотребнадзора, за последние 3 года в республике зарегистрировано 335 случаев профессиональных заболеваний и отравлений. В 2017 года наблюдается снижение регистрации случаев профессиональных заболеваний и установлено 94 случая профессиональных заболеваний и отравлений. При этом половина профессиональных заболеваний обусловлены физическими перегрузками.
Анализ проводимых проверок, а также случаев профессиональных заболеваний и отравлений, свидетельствует о низкой грамотности в вопросах гигиены труда представителей работодателя и работников, об отсутствии заинтересованности работодателей в улучшении состояния условий труда. В то же время, размеры административных наказаний за нарушения санитарного законодательства относительно малозначительны.
Имеются проблемы также в качестве проведения периодических медицинских осмотров трудящихся вредных и опасных профессий. Лишь чуть больше половины (2017 г. - 46,5%, 2016 г. - 45,5%; 2015 г. - 49,2%) установленных профессиональных заболеваний ежегодно выявляют на указанных мероприятиях, остальные - при активном обращении за медицинской помощью.
В 2017 году в области улучшения условий труда и профилактике профессиональной заболеваемости, а также в целях решения вышеуказанных проблем, проводились мероприятия в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на 2017 год и основными направлениями работы по охране труда в Республике Башкортостан на 2017 год. Данные мероприятия осуществлялись во взаимодействии с органами исполнительной власти, органами здравоохранения, профсоюзами и другими организациями и ведомствами.
Так, в 2017 году на заседаниях МВК по охране труда в Республике Башкортостан были рассмотрены следующие вопросы:
- "О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма в организациях Республики Башкортостан за 2016 год";
- "О совершенствовании проведения медицинских осмотров в организациях, расположенных на территории Республики Башкортостан";
- "О состоянии производственного травматизма в организациях жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, строительства";
- "О реализации мер, направленных на снижение производственного травматизма в Республике Башкортостан. О соблюдении требований охраны труда в муниципальных организациях Республики Башкортостан".
На Совете инспекций при МВК по охране труда в Республике Башкортостан рассмотрены следующие вопросы:
- "О состоянии условий и охраны труда, профессиональной заболеваемости в организациях MP Благовещенский район Республики Башкортостан";
- "О результатах мониторинга деятельности организаций, аккредитованных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на право оказания работодателям услуги по обучению вопросам охраны труда".
Несмотря на то, что в республике показатели состояния условий труда лучше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу и по России, проблема улучшения условий труда продолжает оставаться актуальной для многих организаций.
Решение:
1. Принять к сведению информацию сторон социального партнерства и мнения, высказанные участниками заседания РТК, по вопросу о создании благоприятных условий труда в Республике Башкортостан.
2. Сторонам социального партнерства продолжить работу по реализации в полном объеме совместной программы "Достойный труд в Республике Башкортостан" на период до 2025 года.
3. Министерству семьи и труда Республики Башкортостан продолжить на постоянной основе практику оказания методической помощи работодателям по охране труда в организациях республики, в том числе по распространению методических рекомендаций по проведению поведенческого аудита безопасности и учету микротравм.
4. Утвердить прилагаемую типовую программу "Нулевой травматизм" (Приложение N 1).
5. Рекомендовать государственным органам Республики Башкортостан и администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять меры, в том числе в отношении подведомственных организаций:
по обеспечению стопроцентного завершения специальной оценки условий труда, в том числе путем усиления ведомственного контроля, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан от 27 марта 2018 г. N 58/2.
Срок: до 31 декабря 2018 года.
по внедрению типовой программы "Нулевой травматизм". Сводные отчеты представить в Министерство семьи и труда РБ.
Срок: до 15 февраля 2019 года.
по прохождению самопроверки с использованием проверочных листов раздела "Охрана труда" сервиса "Электронный инспектор" https://онлайнинспекция.рф/inspector с последующим устранением выявленных в ходе самопроверки нарушений. Сводные отчеты представить в Министерство семьи и труда РБ.
Срок: до 15 февраля 2019 года.
6. Рекомендовать работодателям:
проводить в организации мониторинг работников предпенсионного и пенсионного возраста, с целью определения потребности в их профессиональной переподготовке или повышении квалификации.
Срок: II квартал 2019 года, далее - постоянно.
обеспечить внедрение принципов бережливого производства и организовать повышение квалификации и переподготовку работников в целях повышения производительности труда.
Срок: постоянно.
7. Республиканским органам исполнительной власти совместно с республиканскими комитетами отраслевых организаций профсоюзов продолжить проведение мониторинга ситуации с невыплатой заработной платы в организациях по отраслевому принципу с обязательным информированием Республиканской межведомственной комиссии по вопросам снижения неформальной занятости и своевременной выплаты заработной платы на территории Республики Башкортостан.
Срок: постоянно.
8. Предложить территориальным межведомственным комиссиям (советам) по охране труда при администрациях муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан организовать сбор сведений от индивидуальных предпринимателей, организаций малого и микро-бизнеса, желающих провести специальную оценку условий труда, и рассылку консолидированной заявки в сервисные организации, оказывающие услуги по проведению этой работы.
Срок: постоянно.
9. Федерации профсоюзов Республики Башкортостан и Союзу работодателей Республики Башкортостан:
продолжить положительную практику обучения по охране труда членов комиссий по проведению специальной оценки условий труда;
регулярно рассматривать выполнение работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
осуществлять в пределах компетенции контроль за установлением работодателями порядка урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда, предусмотренного приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда".
Срок: постоянно.
(3) 31 августа 2018 года принято постановление Правительства РБ N 419 "Об организации выпуска образовательных сертификатов в целях участия граждан в программах повышения квалификации и переподготовки".
(4) по приблизительной оценке, исходя из размеров административных штрафов за соответствующие нарушения.
3. Об итогах регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в 2018 году
(Ю.М. Мельников, С.Т. Сагитов, А.А. Бакиров)
Всероссийский конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности" проводится ежегодно в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2009 года N 265-р.
Целью проведения конкурса является привлечение общественного внимания к важности социальных вопросов на уровне организаций и предприятий, демонстрация конкретных примеров решения социальных задач, а также стимулирование организаций и предприятий к заимствованию положительного опыта в данной области.
Федеральный оргкомитет в текущем году утвердил всего 16 номинаций.
Впервые утверждены новые номинации:
"За лучшие условия работникам с семейными обязанностями в организациях производственной сферы",
"За лучшие условия работникам с семейными обязанностями в организациях непроизводственной сферы",
"За трудоустройство инвалидов в организации",
"За трудоустройство инвалидов на предприятия, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов".
Региональный этап конкурса проводится на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 2 апреля 2010 года N 294-р в рамках деятельности Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Плана мероприятий по проведению регионального этапа РОВСЭ. Организаторами регионального этапа являются стороны социального партнерства.
В Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, как уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти по организационно-техническому обеспечению проведения конкурса, в 2018 году представлено на участие в конкурсе 49 заявок по 16 номинациям от 32 организаций, осуществляющих деятельность на территории республики.
Согласно требованиям конкурса, организации заполнили заявки с введением баллов по каждому критерию.
Экспертная рабочая группа РТК по проведению регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" (далее - экспертная рабочая группа) оценила и сопоставила материалы, представленные для участия в конкурсе, критериям и порядком, указанными в документации о проведении РОВСЭ.
Большинство организаций соответствуют критериям конкурса, достоверность предоставленных ими сведений подтверждена:
по перечислению налогов, страховых взносов - Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Башкортостан, ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан;
по отсутствию неустраненных нарушений трудового законодательства, в том числе просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам работникам, коллективного трудового спора в текущем году, а также случаев производственного травматизма со смертельным исходом в году, предшествующем году проведения конкурса - Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан.
По состоянию на 9 октября 2018 года у ряда организаций сохраняется задолженность, в том числе текущая по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации, страховым взносам в ФСС, в связи с чем их заявки отклоняются.
Практически все организации имеют заключенный и зарегистрированный в установленном порядке коллективный договор, работают рентабельно, осуществляют постоянную социальную поддержку работников, не имеют просроченной задолженности по заработной плате и смертельных несчастных случаев.
Согласно критериям допуска к участию в конкурсе и критериям оценки принятых к участию в конкурсе заявок Экспертной рабочей группой представлена итоговая таблица с предложениями о победителях конкурса.
Стороны, рассмотрев предложения Экспертной рабочей группы, приняли
Решение:
1. Принять к сведению информацию руководителя Экспертной рабочей группы РТК по проведению регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" о ходе проведения регионального этапа "Российская организация высокой социальной эффективности" в 2018 году и предложениях для подведения итогов регионального этапа.
2. В связи с наличием задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации и (или) страховым взносам в фонд социального страхования отклонить заявки следующих организаций, как переставшие соответствовать предъявляемым требованиям во время проведения конкурса:
ГБУЗ РБ Городская клиническая больница N 8;
ООО "Белебеевское предприятие "Автодеталь";
ООО "СНЭМА-СЕРВИС" (г. Уфа);
МУП "Уфимские инженерные сети".
3. Признать победителями регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в 2018 году:
в номинации "За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях производственной сферы":
1 место - ПО "Ишимбайские электрические сети" (ПО "ИЭС") филиал ООО "Башкирские распределительные электрические сети", г. Ишимбай;
2 место - АО "Красный пролетарий"
3 место - АО "Транснефть-Урал"
в номинации "За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы":
1 место - МБДОУ "Детский сад "Колосок" с. Шаран" MP Шаранский район;
2 место - ГБСУСОССЗН Стерлитамакский психоневрологический интернат;
3 место - не присуждать.
в номинации "За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы":
1 место - ООО "Газпром трансгаз Уфа";
2 место - АО "Транснефть-Урал";
3 место - АО "Уфимское научно-производственное предприятие "Молния", г. Уфа;
3 место - ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение"
в номинации "За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы":
1 место - МАДОУ детский сад N 7 "Колокольчик", г. Янаул;
2 место - МАУДО "Детская школа искусств села Куяново", MP Краснокамский район РБ;
3 место - не присуждать.
в номинации "За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы":
1 место - ООО "Газпром трансгаз Уфа";
2 место - ПАО "Нефаз";
3 место - АО "Транснефть-Урал"
в номинации "За формирование здорового образа жизни в организациях непроизводственной сферы":
1 место - ГБУЗ РБ Клиническая больница N 1 города Стерлитамак;
2 место - ГАПОУ Нефтекамский нефтяной колледж;
3 место - не присуждать.
в номинации "За развитие социального партнерства в организациях производственной сферы":
1 место - АО "Красный пролетарий";
2 место - ООО "Газпром трансгаз Уфа";
3 место - ПАО "Нефаз"
в номинации "За развитие социального партнерства в организациях непроизводственной сферы":
1 место - ГКУ межрайонный центр занятости населения Зауралья;
2 место - ГБУЗ РБ Стерлитамакская психиатрическая больница;
3 место - не присуждать.
в номинации "За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности":
1 место - ООО "Газпром трансгаз Уфа";
2 место - АО "Транснефть-Урал";
3 место - АО "Благовещенский арматурный завод"
в номинации "За лучшие условия работникам с семейными обязанностями в организациях непроизводственной сферы":
1 место - ГАУСОН Старобаишский дом-интернат для престарелых и инвалидов;
2 место - ГАПОУ Нефтекамский нефтяной колледж
4. Признать ООО "Газпром трансгаз Уфа" победителем Гран-при регионального этапа, в связи с победой в трех номинациях: "За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы", "За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы", "За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности" и присуждением 2 места в номинации "За развитие социального партнерства в организациях производственной сферы".
5. Определить, что в связи с отсутствием заявок, конкурс не состоялся в номинациях:
"За создание и развитие рабочих мест в организациях непроизводственной сферы";
"За лучшие условия работникам с семейными обязанностями в организациях производственной сферы".
6. Определить, что в связи с отклонением заявок организаций (наличие задолженности перед# по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации и (или) страховым взносам в фонд социального страхования, одна заявка на участие), не определять победителей в номинациях:
"За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы.
"Малая организация высокой социальной эффективности";
"За трудоустройство инвалидов на предприятия, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов"
"За трудоустройство инвалидов в организации".
7. Номинировать для участия в федеральном этапе конкурса следующие организации-победители регионального этапа конкурса:
7.1 номинации# "За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях производственной сферы":
ПО "Ишимбайские электрические сети" (ПО "ИЭС") филиал ООО "Башкирские распределительные электрические сети", г. Ишимбай;
7.2 в номинации "За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы":
МБДОУ "Детский сад "Колосок" с. Шаран" MP Шаранский;
7.3 в номинации "За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы":
ООО "Газпром трансгаз Уфа";
7.4 в номинации "За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы":
МАДОУ Детский сад N 7 "Колокольчик", г. Янаул;
7.5 в номинации "За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы":
ООО "Газпром трансгаз Уфа";
7.6 в номинации "За формирование здорового образа жизни в организациях непроизводственной сферы":
ГБУЗ РБ Клиническая больница N 1 города Стерлитамак;
7.7 в номинации "За развитие социального партнерства в организациях производственной сферы":
АО "Красный пролетарий";
7.8 в номинации "За развитие социального партнерства в организациях непроизводственной сферы":
ГКУ Межрайонный центр занятости населения Зауралья;
7.9 в номинации "За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности":
ООО "Газпром трансгаз Уфа";
7.10 в номинации "За лучшие условия работникам с семейными обязанностями в организациях непроизводственной сферы":
ГАУСОН Старобаишский дом-интернат для престарелых и инвалидов.
8. Номинировать для участия в федеральном этапе конкурса АО "Транснефть-Урал", являющееся единственным участником регионального этапа всероссийского конкурса по номинации "За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы"
9. Наградить победителей конкурса Дипломами регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности":
Гран-при;
1 место;
2 место;
3 место.
10. Министерству семьи и труда Республики Башкортостан направить благодарственное письмо организациям - участникам регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
11. Церемонию награждения провести на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
12. В соответствии с пунктом 2.3 Положения о реестре социально ответственных работодателей Республики Башкортостан и мерах их государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 октября 2015 года N 434, включить победителей регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в 2018 году в реестр социально ответственных работодателей Республики Башкортостан.
13. Сторонам социального партнерства обеспечить освещение итогов регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в 2018 году в соответствии с пунктом 10.6 Республиканского соглашения.
14. Предложить Агентству по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан рассмотреть возможность выпуска отдельных информационных передач (сюжетов) на республиканском телевидении (ГУП ТРК "Башкортостан") об участниках регионального этапа конкурса и его победителях.
15. Рекомендовать руководителям организаций, являющихся победителями регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в 2018 году поощрить работников, внесших наибольший вклад в достижение высоких показателей социальной эффективности и развитие социального партнерства, за счет средств организаций.
16. Уполномоченному органу - Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить в соответствии с Порядком проведения всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" и награждения его победителей направление до 3 ноября 2018 года материалов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для участия номинируемых РТК организаций в федеральном этапе конкурса;
17. Сторонам социального партнерства, с целью повышения заинтересованности работодателей в создании достойных условий труда, принять меры по обеспечению широкого информационного и коммуникативного сопровождения регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в 2019 году.
4. О ходе проведения республиканского конкурса "Трудовая летопись"
(Ю.М. Мельников, С.Т. Сагитов)
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года N 1520-р в 2018-2019 годах предусмотрено проведение республиканского конкурса "Трудовая летопись".
Участие в конкурсе объединяет усилия сторон на всех уровнях социального партнерства.
Организаторами Конкурса являются Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Федерация профсоюзов Республики Башкортостан, Союз работодателей Республики Башкортостан (далее - организаторы конкурса).
Решением РТК от 5 апреля 2018 года утверждено Положение о республиканском конкурсе "Трудовая летопись".
Конкурс проводится в целях:
возрождения, сохранения и развития трудовых традиций в семьях;
формирования позитивного общественного мнения о людях труда;
сохранения и преумножения лучших трудовых традиций;
воспитания у жителей республики чувства гордости за достижения соотечественников, внесших значительный трудовой вклад в развитие Республики Башкортостан.
Срок принятия заявок до 15 октября 2018 года.
По состоянию на 9 октября 2018 года заявки представлены только от 4 династий:
- Соловьевы (Шаранский район), Васильевы (Давлекановский район) - отрасль здравоохранения;
- Минликаевы (Янаульский район) и Тимершины (Янаульский район) - отрасль образования.
Решение:
1. Информацию ответственного секретаря РТК, первого заместителя министра семьи, труда и социальных отношений принять о ходе проведения республиканского конкурса "Трудовая летопись" принять к сведению.
Продлить срок приема заявок по республиканскому конкурсу "Трудовая летопись" до 15 ноября 2018 года;
2. Агентству по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан принять меры по информационному сопровождению мероприятия в СМИ.
3. Федерации профсоюзов Республики Башкортостан во взаимодействии с республиканскими отраслевыми организациями профсоюзов провести работу по выявлению возможных участников конкурса и оказанию содействия по представлению материалов.
5. О некоторых вопросах организации и проведения республиканского конкурса "Мастера Башкортостана"
(Ю.М. Мельников, С.Т. Сагитов)
Целью республиканского конкурса профессионального мастерства "Мастера Башкортостана" является повышение престижа высококвалифицированного труда в Республике Башкортостан, пропаганда достижений и передового опыта, содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства.
Конкурс направлен на:
укрепление системы социального партнерства в Республике Башкортостан;
укрепление кадрового потенциала организаций Республики Башкортостан;
формирование позитивного общественного мнения в отношении труда работников массовых профессий, информирование населения республики о трудовых и передовых технологических достижениях;
привлечение молодежи в реальный сектор экономики Республики Башкортостан;
содействие повышению квалификации и конкурентоспособности работников массовых профессий, востребованных на рынке труда Республики Башкортостан;
повышение самооценки личности работников.
Всего утверждено 20 профессий, по которым должны были быть проведены отраслевые конкурсы в 2018 году. По ряду профессий отраслевые конкурсы не состоялись, в связи с чем предлагается внести изменения в Перечень профессий, по которым в 2018 году предусмотрены отраслевые конкурсы профессионального мастерства в рамках республиканского конкурса "Мастера Башкортостана".
Решение:
1. Информацию ответственного секретаря РТК, первого заместителя министра семьи, труда и социальных отношений принять о ходе проведения республиканского конкурса "Мастера Башкортостана" принять к сведению.
2. Внести в Перечень профессий, по которым в 2018 году предусмотрены отраслевые конкурсы профессионального мастерства в рамках республиканского конкурса "Мастера Башкортостана", следующие изменения:
исключить "Лучший плотник", "Лучший пчеловод", "Лучший слесарь механосборочных работ".
дополнить "Лучший кондитер", "Лучший кумысодел", "Лучший оператор по искусственному осеменению коров и телок".
3. Организовать чествование победителей отраслевых конкурсов.
6. О Всероссийской акции профсоюзов, посвященной Всемирному дню действий "За достойный труд!"
(М.Г. Хусаинов, С.Т. Сагитов)
Решение:
1. Информацию председателя Федерации профсоюзов Республики Башкортостан об акции профсоюзов, посвященной Всемирному дню действий "За достойный труд!", и резолюцию, принятую участниками акции 5 октября 2018 года, принять к сведению.
Координатор РТК, |
С.Т. Сагитов |
Ответственный секретарь РТК |
Ю.М. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол заседания Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) от 9 октября 2018 г. N 5
Текст протокола опубликован не был