В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Белгородской области от 08 июля 2019 года N 294-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2021 года", постановлением Правительства Белгородской области от 15 октября 2018 года N 370-пп "Об утверждении основных направлений долговой политики Белгородской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" постановляю:
1. Утвердить основные направления долговой политики городского округа "Город Белгород" на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов (прилагаются).
2. Управлению по взаимодействию со СМИ администрации города обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Наш Белгород" и на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода (Рулеву С.Ф.).
Первый заместитель |
В.Г. Голиков |
Утверждены
постановлением администрации
города Белгорода
от 13.09.2019 года N 159
Основные направления
долговой политики городского округа "Город Белгород" на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов
1. Общие положения
Основные направления долговой политики городского округа "Город Белгород" на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов (далее - долговая политика города Белгорода) разработаны в целях формирования задач на среднесрочный период, направленных на сокращение дефицита бюджета городского округа "Город Белгород" (далее - город Белгород), мобилизацию дополнительных доходных источников, оптимизацию расходных обязательств и снижение объема муниципального долга, а также в целях разработки условий и подходов, принимаемых при исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" в 2019 году и плановом периоде 2020 - 2021 годов и формирования основных направлений долговой политики при составлении проекта бюджета города Белгорода на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов.
Долговая политика города Белгорода устанавливает совокупность мероприятий, проводимых администрацией города Белгорода по организации и исполнению своих функций и задач в области долговых обязательств города Белгорода.
Долговая политика города Белгорода является производной от бюджетной политики, непосредственно связана с бюджетным процессом города Белгорода и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры муниципального долга, осуществлению муниципальных заимствований при поддержании приемлемого уровня риска и стоимости заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению муниципальных гарантий города Белгорода.
Формирование долговой политики города Белгорода осуществляется ежегодно до утверждения бюджета городского округа "Город Белгород" (далее - бюджет города Белгорода) на очередной финансовый год, но не позднее 1 ноября.
2. Реализация долговой политики города Белгорода и анализ текущего состояния муниципального долга
Основные результаты долговой политики города Белгорода, проводимой до 1 января 2019 года, характеризуются следующими показателями.
Объем муниципального долга города Белгорода на 1 января 2018 года составил 3 млн. 438 тыс. рублей, в том числе по муниципальным гарантиям города Белгорода - 1 млн. 408 тыс. рублей. По итогам исполнения бюджета города Белгорода за 2018 год объем муниципального долга на 1 января 2019 года составил 2 млн. 645 тыс. рублей, в том числе по муниципальным гарантиям города Белгорода - 185 тыс. рублей. Удельный вес гарантийных обязательств в структуре муниципального долга города Белгорода снизился до 6,9 процента или на 33,9 процента.
Муниципальные гарантии в 2013 - 2016 годах представлялись для строительства объектов социального назначения и социального обеспечения населения и реализации инвестиционных проектов.
Сдержанная долговая политика города Белгорода, проводимая на протяжении последних трех лет, обеспечила снижение долговой нагрузки на бюджет города Белгорода. Проведена работа по снижению процентных ставок по банковским кредитам, привлеченным в 2015 - 2018 годах, за счет перекредитования под более низкие процентные ставки и пересмотра условий действующих контрактов. Бюджетный эффект по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга в результате составил: в 2018 году - 12 млн. 600 тыс. рублей, в 2019 году его объем планируется в сумме 7 млн. 700 тыс. рублей.
Начиная с 2016 года благодаря реализации проекта "Привлечение бюджетных кредитов посредством взаимодействия с Управлением Федерального казначейства по Белгородской области" дорогие коммерческие кредиты заменяются бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов под 0,1% годовых. За период 2016 - 2018 годов городом Белгородом из вышестоящего бюджета получено бюджетных кредитов на сумму 3 млрд. 096 млн. 973 тыс. рублей, которые были направлены как на погашение долговых обязательств, так и на покрытие временных кассовых разрывов.
Удельный вес муниципального долга города Белгорода в общем объеме доходов без учета безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов соответствует нормативному значению, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно расчетам долговой устойчивости по методике, предложенной Министерством Финансов Российской Федерации, установлены показатели отнесения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к группам долговой устойчивости. Показатели долговой устойчивости города Белгорода за 2016 - 2019 год отражены в таблице N 1.
Таблица N 1
N п/п |
Наименование показателя |
Исполнение бюджета города Белгорода |
Утверждено на 2019 год |
||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1. |
Отношение объема государственного (муниципального) долга к общему объему доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений), % |
75,8 |
76,9 |
56,3 |
58,7 |
2. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга в общем объеме расходов бюджета города (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из вышестоящих бюджетов), % |
2,8 |
2,5 |
3,5 |
3,3 |
3. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного (муниципального) долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из вышестоящего бюджета, % |
16,0 |
15,0 |
11,5 |
9,9 |
Показатели долговой устойчивости города Белгорода соответствуют группе с высокой долговой устойчивостью. В настоящее время объем муниципального долга города Белгорода находится на экономически безопасном уровне, процессы управления муниципальным долгом направлены на эффективное решение задачи по минимизации стоимости его обслуживания с соблюдением бюджетных ограничений по дефициту, объему муниципального долга и расходам на его обслуживание.
3. Основные факторы, определяющие направления долговой политики города Белгорода на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов
Сложившиеся показатели экономики города в текущем периоде и прогноз ее развития в среднесрочной перспективе не позволят обеспечить значительный рост доходов бюджета города Белгорода и существенно сократить объём муниципального долга. Кроме того, имеются риски выпадающих в значительных объёмах доходов бюджета города Белгород по отдельным источникам.
Как следствие, предстоит адаптировать долговую политику к новым реалиям и выработать комплекс мер, направленных на сохранение гибкости при осуществлении муниципальных заимствований, а также обеспечить приоритетное привлечение бюджетных кредитов в бюджет города Белгорода в целях минимизации расходов на обслуживания муниципального долга.
Кроме того, необходимо разработать мероприятия по сокращению объема муниципального долга с одновременным снижением размера дефицита бюджета города Белгорода.
Долговая политика города Белгорода, как и в предыдущем периоде, будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета города Белгорода при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Реализацию долговой политики города Белгорода следует сосредоточить на обеспечении выполнения принятых долговых обязательств в среднесрочной и долгосрочной перспективе при наименьших затратах и разумной степени риска, которая будет способствовать поддержанию рейтинга города Белгорода как надежного заемщика на финансовом рынке капитала.
Для повышения качества управления муниципальным долгом городского округа необходимо обеспечить:
- поэтапное (последовательное) снижение и поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга, в том числе за счет минимизации дефицита бюджета города Белгорода, проведения оценки рисков, связанных с увеличением муниципального долга;
- проведения систематического отбора форм покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Белгорода, в том числе продолжение практики активного использования бюджетных кредитов, привлеченных от Управления Федерального казначейства по Белгородской области, а также эффективного управления свободными остатками средств бюджета города Белгорода и муниципальных учреждений городского округа;
- сокращение стоимости обслуживания муниципального долга, в том числе за счет проведения работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным контрактам на оказание услуг по предоставлению денежных средств (кредита), привлечению кредитов кредитных организаций при условии установления процентной ставки, рассчитываемой как сумма ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и надбавки, определяемой контрактом.
В 2019 году и плановом периоде планируется проводить политику ограничения осуществления муниципальных заимствований и предоставления муниципальных гарантий. Привлечение муниципальных заимствований в 2019 - 2021 годах преимущественно будет осуществляться в объемах не более погашения имеющихся долговых обязательств.
Вне зависимости от складывающейся экономической ситуации в предстоящем периоде долговая политика должна быть направлена на осуществление заимствований в объёмах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.
4. Принцип, цели и задачи долговой политики города Белгорода
Основным принципом долговой политики города Белгорода является эффективное управление муниципальным долгом для обеспечения сбалансированности бюджета города Белгорода при безусловном выполнении принятых обязательств, соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К целям долговой политики относится:
- сохранение объёма муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- своевременное исполнение долговых обязательств города Белгорода.
Задачами долговой политики является:
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- мониторинг текущей ситуации по исполнению бюджета города Белгорода с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
- минимизация стоимости привлекаемых заимствований;
- безусловное соблюдение требований бюджетного законодательства в части параметров дефицита бюджета и муниципального долга;
- безоговорочное соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
5. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики
Основными рисками, связанными с управлением муниципальным долгом, являются:
- изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленной, в том числе, внешнеполитическими факторами и неопределённостью темпов развития национальной экономики;
- влияние рисков нестабильной экономической ситуации в среднесрочной перспективе на возможность рыночных заимствований в объёмах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;
- риск снижения объёмов привлечения в бюджет города Белгорода бюджетных кредитов из вышестоящих уровней бюджета;
- риск роста процентных ставок на рынке заимствований.
6. Мероприятия, проводимые в рамках реализации основных направлений долговой политики
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляется путём выполнения комплекса мероприятий по следующим основным направлениям долговой политики:
1) сохранение объёма муниципального долга на экономически безопасном уровне, в рамках которого предполагается:
- осуществление мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей бюджета города Белгорода и приводящих к сокращению его дефицита;
- осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств бюджета города Белгорода в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении бюджета города Белгорода.
2) минимизация стоимости обслуживания муниципального долга, в рамках которой предлагается:
- привлечение из областного бюджета бюджетных кредитов сроком до 3 лет в целях замещения кредитов, полученных в кредитных организациях, и снижение расходов на обслуживание муниципального долга;
- привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
- привлечение остатков средств, поступающих во временное распоряжение муниципальных казённых учреждений города, в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
- привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств бюджета города Белгорода в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
- постоянный мониторинг рынка банковских услуг в целях принятия экономически обоснованных решений по привлечению в бюджет города Белгорода кредитных ресурсов по минимально возможным процентным ставкам;
- оптимизация структуры муниципального долга за счёт привлечения среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объёме долговых обязательств города Белгорода в целях равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет города Белгорода в соответствующем году и плановом периоде;
- планирование графиков погашения долговых обязательств города Белгорода.
3) размещение информации о муниципальном долге города Белгорода в средствах массовой информации и телекоммуникационной сети Интернет информации на основе принципов открытости и прозрачности, что позволит широкому кругу пользователей осуществлять оценку долговой политики города Белгорода и его финансовой устойчивости.
Руководитель комитета финансов |
С.Ф. Рулева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Белгорода от 13 сентября 2019 г. N 159 "Об утверждении основных направлений долговой политики городского округа "Город Белгород" на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов"
Текст постановления опубликован в газете "Наш Белгород" от 20 сентября 2019 г. N 37