Положение об организации и порядке проведения работ по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности (утв. МЧС России 29 марта 2017 г. N 2-4-71-16-28)

Положение об организации и порядке проведения работ по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности
(утв. МЧС России 29 марта 2017 г. N 2-4-71-16-28)

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение об организации и порядке проведения работ по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности (далее - Положение) устанавливает объекты, подлежащие обязательной сертификации, функции участников обязательной сертификации, особенности процедуры обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности (далее - технические средства оповещения), требования к органам по сертификации и их cпециалистам, вопросы формирования и ведения Единого реестра обязательной сертификации, порядок оплаты работ и рассмотрения жалоб, а также основные формы документов, применяемые при обязательной сертификации.

1.2. Положение разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";

Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (далее - Постановление);

приказом МЧС России от 28.02.2017 N 99 "Об обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности" (далее - Приказ)".

 

2. Технические средства оповещения для обеспечения транспортной безопасности, подлежащие обязательной сертификации и их назначение

 

2.1. Обязательной сертификации для целей обеспечения транспортной безопасности подлежат технические средства оповещения, обеспечивающие:

а) доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, должностных лиц, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения;

б) передачу сигналов оповещения и экстренной информации по стационарным и подвижным сетям связи общего пользования, а также технологическим сетям связи.

 

3. Участники процедуры обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности и их функции

 

3.1. В соответствии с п.З Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения, утвержденных Постановлением (далее - Правила) и Приказом, участниками обязательной сертификации технических средств оповещения являются:

федеральный орган по сертификации - МЧС России в лице Научно-технического управления (далее - НТУ МЧС России);

органы по сертификации - научные и образовательные организации, подведомственные МЧС России и уполномоченные им для выполнения процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств оповещения;

испытательные лаборатории - юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств оповещения.

3.2. Федеральный орган по сертификации в пределах своей компетенции:

а) утверждает настоящее Положение и формы документов, необходимых для осуществления процедуры сертификации технических средств оповещения;

б) утверждает методики проведения сертификационных испытаний технических средств оповещения с целью подтверждения их соответствия требованиям, установленным в Постановлении;

в) утверждает положение о деятельности главного органа по сертификации;

г) наделяет органы по сертификации полномочиями для выполнения процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств оповещения;

д) осуществляет координацию взаимодействия и контроль за деятельностью органов по сертификации технических средств оповещения, а также специалистами, привлекаемыми к работам по обязательной сертификации технических средств оповещения;

е) обеспечивает предоставление участникам сертификации информации о порядке проведения обязательной сертификации технических средств оповещения путем размещения ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте федерального органа по сертификации и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ);

ж) утверждает Положение о порядке рассмотрения жалоб на решение и (или) действия (бездействия) органа по сертификации и (или) специалистов органа по сертификации при проведении обязательной сертификации технических средств оповещения;

з) организует работу по рассмотрению жалоб по вопросам обязательной сертификации технических средств оповещения и обеспечивает контроль проведения указанной работы;

и) утверждает Положение о Едином знаке обращения технических средств оповещения на рынке;

к) утверждает Положение о комиссии по осуществлению контроля за соблюдением правил обязательной сертификации и деятельностью привлекаемых к работам по обязательной сертификации технических средств оповещения специалистов органов по сертификации.

3.3. Органами по сертификации являются:

главный орган по сертификации - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));

органы по сертификации:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России" с филиалами (далее - ФГБОУ ВО СПб УГПС МЧС России);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирская пожарно-спасательная академия" Государственной противопожарной службы МЧС России" (далее - ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России);

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования "Академия гражданской защиты МЧС России" (далее - ФГВБОУ ВО "АГЗ МЧС России");

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Академия Государственной противопожарной службы МЧС России" (далее - ФГБОУ ВО АГПС МЧС России);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России" (далее - ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России" с филиалами (далее - ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России);

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почёта" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" (далее - ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

3.4. Главный орган по сертификации в пределах своей компетенции:

а) осуществляет организационное и научно-методическое сопровождение процедуры сертификации технических средств оповещения, в том числе разрабатывает и актуализирует нормативные и методические документы по обязательной сертификации технических средств оповещения;

б) организует выдачу и ведение учёта бланков сертификатов;

в) ведет Единый реестр по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности (далее - Единый реестр), включающий Единый реестр сертификатов соответствия, реестр специалистов органов по сертификации, имеющих допуск к работам по оценке соответствия технических средств оповещения, реестр руководящих документов, регламентирующих вопросы организации и проведения процедур обязательной сертификации технических средств оповещения, с представлением сведений из Единого реестра по официальным письменным запросам;

г) организует проведение оценки компетентности специалистов органов по сертификации для обеспечения их допуска к работам по обязательной сертификации технических средств оповещения;

д) участвует в проверках, мониторинге и других мероприятиях за соблюдением органами по сертификации Правил, в том числе требований к специалистам органов по сертификации, предъявляемых настоящим Положением;

е) проводит обучение специалистов органов по сертификации по вопросам проведения обязательной сертификации технических средств оповещения;

ж) предоставляет федеральному органу по сертификации возможность проверки соблюдения им Правил, в том числе требований к специалистам, предъявляемых настоящим Положением;

з) анализирует информацию об отказах в выдаче сертификатов соответствия, направляемых органами по сертификации с целью недопущения нарушения порядка сертификации, установленного в п. 4.13.2 настоящего Положения;

и) выполняет в полном объеме функции органа по сертификации технических средств оповещения (в соответствии с п. 3.6 настоящего Положения).

3.5. Органы по сертификации в пределах своей компетенции:

а) осуществляют приём и рассмотрение заявок, поступающих в адрес органа по сертификации на проведение обязательной сертификации технических средств оповещения, и извещают заявителя о принятом решении;

б) заключают договора с заявителями, обратившимися в орган по сертификации, на проведение работ по обязательной сертификации технических средств оповещения;

в) осуществляют функции в соответствии с подпунктами в) - м) п. 5 Правил;

г) обращаются в главный орган по сертификации за бланками сертификатов соответствия;

д) представляют в главный орган по сертификации информацию о приостановлении, возобновлении или прекращении действия выданных сертификатов соответствия;

е) направляют в главный орган по сертификации информацию об отказе в выдаче сертификата соответствия с приложением копии экспертного заключения по результатам сертификации;

ж) предоставляют федеральному органу по сертификации возможность проверки соблюдения ими Правил, в том числе требований к их специалистам, предъявляемых настоящим Положением;

з) представляют отчёт о деятельности по обязательной сертификации технических средств оповещения в главный орган по сертификации.

Порядок и формы представления отчетных материалов о результатах деятельности органов по сертификации, специалистов органов по сертификации регламентируются Положением о деятельности главного органа по сертификации.

3.6. Функции испытательных лабораторий и заявителей определены в пп. 6-7 Правил.

3.7. Для переписки участники работ по обязательной сертификации технических средств оповещения используют бланк своей организации.

 

4. Особенности процедуры обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности

 

4.1. Обязательная сертификация технических средств оповещения осуществляется с целью подтверждения соответствия их характеристик требованиям, установленным пп. 50-57 раздела X Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением (далее - Требования).

4.2. При обязательной сертификации технических средств оповещения применяются схемы сертификации, установленные п. 8 Правил:

а) сертификация единичных образцов изделия (схема N 1);

б) сертификация партии изделий (схема N 2);

в) сертификация серийно выпускаемых изделий (схема N 3);

г) сертификация технических средств, установленных на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах (схема N 4).

4.3. В соответствии с Правилами принят следующий общий порядок обязательной сертификации технических средств оповещения, как для отечественных, так и зарубежных изготовителей, включающий:

а) подачу заявки на сертификацию объекта с комплектом документов;

б) рассмотрение и принятие решения по заявке;

в) составление и подписание договора на выполнение сертификации;

г) проведение предварительной проверки производства серийно выпускаемых технических средств оповещения, если это предусмотрено схемой сертификации;

д) отбор, идентификация образцов технических средств оповещения и их сертификационные испытания;

е) анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

ж) выдачу или отказ в выдаче сертификата соответствия;

з) осуществление инспекционного контроля за сертифицированными техническими средствами оповещения путем периодических испытаний образцов изделий, если это предусмотрено схемой сертификации, и проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям;

и) обеспечение доступа к информации о результатах сертификации.

4.4. Сроки выполнения работ по всем этапам процедуры обязательной сертификации технических средств оповещения регламентированы Правилами.

4.5. Процедура проведения сертификации технических средств оповещения в рамках отдельных органов по сертификации может быть конкретизирована согласованным с федеральным органом по сертификации руководством по качеству органа по обязательной сертификации технических средств оповещения.

4.6. Работы по сертификации технических средств оповещения проводятся специалистами органов по сертификации, имеющими допуск к работам по обязательной сертификации конкретных групп технических средств оповещения.

4.7. Подача заявки на сертификацию объекта с комплектом документов.

4.7.1. Для проведения работ по обязательной сертификации технических средств оповещения заявитель направляет в любой из органов по сертификации оригинал заявки с комплектом документов по почте или доставляет их в орган по сертификации лично.

4.7.2. Для предварительного рассмотрения заявки возможно ее представление по официальной электронной почте или факсу органа по сертификации с последующей передачей оригиналов заявочных документов и их регистрацией.

4.7.3. Форма заявки на проведение обязательной сертификации технических средств оповещения приведена в Приложении N 1 к настоящему Положению.

4.7.4. Состав комплекта документов, прилагаемых к заявке на проведение обязательной сертификации технических средств оповещения, определен пунктами 11-13 Правил.

4.7.5. В целях исключения случаев нарушения патентных, авторских и иных смежных прав на продукцию, компоненты и/или составные части, представленные на сертификацию, органом по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию у заявителя может быть запрошено гарантийное письмо о ненарушении вышеуказанных прав организаций и/или частных лиц, действующих на территории Российской Федерации, по форме, представленной в Приложении N 2 к настоящему Положению.

4.7.6. Документы должны предоставляться в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя организации - заявителя или уполномоченного им лица.

4.8. Рассмотрение и принятие решения по заявке.

4.8.1. Орган по сертификации регистрирует заявку на сертификацию и назначает ответственного исполнителя(ей) для выполнения работ по обязательной сертификации.

4.8.2. При соответствии представленных заявочных документов требованиям, установленным пунктами 11 и 13 Правил, орган по сертификации готовит решение по заявке на обязательную сертификацию технических средств оповещения и высылает его копию заявителю.

4.8.3. Форма решения по заявке на обязательную сертификацию технических средств оповещения представлена в Приложении N 3 к настоящему Положению.

Решение по заявке содержит основные условия сертификации (номер схемы сертификации, перечень реквизитов заявителя и изготовителя, наименование поступившего на сертификацию технического средства оповещения, наименование одной или нескольких испытательных лабораторий, привлекаемых для проведения сертификационных испытаний продукции, коды ОКПД2 (ТН ВЭД ЕАЭС), наименование нормативного документа, содержащего требования к техническому средству оповещения).

4.8.4. В случае представления неполного комплекта заявочных документов орган по сертификации направляет заявителю письменное уведомление с перечнем несоответствий, которые были обнаружены в ходе рассмотрения заявки. При неустранении заявителем указанных несоответствий в течение установленного Правилами срока, заявителю направляется письменное уведомление об отказе в проведении обязательной сертификации технических средств оповещения с указанием причины отказа и возвращением представленного комплекта документов.

4.9. Составление и подписание договора на выполнение сертификации.

4.9.1. При положительном решении органа по сертификации по заявке орган по сертификации оформляет договор с заявителем о проведении работ по обязательной сертификации технических средств оповещения и передает его заявителю на согласование и подписание.

4.9.2. Руководством по качеству конкретного органа по обязательной сертификации технических средств оповещения могут быть регламентированы типовые договора, учитывающие условия проведения работ по каждой схеме сертификации технических средств оповещения, в том числе затраты на сертификационные испытания.

4.9.3. Орган по сертификации приступает к проведению работ по отбору образцов технических средств оповещения и (или) проведению предварительной проверки производства технических средств оповещения в течение трёх рабочих дней с момента получения частичной или полной оплаты работ в соответствии с условиями заключенного договора и получения от заявителя оригинала подписанного договора.

4.9.4. Порядок оплаты работ по обязательной сертификации технических средств оповещения представлен в разделе 7 настоящего Положения.

4.10. Проведение предварительной проверки производства серийно выпускаемых технических средств оповещения.

4.10.1. Основной целью предварительной проверки производства является оценка возможности изготовителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия технические средства оповещения, соответствующие установленным требованиям.

4.10.2. При наличии у заявителей действующих сертификатов соответствия системы менеджмента качества (далее - СМК) производства технических средств оповещения, выданных органами по сертификации СМК, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, предварительная проверка производства не проводится.

4.10.3. Объекты производства изготовителя, подлежащие предварительной проверке специалистом органа по сертификации, порядок проведения анализа состояния производства определены пунктами 18 - 21 Правил.

Проверка наличия у органа по сертификации СМК аккредитации и статуса аттестата аккредитации органа по сертификации СМК должна проводиться на основании информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации.

4.10.4. Итоги предварительной проверки производства оформляются актом с последующим направлением его копии заявителю.

4.10.5. При наличии замечаний по результатам предварительной проверки производства заявитель представляет в орган по сертификации подтверждение их устранения. В случае непредставления заявителем в установленный Правилами срок подтверждения устранения выявленных замечаний орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия и уведомляет об этом заявителя.

4.11. Отбор, идентификация образцов технических средств оповещения и их сертификационные испытания.

4.11.1. Орган по сертификации осуществляет отбор образцов технических средств оповещения для проведения сертификационных испытаний в соответствии с требованиями ГОСТ 31814-2012 "Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия" с составлением акта и передаёт их для проведения испытаний в аккредитованные испытательные лаборатории.

4.11.2. Орган по сертификации может поручить осуществлять отбор образцов аккредитованным испытательным лабораториям.

4.11.3. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у технических средств оповещения, поставляемых потребителю (заказчику).

Из образцов продукции, представленных на испытания, выбирается контрольный образец, который подлежит хранению в течение срока годности продукции или срока действия сертификата.

Остальные образцы, прошедшие испытания, подлежат возвращению заявителю или уничтожению в установленном в договоре между органом по сертификации и заявителем порядке, с составлением соответствующих актов.

Контрольный образец хранится в органе по сертификации или испытательной лаборатории на случай возникновения разногласий в принадлежности отдельных реализуемых на рынке единиц технических средств оповещения к продукции, прошедшей сертификацию.

В отдельных случаях орган по сертификации может передавать контрольные образцы на хранение заявителю (изготовителю). При этом должны быть оформлены соответствующие документы о передаче контрольных образцов на ответственное хранение. Сами контрольные образцы должны быть промаркированы в установленном органом по сертификации порядке.

Указанные контрольные образцы могут быть использованы для организации выставок, конференций и т.п. мероприятий. При этом должны строго соблюдаться условия хранения, установленные в документах на продукцию: паспортах, руководстве или инструкции по эксплуатации (по применению) и т.п.

Орган по сертификации, испытательная лаборатория или заявитель обеспечивают условия хранения контрольных образцов, установленные нормативно-техническими документами на данную продукцию.

Допускается в качестве контрольных образцов использовать образцы продукции, подвергшиеся сертификационным испытаниям, если их идентификационные признаки и показатели, проверяемые при сертификации, остались неизменными.

4.11.4. Специалист органа по сертификации проводит идентификацию технических средств оповещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51293-99 "Идентификация продукции. Общие положения" на принадлежность к заявленной партии, на соответствие документам, подтверждающим происхождение продукции и содержащим сведения о ее качестве и количестве, на соответствие указанному наименованию и информации об изделии.

4.11.5. Испытания для целей сертификации технических средств оповещения требованиям к их функциональным характеристикам, установленных в Постановлении, проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных в национальной системе аккредитации.

Выбор аккредитованной испытательной лаборатории, привлекаемой к проведению сертификационных испытаний технических средств оповещения, осуществляется органом по сертификации на стадии принятия решения по заявке с учётом минимизации стоимостных показателей сертификации, связанных со степенью удаленности лаборатории, сложностями транспортирования образцов и недопустимости увеличения сроков сертификации.

В исключительных случаях, по согласованию с органом по сертификации, допускается проведение испытаний технических средств оповещения на испытательной базе заявителя (изготовителя) в присутствии специалиста органа по сертификации.

4.11.6. Образцы технических средств оповещения передаются органом по сертификации в испытательную лабораторию с приложением копии акта их отбора и программы необходимых сертификационных испытаний.

Форма программы сертификационных испытаний технических средств оповещения представлена в Приложении N 4 к настоящему Положению.

4.11.7. По результатам проведения сертификационных испытаний составляется протокол, который подписывается специалистами, проводившими испытания, и утверждается руководителем аккредитованной испытательной лаборатории.

Протокол сертификационных испытаний составляется в трех экземплярах.

Два экземпляра протокола сертификационных испытаний представляются в орган по сертификации, третий экземпляр хранится в испытательной лаборатории.

Протоколы испытаний подлежат хранению в соответствии с документами СМК органов по сертификации и испытательных лабораторий.

4.12. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия.

4.12.1. На основании анализа полученных результатов предварительной проверки производства (при наличии), анализа сертификата СМК (при наличии) и сертификационных испытаний орган по сертификации готовит экспертное заключение.

4.12.2. Основанием для выдачи сертификата соответствия является положительное экспертное заключение.

Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отрицательное экспертное заключение.

4.12.3. Экспертное заключение о соответствии технических средств оповещения требованиям к их функциональным характеристикам, установленных в Постановлении, должно содержать:

сведения о продукции;

выводы анализа документации, предоставленной заявителем для сертификации технических средств оповещения;

результаты предварительной проверки производства технических средств оповещения;

результаты сравнительного анализа требуемых характеристик, полученных при испытании образцов технических средств оповещения, с указанием ссылок на методики испытаний, использованные при испытаниях;

заключение о соответствии (несоответствии) технических средств оповещения требованиям к их функциональным характеристикам, установленным Постановлением.

4.12.4. Рекомендуемая форма экспертного заключения представлена в Приложении N 5 к настоящему Положению.

4.13. Выдача или отказ в выдаче сертификата соответствия.

4.13.1. На основании отрицательного экспертного заключения орган по сертификации направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче сертификата соответствия с приложением копии экспертного заключения по результатам сертификации.

4.13.2. В случае отрицательного экспертного заключения при применении схемы сертификации N 4 заявитель после устранения несоответствий, выявленных при проведении сертификационных испытаний технических средств оповещения, и получения соответствующего уведомления об отказе в выдаче сертификата соответствия в течение срока, установленного Правилами, направляет повторную заявку на проведение сертификации технических средств оповещения в орган по сертификации, ранее проводивший сертификацию указанных средств оповещения.

4.13.3. На основании положительного экспертного заключения орган по сертификации готовит макет проекта сертификата соответствия и согласовывает его с заявителем по электронной почте.

Согласованный макет сертификата соответствия распечатывается на бланке установленного образца и подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа по сертификации.

Подписанный руководителем (заместителем руководителя) органа по сертификации сертификат соответствия регистрируется в реестре сертификатов соответствия органа по сертификации.

Информация о зарегистрированном сертификате соответствия в течение трех рабочих дней со дня его регистрации направляется в главный орган по сертификации для размещения в Едином реестре сертификатов.

4.13.4. Форма сертификата соответствия и правила его заполнения представлены в Приложении N 6 к настоящему Положению.

Бланки сертификатов соответствия, а также бланки приложений к сертификатам соответствия выдаются по письменному обращению органов по сертификации главным органом по сертификации.

Допускается предварительная выдача главным органом по сертификации не более 50 бланков сертификатов соответствия и 50 бланков приложений к сертификатам соответствия каждому уполномоченному органу по сертификации.

Бланк сертификата соответствия и бланк приложения к сертификату соответствия являются защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня защиты "В", нумеруются и подлежат строгому учету.

Бланк сертификата соответствия и бланк приложения к сертификату соответствия представляют собой лист формата А4, размещенный в вертикальном положении.

Бланк сертификата соответствия и бланк приложения к сертификату соответствия изготавливается на бумаге массой 70 - 120  с водяными знаками (в виде малой эмблемы МЧС России), обладающими выраженной контрастностью, обеспечивающей надежный визуальный контроль. Бумага не должна иметь свечений (видимой люминесценции) под действием ультрафиолетового излучения, содержит не менее двух видов волокон, контролируемых в видимой или иных областях спектра.

Бланк сертификата соответствия и бланк приложения к сертификату соответствия обрамлен стилизованной рамкой с включением по ее периметру многократно повторяющегося микротекста "Федеральный орган по сертификации в области технических средств оповещения", разделенного знаком "*".

Внутренняя часть рамки содержит наложение двух фоновых сеток с переменным шагом, одна из которых с ирисовым раскатом.

4.13.5. Срок действия сертификата соответствия на серийно выпускаемое техническое средство оповещения не превышает трех лет. Срок действия сертификата соответствия на партию продукции и единичный образец, в том числе установленный на конкретном объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, не устанавливается.

4.13.6. Сертифицированные технические средства оповещения маркируются знаком обращения на рынке. Маркировка технических средства оповещения знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

Особенности маркировки технических средств оповещения знаком обращения на рынке определяются в порядке, установленном федеральным органом по сертификации.

4.14. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированными техническими средствами оповещения, если это предусмотрено схемой сертификации, и проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям;

4.14.1. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, если он предусмотрен схемой сертификации, осуществляется органом по сертификации в течение всего срока действия сертификата соответствия, не реже одного раза в год в форме проверок.

Как правило, инспекционный контроль за сертифицированной продукцией включает проведение:

анализа материалов по сертифицированным техническим средствам оповещения;

проверки анализа состояния производства;

отбора и идентификации образцов технических средств оповещения;

испытаний образцов технических средств оповещения;

проверки корректирующих мероприятий по устранению ранее выявленных несоответствий;

анализа рекламаций на сертифицированную продукцию.

4.14.2. Инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию.

4.14.3. Периодичность, сроки и объем инспекционного контроля определяются программой, принимаемой в рамках заключения договора на сертификацию (дополнительное соглашение к нему) между заявителем и органом по сертификации, или специального договора между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.

4.14.4. Инспекционный контроль состоит из следующих этапов:

сбор и анализ информации о сертифицированной продукции;

разработка и утверждение программы инспекционной проверки;

назначение ответственного исполнителя(ей);

проведение инспекционной проверки;

оформление результатов инспекционной проверки;

принятие решения по результатам инспекционного контроля.

4.14.5. Программа инспекционной проверки, разрабатываемая органом по сертификации, должна содержать общие сведения о предприятии, сертифицированной продукции, сроках проведения проверки, а также информацию о необходимости проведения идентификации продукции, испытаний, проверки состояния производства (при отсутствии действующего сертификата соответствия СМК производства), проверки жалоб (рекламаций) на полученную продукцию и оформление результатов проверки.

4.14.6. Результаты инспекционного контроля оформляют заключением о соответствии или несоответствии технических средств оповещения установленным требованиям.

4.14.7. Орган по сертификации в зависимости от результатов инспекционного контроля принимает решение о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, и уведомляет об этом заявителя с направлением копии заключения.

4.14.8. Процедуры приостановления, прекращения, возобновления действия сертификата соответствия продукции, а также вопросы выдачи его дубликата и замены ранее выданного документа на новый осуществляются в соответствии с пп. 41-55 Правил.

4.14.9. Изменение статуса сертификата соответствия подтверждается записью информации в Едином реестре сертификатов.

4.15. Обеспечение доступа к информации о результатах сертификации.

4.15.1. Участникам процедуры обязательной сертификации технических средств оповещения обеспечивается свободный доступ к актуальной информации о порядке проведения обязательной сертификации технических средств оповещения, результатам обязательной сертификации, сведениям о действующих сертификатах соответствия путем размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте федерального органа по сертификации - www.mchs.gov.ru и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) - www.vniigochs.ru.

4.15.2. Порядок ведения Единого реестра сертификатов регламентирован разделом 7 настоящего Положения.

 

5. Требования к компетентности, органов по сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности и контроль за их деятельностью

 

5.1. Орган по сертификации создается на базе одного из подразделений организации, подведомственной и уполномоченной МЧС России, и подчиняется непосредственно руководителю юридического лица организации МЧС России.

5.2. Допускается создание органа по сертификации технических средств оповещения на базе действующего аккредитованного в национальной системе аккредитации органа по сертификации продукции.

5.3. Орган по сертификации в своей деятельности должен руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами Российской Федерации, положениями и требованиями ГОСТ ISO/IEC Guide 65-2012 "Общие требования к органам по сертификации продукции".

5.5. Органы по сертификации технических средств оповещения должны иметь функционирующую СМК и соблюдать в своей деятельности ее требования, а также требования, установленные в руководстве по качеству.

 

6. Требования к компетентности специалистов органов по сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности и контроль за их деятельностью

 

6.1. Оценка компетентности специалистов органов по сертификации, привлекаемых к работам по обязательной сертификации технических средств оповещения, проводится с целью подтверждения их соответствия установленным настоящим Положением требованиям, достаточности их теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности, необходимых для проведения работ по обязательной сертификации технических средств оповещения.

6.2. Специалист органа по сертификации, выполняющий работы по обязательной сертификации технических средств оповещения, должен:

а) знать законодательство Российской Федерации, относящееся к области обязательной сертификации, стандартизации и метрологии технических средств оповещения;

б) знать нормативные правовые и нормативно-технические документы, устанавливающие порядок проведения обязательной сертификации технических средств оповещения, требования к техническим средствам оповещения и методам их испытаний;

в) иметь высшее образование, подтвержденное документом государственного образца, в области знаний, близкой к деятельности по сертификации технических средств оповещения;

г) иметь опыт работы по проведению процедуры сертификации продукции (в случае отсутствия опыта работы по проведению процедуры сертификации продукции специалист должен пройти дополнительное обучение или провести не менее двух работ по сертификации технических средств оповещения в качестве стажера);

д) обладать независимостью от юридических и физических лиц, с которыми осуществляется его деятельность, основанной на отсутствии коммерческого и финансового интереса или другого давления, которое может оказать влияние на принимаемые решения при обязательной сертификации технических средств оповещения;

е) соблюдать правила делового этикета, постоянно повышать свою квалификацию;

ж) быть объективным и беспристрастным, обеспечивать конфиденциальность полученной информации;

з) уметь организовать работу по сертификации технических средств оповещения и обеспечить обоснованность выдачи сертификата соответствия, в том числе:

провести анализ документов, представленных заявителем на сертификацию технических средств оповещения, и принять по ним решение;

идентифицировать технические средства оповещения;

отобрать образцы технических средств оповещения для испытаний;

провести анализ результатов испытаний технических средств оповещения;

провести предварительную оценку состояния производства технических средств оповещения;

разрабатывать программы анализа состояния производства конкретных видов технических средств оповещения;

оформить типовые формы основных документов (заявку, договор, решения, сертификат соответствия и др.);

организовать и провести инспекционный контроль сертифицированных технических средств оповещения;

оценить выполнение корректирующих мероприятий.

6.3. Вопросы организации процедуры оценки компетентности специалистов по сертификации технических средств оповещения и ведения реестра (перечня) специалистов по сертификации технических средств оповещения обеспечивает главный орган по сертификации.

6.4. Орган по сертификации представляет в главный орган по сертификации сведения об уполномоченных специалистах по форме согласно Приложению N 7 к настоящему Положению.

6.5. Контроль за соблюдением правил сертификации и деятельностью привлекаемых к работам по обязательной сертификации технических средств оповещения специалистов органов по сертификации, осуществляется не реже одного раза в год комиссией, в порядке, установленным федеральным органом по сертификации.

6.6. По результатам контроля за деятельностью специалистов, привлекаемых к работам по обязательной сертификации технических средств оповещения, оформляется решение комиссии о соответствии или несоответствии специалиста уполномоченного органа по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям установленным пунктом 6.2 настоящего Положения.

По выявленным несоответствиям устанавливается срок устранения замечаний.

В случае не устранения выявленных несоответствий в установленный срок федеральным органом по сертификации принимается решение об исключении специалиста органа по сертификации из реестра специалистов, привлекаемых к процедуре обязательной сертификации технических средств оповещения.

 

7. Единый реестр по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности

 

7.1. Единый реестр по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности (далее - Единый реестр) является информационным ресурсом и ведется в соответствии с нижеприведенными правилами.

7.2. Единый реестр представляет собой специальный журнал, состоящий из отдельных разделов с внесенными в него сведениями об объектах, участниках работ и документах по сертификации в обязательной сертификации технических средств оповещения.

Единый реестр является контрольно-учетным элементом и единственным источником официальной информации о результатах работ по сертификации.

7.3. Единый реестр ведется главным органом по сертификации. Органы по сертификации могут вести реестры, в части касающейся, по формам, установленным настоящим документом.

7.4. Единый реестр состоит следующих специализированных реестров:

а) Единый реестр сертификатов;

б) реестр специалистов органов по сертификации, имеющих допуск к работам по обязательной сертификации технических средств оповещения;

в) реестр руководящих документов, регламентирующих вопросы организации и проведения процедур обязательной сертификации технических средств оповещении.

7.5. Единый реестр ведется наряду с печатной формой в электронном виде с обязательной резервной копией с целью регистрации объектов, участников работ и документов по сертификации, их учета, а также для организации системного информационного обслуживания работ по сертификации.

7.6. Единый реестр сертификатов соответствия формируется на основе сведений, представляемых уполномоченными органами по сертификации, о выданных, отмененных, приостановленных сертификатах соответствия.

7.7. Реестр специалистов органов по сертификации, привлекаемых к сертификации, формируется по данным органов по сертификации и решениям комиссии о допуске их к работам.

7.8. Данные в Единый реестр вносятся уполномоченным лицом главного органа по сертификации, которое несет ответственность за полноту и достоверность заполняемых сведений.

7.9. Каждой записи Единого реестра присваивается регистрационный номер.

7.10. Форма Единого реестра сертификатов построена на основе пункта 38 Правил.

7.11. Форма заполнения разделов Единого реестра приведена в Приложении 7 к настоящему Положению.

7.12. Доступ к редактированию записей в Едином реестре имеет только главный орган по сертификации.

7.13. Срок регистрации объектов Единого реестра составляет не более трех рабочих дней с даты поступления сведений.

7.14. Официальные сведения из Единого реестра публикуются ежегодно на сайте главного органа по сертификации www.vniigochs.ru.

7.15. Единый реестр сертификатов размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа по сертификации или главного органа по сертификации для всеобщего обозрения.

7.16. Выписка из Единого реестра предоставляются по официальным письменным запросам юридических и физических лиц в сроки, установленные Правилами. При необходимости производится распечатка всего Единого реестра или его разделов по состоянию на определенную дату.

7.17. Немотивированный отказ в предоставлении содержащихся в Едином реестре сведений не допускается.

7.18. Хранение и ведение Единого реестра должно осуществляться в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение уничтожения, блокирования, хищения или модифицирования информации.

 

8. Порядок оплаты работ по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности

 

8.1. Оплата работ по обязательной сертификации технических средств оповещения осуществляется на основании договора между заявителем и органом по сертификации.

8.2. Заявитель оплачивает все расходы, связанные с обязательной сертификацией, независимо от её результатов.

8.3. Заявитель обязуется оплатить все расходы, связанные с проведением инспекционного контроля, если он предусмотрен схемой сертификации.

8.4. Оплата работы испытательных лабораторий и специалистов, привлекаемых к работам по обязательной сертификации, может производится по отдельным договорам и трудовым соглашениям.

8.5. Порядок оплаты работ по обязательной сертификации технических средств оповещения устанавливается федеральным органом по сертификации.

 

9. Порядок рассмотрения жалоб

 

9.1. Общий порядок рассмотрения жалоб на решение и (или) действия (бездействие) органов по сертификации и (или) их должностных лиц при проведении обязательной сертификации технических средств оповещения представлен в пп. 59 и 60 Правил.

9.2. Рассмотрение жалоб производится на принципах:

а) полноты решения задач и правильности выполнения функций;

б) конфиденциальности коммерческой и другой информации, способной повредить сторонам, полученной в процессе рассмотрения апелляций;

в) объективности принимаемых решений, исключающих возможность оказания административного, коммерческого, финансового или иного воздействия, которое может повлиять на результаты рассмотрения предметов спора и разногласий, представленных в апелляции.

9.3. Порядок рассмотрения жалоб устанавливается федеральным органом по сертификации.

 

Заместитель
Министра Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий

А.П. Чуприян

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Положение об организации и порядке проведения работ по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности (утв. МЧС России 29 марта 2017 г. N 2-4-71-16-28)


Текст положения опубликован не был