Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
распоряжением
Правительства
Кировской области
от 20.09.2019 N 251
Концепция
развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2030 года
1. Общие положения
Концепция развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Кировской области (далее - особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, с учетом положений Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р, Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года".
2. Современное состояние и проблемы развития особо охраняемых природных территорий в Кировской области
Особо охраняемые природные территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, на которых установлен режим особой охраны, играют ключевую роль в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия.
Они являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса урбанизированных территорий, сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных и растений, опорной площадкой для проведения научных исследований и мониторинга окружающей среды. Значительная часть особо охраняемых природных территорий востребована населением в виде рекреационного и туристского ресурсов.
На 01.01.2019 сеть особо охраняемых природных территорий представлена 200 особо охраняемыми природными территориями различных видов и категорий (государственный природный заповедник федерального значения "Нургуш", 3 государственных природных заказника регионального значения: "Пижемский", "Былина", "Бушковский лес", 174 памятника природы регионального значения, зеленая зона городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, являющаяся особо охраняемой природной территорией, а также 21 особо охраняемая природная территория местного значения на территории Кировской области). Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 347,6 тыс. га, или 2,89% от общей площади Кировской области.
Проведенная в период с 2007 по 2013 год инвентаризация особо охраняемых природных территорий и оценка их современного состояния показали, что сформированная к настоящему моменту сеть особо охраняемых природных территорий в Кировской области не может быть признана в полной мере соответствующей требованиям законодательства.
Территориальная охрана в Кировской области нуждается в оптимизации, поскольку не в полной мере обеспечивает эффективную охрану природных комплексов и объектов. Меры по их сохранению недостаточны, незначительные по площади особо охраняемые природные территории не в состоянии противостоять процессам деградации природных комплексов, вызванным прямым или косвенным антропогенным воздействием.
Существующий правовой статус и режимы особой охраны отдельных особо охраняемых природных территорий не соответствуют реальной потребности сохранения природных объектов и комплексов, занижая или завышая их природоохранную ценность и значимость.
Ведение туристской и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях носит стихийный характер. Оценка уровня их посещаемости и степени воздействия, оказываемого в процессе рекреационной деятельности, не ведется. Рекреационная нагрузка и допустимая пропускная способность особо охраняемых природных территорий не рассчитаны.
Потенциальные для использования в научно-исследовательских, эколого-просветительских и туристско-рекреационных целях возможности особо охраняемых природных территорий изучены недостаточно и в настоящее время не могут быть реализованы в полном объеме.
Имеющиеся проблемы создали ситуацию, при которой особо охраняемые природные территории без реализации комплекса системных мер в долгосрочной перспективе не смогут оказать существенного влияния на процессы деградации экосистем Кировской области, выполнить компенсирующие функции, обеспечить экологическую стабильность региона.
Для решения указанных проблем необходимо:
принять меры к созданию новых особо охраняемых природных территорий, обеспечивающих территориальной охраной места обитания редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Кировской области, типичные и уникальные экосистемы, обеспечивающие сохранение разнообразия на видовом и ценотическом уровнях;
решить вопросы по внесению сведений о границах и режимах особой охраны особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости;
усовершенствовать подходы к регулированию хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, их устойчивому использованию, в том числе в сфере образовательной, научной, туристской и рекреационной деятельности;
оптимизировать работу по учету и контролю состояния и соблюдения режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
3. Цель, задачи и принципы реализации Концепции
Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий Кировской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий с максимально представленным на особо охраняемых природных территориях видовым, экосистемным и ландшафтным разнообразием;
совершенствование правового обеспечения развития и управления системой особо охраняемых природных территорий;
обеспечение эффективной системы охраны природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;
совершенствование научно-методологического обеспечения особо охраняемых природных территорий и повышение эффективности научной деятельности;
формирование и ведение кадастра особо охраняемых природных территорий с использованием ГИС-технологий;
развитие эколого-просветительской деятельности, вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического и познавательного туризма;
вовлечение природопользователей и местного населения, частного бизнеса в природоохранную деятельность на особо охраняемых природных территориях.
Реализация настоящей Концепции основывается на принципах: приоритетности сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов, природных и историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами особо охраняемых природных территорий; научной обоснованности принятия управленческих решений; обязательности учета социально-экономических аспектов при принятии управленческих решений;
системного и комплексного решения задач в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
открытости и доступности информации в рассматриваемой сфере; ответственности за нарушение установленного режима особой охраны на особо охраняемых природных территориях и возмещения вреда, причиненного особо охраняемым природным территориям.
4. Основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий Кировской области
4.1. Формирование репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий
Анализ отчетных материалов проведенной инвентаризации особо охраняемых природных территорий показал, что процесс формирования современной сети особо охраняемых природных территорий не всегда осуществлялся по принципам научной обоснованности и целесообразности. Часто образование особо охраняемых природных территорий носило шаблонный и формальный характер, некоторые природные объекты представлены в избытке. Площади 115 из 187 особо охраняемых природных территорий составляют менее 50 га. Значительная часть памятников природы представляет собой точечные объекты. Статус памятников природы регионального значения присвоен 20 искусственным посадкам сосны сибирской в количестве от 1 до 15 деревьев разного возраста, суммарная площадь этих особо охраняемых природных территорий не превышает 13,5 га. В данном случае будет обоснованным и целесообразным принятие решений об упразднении таких объектов, присутствие которых в системе особо охраняемых природных территорий Кировской области является излишним.
В то же время в системе объектов природно-заповедного фонда не в полной мере представлено разнообразие ландшафтов, характерное для территории Кировской области, недостаточно территорий, обеспечивающих сохранение мест обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Кировской области. Для выделения наиболее значимых территорий в целях сохранения видового и ландшафтного разнообразия в период с 2006 по 2009 год на территории Кировской области специалистами федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Вятский государственный гуманитарный университет" были проведены научные изыскания, результаты которых послужили основой для разработки Перспективной схемы развития особо охраняемых природных территорий регионального значения Кировской области. В результате исследований в качестве перспективных было предложено 68 территорий различного функционального назначения, наиболее значимые и ценные из них были включены в Перспективную схему развития особо охраняемых природных территорий регионального значения Кировской области.
4.2. Совершенствование правового обеспечения системы особо охраняемых природных территорий Кировской области
В целом в Кировской области сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
Между тем ряд вопросов в указанной сфере требует нормативного правового регулирования.
Для этого необходимо:
внести сведения о границах и режимах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон как зон с особыми условиями использования территорий в Единый государственный реестр недвижимости;
актуализировать положения об особо охраняемых природных территориях и режимы их особой охраны, дополнить нормативные правовые акты сведениями об основных видах разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
обеспечить управление природоохранными территориями на основании ведомственных целевых программ, планов действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений;
проработать вопросы целесообразности организации охранных зон вокруг памятников природы регионального значения с учетом необходимости предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на охраняемые природные комплексы и объекты;
обеспечить развитие нормативной правовой базы в сфере организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях.
4.3. Эколого-просветительская деятельность и работа с населением
Эколого-просветительская деятельность, направленная на популяризацию особо охраняемых природных территорий, играет значительную роль в повышении уровня экологической культуры населения, формировании понимания вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:
повышать уровень просвещения и информированности общественности, в том числе путем привлечения населения к участию в принятии социально значимых решений в сфере развития особо охраняемых природных территорий;
обеспечивать широкий доступ населения к информации об особо охраняемых природных территориях, уделяя особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;
расширять выпуск информационно-рекламных, методических изданий, включая выпуск буклетов, брошюр и иной полиграфической продукции для распространения среди населения, в библиотеках, образовательных учреждениях;
активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования;
оказывать содействие в организации экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями, для реализации чего должны быть проведены следующие мероприятия:
разработка комплекса экскурсионных программ для различных категорий посетителей,
обеспечение обустройства и информационного сопровождения экскурсионных экологических троп, остановочных пунктов, смотровых площадок,
оценка предельно допустимых рекреационных нагрузок и определение путей минимизации негативного воздействия на природные экосистемы.
5. Результаты реализации Концепции
Результатами реализации настоящей Концепции будут являться:
создание эффективной репрезентативной системы особо охраняемых природных территорий Кировской области, охватывающей значительный спектр экологических систем, расположенных на территории Кировской области;
обеспечение условий сохранения мест обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Кировской области;
усовершенствование нормативной правовой базы, определяющей деятельность и развитие системы особо охраняемых природных территорий Кировской области;
урегулирование вопросов использования туристского и рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий и создание для него условий;
создание условий для осуществления комплексного мониторинга экологических систем и видов на особо охраняемых природных территориях;
регламентирование вопросов хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях в целях устойчивого использования природных ресурсов этих территорий.
Реализация Концепции позволит создать репрезентативную систему особо охраняемых природных территорий Кировской области, обеспечивающую сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, обеспечит повышение эффективности управления и охраны особо охраняемых природных территорий, будет способствовать развитию экологической культуры населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.