Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 августа 2019 г. N 03-05-06-02/65917
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части своей компетенции сообщает следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31.05.2005 N 6-П, определение от 16.04.2009 N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов.
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, формирует в значительной степени доходную базу местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляется.
Согласно Кодексу налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются собственники недвижимого имущества.
Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к его уплате. При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества.
Таким образом, формирование налоговой базы исходя из стоимости имущества, по мнению Департамента, соответствует принципу справедливости и положено в основу налоговых систем большинства государств.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленный налог в отношении соответствующего имущества.
В целях обеспечения защиты прав граждан Кодексом предусмотрены обязательные на всей территории Российской Федерации меры:
1) в отношении объектов жилого назначения предусмотрены налоговые вычеты. Например, в отношении квартиры налоговый вычет предусмотрен в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры, в отношении жилого дома - 50 квадратных метров общей площади жилого дома;
2) налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении одного объекта капитального строительства каждого вида по выбору налогоплательщика. Так, например, пенсионеры полностью освобождены от уплаты налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (одна квартира, один жилой дом, один гараж, одно хозяйственное строение на садовом или дачном земельном участке).
Установленные главой 32 Кодекса меры социальной защиты (налоговые вычеты, налоговые льготы) являются минимальными. Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Одновременно сообщаем, что в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года принят Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий применение коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом.
Предусмотренные законом изменения позволят исключить резкие изменения налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право собственности предполагает не только возможность реализации правомочий владения, пользования и распоряжения, но и несение бремени содержания имущества.
Плательщиками налога на имущество физлиц признаются собственники недвижимости.
НК установлены минимальные меры соцзащиты (налоговые вычеты и льготы). Местные власти вправе увеличивать размеры вычетов и вводить дополнительные льготы.
Изменениями в НК введен коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Это позволит исключить резкие изменения налоговой нагрузки.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 августа 2019 г. N 03-05-06-02/65917
Текст письма опубликован не был